Статья
Тенденции в издательской деятельности

Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций в издательской деятельности.

Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 и 2016 годы) издательства (ТОП-10 и ТОП-1000). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.

Чистые активы

Показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов считается отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.

Таблица 1. Издательства с наибольшими и наименьшими размерами чистых активов в 2016 г.
№ п/п в ТОП-1000 Наименование, ИНН, регион Стоимость чистых активов, млн руб.* Индекс платежеспособности Глобас
2014 г. 2015 г. 2016 г.
1 2 3 4 5 6
1. НАО ИЗДАТЕЛЬСТВО ПРОСВЕЩЕНИЕ
ИНН 7715995942
г. Москва
4 388,3 9 020,7 1 133,2 249 Высокий
2. ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО АСТ
ИНН 7710899593
г. Москва
Участвует в качестве ответчика в арбитражных делах, имеются незакрытые исполнительные листы.
416,4 746,0 4 952,6 550 Неудовлетворительный
3. ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО Э
ИНН 7708188426
г. Москва
3 172,0 3 889,3 4 225,0 161 Наивысший
4. НАО АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ
ИНН 7701103751
г. Москва
1 864,0 2 080,1 2 419,4 182 Наивысший
5. ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ЯУЗА
ИНН 7707195170
г. Москва
482,9 870,8 2 027,8 166 Наивысший
996. ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ИНТЕРВЬЮ
ИНН 7702753946
г. Москва
-336,5 -512,9 -515,9 372 Удовлетворительный
997. ПАО РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ КУЛЬТУРА
ИНН 7707146913
г. Москва
-164,0 -386,1 -519,8 301 Удовлетворительный
998. НАО БИЗНЕС НЬЮС МЕДИА
ИНН 7712108141
г. Москва
-349,6 -639,0 -581,0 271 Высокий
999. ООО АЙНЬЮС
ИНН 7743814193
г. Москва
-425,8 -529,6 -790,7 330 Удовлетворительный
1000. ООО КОМПАНИЯ АФИША
ИНН 7710861670
г. Москва
-212,1 -425,6 -797,6 304 Удовлетворительный

*) – в столбцах 4 и 5 зеленой и красной заливкой выделены соответственно показатели роста или снижения к предыдущему периоду.

Рисунок 1. Изменение средних отраслевых показателей размера чистых активов издательств в 2007 — 2016 годах Рисунок 1. Изменение средних отраслевых показателей размера чистых активов издательств в 2007 — 2016 годах

Выручка от реализации

Объем выручки 10 лидеров отрасли в 2016 году составил 45% от суммарной выручки компаний ТОП-1000. Это свидетельствует об относительно высоком уровне монополизации в отрасли (Рисунок 2).

Рисунок 2. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2016 года ТОП-1000 Рисунок 2. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2016 года ТОП-1000

В целом наблюдается тенденция к снижению объемов выручки (Рисунок 3).

Рисунок 3. Изменение средних отраслевых показателей выручки издательств в 2007 — 2016 годах Рисунок 3. Изменение средних отраслевых показателей выручки издательств в 2007 — 2016 годах

Прибыль и убытки

Объем прибыли 10 ведущих предприятий отрасли в 2016 году составил 66% от суммарной прибыли компаний ТОП-1000 (Рисунок 4).

Рисунок 4. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарном объеме прибыли 2016 года ТОП-1000 Рисунок 4. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарном объеме прибыли 2016 года ТОП-1000

Средние отраслевые значения показателей прибыли компаний отрасли за десятилетний период имеют тенденцию к снижению (Рисунок 5).

Рисунок 5. Изменение средних отраслевых показателей прибыли издательств в 2007 — 2016 годах Рисунок 5. Изменение средних отраслевых показателей прибыли издательств в 2007 — 2016 годах

За трехлетний период средние значения показателей прибыли компаний ТОП-1000 имеют тенденцию к снижению, при этом снижается и средний размер чистого убытка (Рисунок 6).

