Статья
Запущен механизм координации закупок для инвестиционных проектов в машиностроении

Машиностроение во многом определяет общее состояние экономики России, обеспечивая функционирование ведущих отраслей: топливно-энергетического, оборонного и агропромышленного комплексов, транспорта и связи, строительства, а также наполнение потребительского рынка. 

Значение машиностроения как крупнейшей составляющей обрабатывающей промышленности трудно переоценить. Так по данным за 2014 год, вклад обрабатывающих отраслей в общий объем валового внутреннего продукта составил более 15%, что уступает только вкладу торговли (более 18%) и финансов (более 17%).  

Как базовая системообразующая отрасль, машиностроение наиболее подвержено воздействию кризисных явлений. По мнению экспертов, последствия кризиса 1998 года на машиностроительных предприятиях окончательно так и не преодолены и, мало того, усугубились под воздействием глобального экономического кризиса 2009 года и негативных тенденций 2014-2015 годов.

Именно поэтому первоочередной задачей, которую необходимо решать на качественно новом уровне, считается привлечение инвестиций в отрасль. На эту проблему в значительной степени нацелено совершенствование механизма координации закупок для инвестиционных проектов в машиностроении, определяемое Федеральным законом от 13.07.2015 № 249-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статьей 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". 

Поправками действие Закона № 223-ФЗ распространено на закупки продукции машиностроения, проводимыми государственными корпорациями и компаниями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых, доля государственного участия превышает 50%, а также на закупки за счет средств на реализацию инвестиционных проектов стоимостью более 10 млрд рублей, установленной ранее Правительством РФ.

Функция регулирования и контроля над реализацией инвестиционных проектов возложена на координационный орган Правительства РФ с функциями согласования характеристик продукции машиностроения для осуществления инвестиционных проектов и возможности закупок такой продукции за рубежом. Основанием для принятия решений станут составляемые, осуществляющими закупки юридическими лицами, перечни перспективных потребностей в продукции машиностроения на срок не менее 5 лет или на срок реализации проектов.

Кроме этого, координационный орган уполномочен принимать решения о необходимости размещения в Единой информационной системе (ЕИС) сведений о закупках продукции машиностроения. Заказчики смогут заключать контракты на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг только в соответствии с планом, размещенным в ЕИС за исключением случаев аварий или чрезвычайных ситуаций.

Законом предусмотрено создание для инвестиционных проектов специального реестра и определен порядок его ведения. Также установлены критерии внесения проектов в данный реестр, такие как обеспечение гарантией РФ, финансирование полностью или частично за счет средств федерального бюджета, Фонда национального благосостояния и Внешэкономбанка.

Поправки в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ продлевают действие переходных положений в отношении закупок для обеспечения государственных нужд Республики Крым и г. Севастополя до 31 декабря 2015 года.

Закон № 249-ФЗ вступил в силу 13 июля 2015 г., а поправки в Закон № 223-ФЗ начнут действовать с 10 января 2016 г.

С деятельностью предприятий машиностроительного комплекса можно ознакомится, сделав поисковые запросы или выборки в Информационно-аналитической системе Глобас-i®.

Статья
Прогнозная целевая установка по инфляции 4%

По результатам августа 2015 года индекс потребительских цен отмечен ростом на 0,4 пп по сравнению с июлем 2015 года. Однако динамика увеличения роста цен всё-таки ниже по сравнению с ситуацией в июле. Тогда рост составил 0,8 пп по сравнению с маем 2015 года (график 1). Следует также отметить, что до 18 августа 2015 года четыре недели подряд фиксировалась нулевая инфляция, а в период с 11 по 17 августа среднесуточный прирост цен даже указал на символическую дефляцию. А индекс цен производителей в июле 2015 года увеличился на 1,5 пп по сравнению с предыдущим месяцем.

индекс потребительских цен и цен производителей

График 1. Изменение индекса потребительских цен и цен производителей за период январь-август 2015 г.

В целом годовая инфляция по индексу потребительских цен по состоянию на 1 сентября 2015 года отмечена на уровне 15,8% (график 2), по итогам 6 месяцев – 9,6%. Индекс цен производителей достиг в годовом исчислении уровня 13,1%, по итогам 6 месяцев – 12,6%.

индекс потребительских цен и цен производителей

График 2. Изменение индекса потребительских цен и цен производителей в годовом исчислении.

Анализ инфляционных тенденций показал, что причиной роста инфляции после 20 августа 2015 года послужила девальвация рубля, произошедшая в результате снижения мировой цены на нефть и другие факторы. Так 24 августа на 08.30 МСК, октябрьские фьючерсы на нефть марки Brent стоили 44,34 доллара США за баррель. По состоянию на 16.44 МСК стоимость опустилась - до 42,92 долларов США за баррель. В ходе торгов самое низкое падение цены фьючерсов составило 42,54 долларов США за баррель, приблизившись таким образом к минимуму 12 марта 2009 года в 42,19. На этом фоне валютный курс чуть-чуть не дотянул до 71 рубля за доллар США.

Сложившиеся условия привели к тому, что российские правительственные институты, занимающиеся прогнозом макроэкономических показателей, разработали наихудшие сценарии развития экономики России. Так Минэкономразвития ожидает инфляционный показатель по итогам 2015 года на уровне 11,9%, Минфин – 11,9%, ЦБ РФ- 12-13%. В 2016 году Минэкономразвития прогнозирует 8,8%, Минфин – 7,0%, ЦБ РФ – 5,5-6,5%. Тем не менее, Регулятор, все-таки намерен добиться снижения инфляции в 2017 году до уровня 4%.

Достижения целевого показателя по инфляции Банк России в рамках своей денежно-кредитной политики намерен добиваться посредством следующих инструментов: 

  • использования режима таргетирования инфляции;
  • применения ряда нестандартных инструментов предоставления ликвидности банкам;
  • воздействия на цену денег в экономике через процентные ставки;
  • соблюдения режима плавающего валютного курса;
  • формирования инфляционных ожиданий на стабильном низком уровне и другие.

Также Банк России продолжит работу по обеспечению стабильного функционирования и развития банковского сектора, финансового рынка и платежной системы. При проведении денежно-кредитной политики Регулятор будет развивать механизмы взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти в области тарифного регулирования, налоговой политики, управления остатками бюджетных средств на счетах в Банке России. Достижение прогнозных показателей во многом будет зависеть от мер Правительства РФ, направленных на обеспечение сбалансированного бюджета и последовательного проведения структурных реформ в экономике России.