Статья
Хочешь быть здоровым – плати!

Российский рынок частной медицины набирает обороты

Результаты исследований показывают: большинство россиян не рассчитывает на получение бесплатной качественной медицинской помощи от государства в полном объеме, что вынуждает их обращаться к сектору частных медицинских услуг.

Советское наследство. Система бесплатной общедоступной медицины, существовавшая в СССР, полностью исчерпала себя в постсоветский период. Масштабное реформирование здравоохранения, начатое Правительством еще в 2010 году, сразу же подразумевало значительную экономию бюджетных средств. Основной целью реформы стала модернизация системы обязательного медицинского страхования (ОМС). Одновременно с увеличением размера страховых взносов с 3,1% до 5,1% был решено постепенно сокращать долю типов лечения, которые финансируются напрямую из бюджета, и начинать оплачивать их из средств собираемых взносов. В это же время началось повышение средней зарплаты врачей – средства на эти расходы должны были поступать также из бюджета ОМС. В результате во многих регионах начали сокращать коечный фонд стационаров, закрывать небольшие медицинские учреждения и концентрировать специализированные услуги в крупных медицинских центрах, позже начались сокращения медработников. В итоге сегодня большинство россиян считает, что в случае болезни они не смогут рассчитывать на бесплатную медицинскую помощь в необходимом объеме.

Кошелек или жизнь. По данным исследования «Взгляд на перспективы развития рынка частных медицинских услуг в РФ в 2017-2019 годах» аудиторской компании KPMG, в 2016 году указанная отрасль в России выросла более чем на 51 млрд руб. (на 8,2%) – по итогам 12 месяцев ее объем составил 622 млрд руб. На ближайшую перспективу исследователями прогнозируется дальнейший, хоть и несколько замедляющийся, рост в среднем на 6% ежегодно. В числе факторов, способствующих росту рынка, называются продолжающееся снижение доступности и качества медицинской помощи в сегменте ОМС, сокращение страхового покрытия в рамках корпоративных полисов добровольного медицинского страхования (ДМС) в крупных компаниях и полный отказ от программ ДМС в ряде средних фирм. Продолжается закрытие государственных клиник, в оставшихся учреждениях растет доля платных услуг, при этом очевидны недостатки финансирования сектора здравоохранения. Совокупность этих причин приводит к росту наполняемости лечебных учреждений в коммерческой медицине.

Инновации не только в медицине. С исследователями согласны и собственники частных медицинских учреждений, большинство из которых заявляют о намерении расширять свой бизнес: по их мнению, приток клиентов будет обеспечен за счет снижения доступности и качества государственных услуг. Предлагаемые бизнесом модели многопрофильных клиник, где можно получить всю необходимую медицинскую помощь под одной крышей, обретают все большую популярность на рынке частной медицины. При этом, именно частный сектор успевает перестроиться не только под медицинские, но и под технологические ожидания клиентов, включающие наличие у клиники онлайн-записи, электронной медицинской карты и мобильного приложения. Фактором, сдерживающим спрос на платные медицинские услуги, может стать рост цен в отрасли, однако даже это не сможет существенно снизить темы развития рынка.

Государство и бизнес. Недавно Минздрав инициировал обсуждение нового механизма государственно-частного партнерства для бюджетных медицинских учреждений. Ведомство предложило дать им право образования дочерних компаний, внося в их капитал высвобождаемое в ходе реформы недвижимое имущество. Созданные структуры смогут зарабатывать на оказании платных услуг и будут контролироваться создавшими их учреждениями. В долгосрочной перспективе данная инициатива может быть успешно реализована, что повысит общее качество медицинских услуг, однако для начала работы в данном направлении бизнесу необходимы прозрачные и понятные правила игры. Очевидно, что дальнейшее сокращение государственного здравоохранения неизбежно, поэтому эффективное взаимодействие государства и бизнеса в данном вопросе приобретает важнейшее значение для всего населения страны.

Статья
Внесены дополнения в Федеральный закон «О национальной платежной системе»

Федеральным законом от 03.04.2017 №59-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О национальной платежной системе» глава 3 Федерального закона от 27.06.2011 №161-ФЗ «О национальной платежной системе» дополнена статьей 19.1 «Особенности осуществления трансграничного перевода денежных средств в случае введения запретов иностранным государством».

Согласно данной статьи, в случаях введения запретов иностранными государствами по отношению к российским платежным системам, на трансграничные переводы денежных средств без открытия банковского счета устанавливаются ограничения.

Так, трансграничные переводы денежных средств могут осуществляться из России только в условиях прямого или косвенного контроля операторов платежных систем или операторов услуг платежной инфраструктуры со стороны российских юридических лиц. Условия такого контроля определены Международными стандартами финансовой отчетности, признанными на территории России. В иных случаях условием контроля является право российских юридических лиц на прямое или косвенное распоряжение более 50% от общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции или доли уставного капитала операторов платежных систем или операторов услуг платежной инфраструктуры. Такое право распоряжения может также возникать в результате заключения договоров доверительного управления имуществом, простого товарищества, договоров поручения или по другим основаниям.

Центральный Банк РФ (ЦБ РФ) в дальнейшем планирует размещение на официальном интернет-сайте сведений о введении иностранными государствами запретов в отношении платежных систем, операторы которых зарегистрированы в ЦБ РФ. Ограничения будут вводиться со дня размещения этих сведений.

Федеральный закон вступает в силу с 5 мая 2017 года. Однако ограничения на трансграничные переводы денежных средств будут применяются и в случаях запретов в отношении российских платежных систем, введенных до дня вступления в силу данного закона.

О возможных масштабах внесенных изменений можно косвенно судить по результатам операций с наличной иностранной валютой на территории России (Таблица 1).

Таблица 1. Сведения ЦБ РФ об операциях с наличной иностранной валютой на территории Российской Федерации через уполномоченные банки и их филиалы (в долларовом эквиваленте по всем видам валют), млн долларов США.
 2009 г.2010 г.2011 г.2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.6 мес. 2016 г.
Вывезено банками наличной иностранной валюты из Российской Федерации 18 152 14 993 7 015 5 768 9 471 7 981 17 482 5 243
Продано наличной иностранной валюты физическим лицам и выдано по конверсии 50 317 39 456 51 833 61 961 59 546 71 865 37 147 16 314
Выдано наличной иностранной валюты со счетов физических лиц 35 239 30 679 33 674 38 048 39 267 59 601 39 901 20 483
Выдано наличной иностранной валюты физическим лицам по переводам без открытия счета 1 531 2 119 3 281 2 160 2 311 2 638 2 321 1 100

Темпы роста / снижения от года к году среднемесячных сумм, перечисленных выше операций с наличной иностранной валютой представлены ниже на Рисунке1.

Темпы роста / снижения от года к году среднемесячных сумм
Рисунок 1. Темпы роста / снижения от года к году среднемесячных сумм

Подписчики Информационно-аналитической системы Глобас-i® могут ознакомится с деятельностью всех банковских и небанковских кредитных организациях и их филиалов с действующими, а также с отозванными лицензиями.