Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг крупнейших российских предприятий розничной торговли бытовыми электротоварами. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 и 2014 годы) компании (ТОП-10 и ТОП-100). Далее они были ранжированы по коэффициенту рентабельности продаж в 2015 году (Таблица 1).
Рентабельность продаж (%) рассчитывается как доля операционной прибыли в общем объеме продаж компании. Коэффициент рентабельности продаж отражает эффективность производственной и коммерческой деятельности предприятия и показывает долю средств предприятия, полученную в результате реализации продукции после покрытия ее себестоимости, уплаты налогов и выплаты процентов по кредитам.
Рентабельность продаж отражает эффективность ценовой политики и способность менеджмента компании контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках определяют разнообразие значений рентабельности продаж в компаниях одной отрасли. Поэтому следует учитывать, что при равных значениях выручки, операционных затрат и прибыли до налогообложения у двух разных организаций рентабельность продаж может различаться под влиянием объемов процентных выплат на величину чистой прибыли.
Экспертами Информационного агентства Credinform, с учетом фактического положения дел как экономики в целом, так и в отраслях, разработан и реализован в Информационно-аналитической системе Globas-i® расчет практических значений финансовых коэффициентов, которые могут быть признаны нормальными для конкретной отрасли. Для предприятий розничной торговли бытовыми электротоварами практическое значение коэффициента платежеспособности составляет от 4,78%.
Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность финансовых показателей и коэффициентов компании.
Наименование, ИНН, регион | Чистая прибыль 2015 г., млн руб. | Выручка 2015 г., млн руб. | Выручка 2015 г., к 2014 г., % | Рентабельность продаж, % | Индекс платежеспособности Глобас® |
ООО ГРУППА КОМПАНИЙ ТСС ИНН 7702325027 г. Москва | 170,5 | 1 227,8 | 35,6 | 16,55 | 164 Наивысший |
ООО ПРОМЭЛЕКТРО ИНН 6122017764 Ростовская область | 36,1 | 406,2 | 63,7 | 9,81 | 220 Высокий |
ООО СФЕРА ИНН 7811318767 Санкт-Петербург | 24,2 | 479,3 | -1,0 | 6,56 | 239 Высокий |
ООО ТОРГОВЫЙ ДОМ МИР ИНН 0541028003 Республика Дагестан | 13,5 | 388,4 | 16,2 | 4,22 | 190 Наивысший |
ООО ТОРГОВЫЙ ДОМ ЭНЕРГОСБЫТ ИНН 7813182222 Санкт-Петербург | 1,4 | 420,2 | 54,4 | 2,68 | 211 Высокий |
ООО В-ЛАЗЕР ИНН 2540137652 Приморский край | 20,7 | 3 424,5 | -27,5 | 1,18 | 265 Высокий |
ООО АРКТИКА ИНН 1501009790 Республика Северная Осетия - Алания | 11,6 | 889,4 | -19,0 | 1,03 | 232 Высокий |
ООО КОЛОННАДА ИНН 6367659470 Самарская область | 0,8 | 520,5 | -8,3 | 0,92 | 208 Высокий |
ООО ЭНЕРГОСБЫТ - ЕКАТЕРИНБУРГ ИНН 6674134266 Свердловская область | 1,2 | 484,3 | -12,2 | 0,81 | 272 Высокий |
ООО ТЕХНОПАРК - ЦЕНТР ИНН 7715631511 г. Москва | 97,8 | 8 664,6 | -6,9 | 0,30 | 239 Высокий |
Итого по группе компаний ТОП-10 | 377,8 | 16 905,2 | |||
Итого по группе компаний ТОП-100 | 740,9 | 26 604,8 | |||
Среднее значение по группе компаний ТОП-10 | 37,8 | 1 690,5 | 8,5 | 4,41 | |
Среднее значение по группе компаний ТОП-100 | 7,4 | 266,0 | -5,2 | 6,28 | |
Среднее значение по отрасли | 1,1 | 61,3 | -23,9 | 4,78 |
Среднее значение коэффициента рентабельности продаж в 2015 году в группе компаний ТОП-10 ниже практического значения, а в группе компаний ТОП-100 - выше (выделены зеленой и желтой заливкой, соответственно, в Таблице 1 и на Рисунке 1 ).
Объем выручки 10 крупнейших компаний в 2015 году составлял 64% от суммарной выручки 100 крупнейших компаний. Это свидетельствует о высоком уровне монополизации в отрасли. При этом, объем выручки крупнейшей компании отрасли ООО ТЕХНОПАРК - ЦЕНТР составил 33% от суммарной выручки 100 крупнейших компаний (Рисунок 2).
Всем компаниям из ТОП-10 присвоен наивысший или высокий индекс платежеспособности Глобас® что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства.
В группе компаний ТОП-100 в 2014 году наблюдалось 9 убыточных компаний, в 2015 году их число возросло до 11. При этом, более чем в два раза увеличился средний размер их убытка. По остальным компаниям ТОП-100 средний размер прибыли увеличился за этот же период почти на 18% (Рисунок 3).