Рисунок 6. Изменение средних значений показателей прибыли и убытка крупнейших издательств в 2014 — 2016 годах Рисунок 6. Изменение средних значений показателей прибыли и убытка крупнейших издательств в 2014 — 2016 годах

Основные финансовые коэффициенты

За десятилетний период средние отраслевые показатели коэффициента общей ликвидности находились в интервале рекомендуемых значений — от 1,0 до 2,0 (Рисунок 7). В целом показатель коэффициента имеет тенденцию к увеличению.

Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.

Экспертами Информационного агентства Credinform, с учетом фактического положения дел как экономики в целом, так и в отраслях, разработан и реализован в Информационно-аналитической системе Глобас расчет практических значений финансовых коэффициентов, которые могут быть признаны нормальными для конкретной отрасли. Для издательств практическое значение коэффициента общей ликвидности составило в 2016 г. от 0,75 до 3,33.

Рисунок 7. Изменение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности издательств в 2007 — 2016 годах Рисунок 7. Изменение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности издательств в 2007 — 2016 годах

В течение десяти лет наблюдается нестабильность показателей коэффициента рентабельности инвестиций (Рисунок 8), с тенденцией к снижению. Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.

Рисунок 8. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций издательств в 2007 — 2016 годах Рисунок 8. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций издательств в 2007 — 2016 годах

Коэффициент оборачиваемости активов рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.

За десятилетний период данный коэффициент деловой активности в целом демонстрировал тенденцию к снижению (Рисунок 9).

Рисунок 9. Изменение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов издательств в 2007 — 2016 годах Рисунок 9. Изменение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов издательств в 2007 — 2016 годах

Структура деятельности

Наибольшую долю в суммарной выручке ТОП-1000 имеют компании, специализирующиеся на издательской деятельности широкого профиля (Рисунок 10).

Рисунок 10. Распределение видов деятельности в суммарной выручке компаний ТОП-1000, % Рисунок 10. Распределение видов деятельности в суммарной выручке компаний ТОП-1000, %

77% компаний ТОП-1000 зарегистрированы в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ, в том числе, 35% — имеют статус микропредприятия, 40% — малого предприятия, а к средним предприятиям отнесены 2%.

Основные регионы деятельности

Компании ТОП-1000 распределены по территории России неравномерно и зарегистрированы в 71 регионе (Рисунок 11).

Рисунок 11. Распределение компаний ТОП-1000 по регионам России Рисунок 11. Распределение компаний ТОП-1000 по регионам России

Скоринг бухгалтерской отчетности

Оценка финансового положения компаний отрасли показывает, что набольшая часть из них находится в среднем финансовом положении (Рисунок 12).

Рисунок 12. Распределение компаний ТОП-1000 по скорингу бухгалтерской отчетности Рисунок 12. Распределение компаний ТОП-1000 по скорингу бухгалтерской отчетности

Индекс платежеспособности Глобас

Наибольшей части компаний из ТОП-1000 присвоен наивысший или высокий Индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства (Рисунок 13).

Рисунок 13. Распределение компаний ТОП-1000 по Индексу платежеспособности Глобас Рисунок 13. Распределение компаний ТОП-1000 по Индексу платежеспособности Глобас

Таким образом, комплексная оценка в издательской деятельности, учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует о наличии неблагоприятных тенденций в отрасли.

Рэнкинг
Коэффициент чистой прибыли крупнейших российских издательств

Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг крупнейших российских издательств. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2016 и 2015 годы) компании (ТОП-10). Далее они были ранжированы по коэффициенту чистой прибыли (Таблица 1). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.

Коэффициент чистой прибыли (%) рассчитывается как отношение чистой прибыли (убытка) к выручке от реализации и характеризует уровень прибыли от продаж. Нормативного значения для показателя не установлено. Рекомендуется сравнивать предприятия одной отрасли, либо изменение коэффициента во времени по конкретной компании. Отрицательное значение показателя свидетельствует о наличии чистого убытка. Высокое значение показателя свидетельствует об эффективной работе предприятия.