В целом, отраслевые коэффициенты рентабельности продаж укладывались в параметры практического значения в 2008, 2010, 2014 и в 2015 годах (Рисунок 4), что свидетельствует об относительно высоком уровне эффективности деятельности предприятий отрасли.
Показатели отрасли в денежном выражении в целом отражают макроэкономические тенденции, что подтверждается сведениями Федеральной службы государственной статистики (Рисунок 5 и Таблица 2).
За последние 10 лет наибольший объем розничной торговли бытовыми электротоварами наблюдался в 2016 году. (Таблица 2).
Розничная торговля: | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. |
бытовыми электротоварами, радио- и телеаппаратурой | 134,8 | 163,7 | 132,0 | 225,8 | 295,5 | 379,9 | 467,9 | 393,3 | 411,6 | 548,6 |
компьютерами, программным обеспечением и периферийными устройствами ** | 15,7 | 13,2 | 14,1 | 20,3 | 31,2 | 46,3 | 37,1 | 42,4 | 54,5 | 78,0 |
при помощи телевидения, радио, телефона и Интернет** | 1,0 | 2,1 | 2,5 | 3,3 | 4,7 | 7,3 | 21,9 | 22,3 | 19,1 | 57,9 |
*) в Таблице 2 красной заливкой отмечен спад объемов торговли, зеленой заливкой – рост.
**) данные приведены справочно
Предприятия розничной торговли бытовыми электротоварами распределены по территории страны относительно равномерно. Их максимальная концентрация наблюдается в регионах с наибольшим и платежеспособным населением. Это подтверждается сведениями Информационно-аналитической системы Глобас®, согласно которым 100 крупнейших компаний по объему выручки за 2015 год зарегистрированы в 40 регионах России (Рисунок 6).
Дискуссии о создании многоуровневой банковской системы в России проходили в 2016 году и в настоящее время перешли в практическую плоскость. С 01 июня 2017 года вступил в силу федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 01 мая 2017 г. № 92-ФЗ. Изменения внесены в Федеральные законы "О банках и банковской деятельности", «О Центральном банке РФ», «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ», «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и другие.
Создание многоуровневой банковской системы обусловлено анализом угроз и рисков, оценкой степени негативных последствий для финансовой системы России, вызванных деятельностью неустойчивых банков. Разделение банков необходимо в целях диверсификации надзорных требований, требований к капиталу, приведения к системности иностранных заимствований кредитными организациями и, соответственно, регулирования их деятельности.
ЦБ РФ, опираясь на результаты анализа, определил подходы в надзоре и регулировании пропорционально выявленным угрозам и рискам. Суть пропорционального регулирования заключается в величине рисков, взятых на себя банком, – чем меньше принятых банком рисков, тем проще и соразмернее должно быть регулирование. Поэтому в России вместо разделения банков на федеральные и региональные, как задумывалось ранее, создается трехуровневая банковская система, которая должна снизить трудозатратность банковского регулирования и упростить процедуру выдачи лицензий на различные операции.
На разделение банков по уровням влияют ограничения видов деятельности. Исходя из этого одни банки будут с универсальной лицензией, другие - с базовой лицензией. Причем в первой группе выделены в отдельную категорию десять наиболее крупных системнозначимых банков, к которым будут приниматься самые высокие требования. Стандартный набор инструментов регулирования и надзора будет применяться к крупным и средним банкам первой группы. На небольшие банки (вторая группа) будет распространяться упрощенная система регулирования.
Согласно изменениям с 01 июня 2017 года и до 01 января 2018 года все банки по умолчанию приобретают статус кредитных организаций с универсальной лицензией. Таким образом, у банков имеется 7 месяцев для получения универсальной или базовой лицензии, которая зависит от объема капитала. Размер капитала банка от 1 млрд рублей позволяет получать универсальную лицензию. Такой банк может проводить операции без ограничений и имеет относительную свободу при работе с иностранными банками.
Банкам с базовой лицензией достаточно иметь размер капитала от 300 млн рублей. Им будут доступны основные банковские операции: привлечение денежных средств во вклады, открытие и ведение счета, перевод денежных средств, продажа и покупка иностранной валюты, кредитование физических лиц и бизнес. Банки с базовой лицензией ограничены в операциях с иностранными клиентами, у них отсутствует право открывать за рубежом свои филиалы или дочерние организации. Поэтому к таким банкам будет применяться упрощенное регулирование, в частности, они освобождены от раскрытия данных о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом.
Предполагается, что потребитель и бизнес не заметит разницы между разделенными банками. Они также продолжат обслуживаться в банках, в которых открывали счета ранее. Однако следует иметь в виду, что ослабление в надзоре и регулировании со стороны Мегарегулятора может привести к нарушениям со стороны банков с базовой лицензией. В целях предотвращения рисков, связанных с деятельностью банков, эксперты Информационного агентства Крединформ рекомендуют бизнесу отслеживать ситуацию в банке контрагента с помощью Информационно-аналитической системы Глобас®.