Специалистами Информационного агентства Credinform, с учетом фактического положения дел как в целом в экономике, так и в отраслях, разработан и реализован в Информационно-аналитической системе Глобас расчет практических значений финансовых коэффициентов, которые могут быть признаны нормальными для конкретной отрасли. Для издательств практическое значение коэффициента чистой прибыли в 2016 году составило от 7,78%.

Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность показателей и финансовых коэффициентов.

Таблица 1. Чистая прибыль, выручка, коэффициент чистой прибыли, индекс платежеспособности Глобас крупнейших российских издательств (ТОП-10)
Наименование, ИНН, регион Выручка, млн руб. Чистая прибыль, млн руб. Коэффициент чистой прибыли, % Индекс платежеспособности Глобас
2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г.
1 2 3 4 5 6 7 8
ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО АСТ
ИНН 7710899593
г. Москва
Участвует в качестве ответчика в арбитражных делах, имеются незакрытые исполнительные листы.
4 615,6 4 405,7 330,0 1 630,9 7,15 37,02 550 Неудовлетворительный
ООО ЯУЗА-КАТАЛОГ
ИНН 7721629285
г. Москва
3 698,8 8 844,5 400,4 2 964,2 10,82 33,51 205 Высокий
НАО ИЗДАТЕЛЬСТВО ПРОСВЕЩЕНИЕ
ИНН 7715995942
г. Москва
11 107,9 12 646,6 5 680,5 2 505,0 51,14 19,81 249 Высокий
НАО КОММЕРСАНТЪ
ИНН 7707120552
г. Москва
2 515,1 3 087,6 30,3 376,0 1,20 12,18 185 Наивысший
ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО Э
ИНН 7708188426
г. Москва
7 231,4 9 001,8 717,3 663,3 9,92 7,37 161 Наивысший
ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ЯУЗА
ИНН 7707195170
г. Москва
12 622,0 14 700,3 860,8 1 067,5 6,82 7,26 166 Наивысший
ООО ЯУЗА-ПРЕСС
ИНН 7721562746
г. Москва
13 469,1 17 472,5 815,2 1 167,6 6,05 6,68 169 Наивысший
НАО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА
ИНН 7714037217
г. Москва
3 656,4 3 221,3 25,5 75,9 0,70 2,36 216 Высокий
ООО АКТИОН-ПРЕСС
ИНН 7702272022
г. Москва
2 856,0 3 320,7 0,4 26,7 0,01 0,80 254 Высокий
ООО ХЁРСТ ШКУЛЁВ МЕДИА
ИНН 7708183322
г. Москва
3 598,3 3 839,9 -10,8 -87,8 -0,30 -2,29 258 Высокий
Итого по компаниям ТОП-10 65 370,6 80 540,8 8 849,5 10 389,4      
Среднее значение по компаниям ТОП-10 6 537,1 8 054,1 885,0 1 038,9 9,35 12,47  
Среднее отраслевое значение 19,8 22,5 -1,2 1,8 -6,11 7,78  

Среднее значение коэффициента чистой прибыли компаний ТОП-10 значительно выше среднеотраслевого значения. Одна компания из ТОП-10 в 2015 — 2016 годах увеличила показатели выручки и чистой прибыли по сравнению с предыдущими периодами (отмечено зеленым цветом в столбцах 2 — 5 Таблицы 1). Остальные компании показатели выручки или прибыли снизили, либо имеют убыток (выделено красной заливкой в столбцах 2 — 5 Таблицы 1).

Рисунок 1. Коэффициент чистой прибыли и выручка крупнейших российских издательств (ТОП-10) Рисунок 1. Коэффициент чистой прибыли и выручка крупнейших российских издательств (ТОП-10)

Средние отраслевые показатели коэффициента чистой прибыли в течение последних 10 лет находились ниже практического значения 2016 года, с тенденцией к снижению (Рисунок 2).

Рисунок 2. Изменение средних отраслевых значений коэффициента чистой прибыли крупнейших российских издательств в 2007 — 2016 годах Рисунок 2. Изменение средних отраслевых значений коэффициента чистой прибыли крупнейших российских издательств в 2007 — 2016 годах