Статья
Добыча и переработка рыбы в ДФО России

Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций деятельности крупнейших компаний морского рыболовства и переработки морепродуктов Дальневосточного федерального округа России.

Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2013 - 2018 годы) предприятия, специализирующиеся на добыче и переработке морепродуктов (ТОП-500). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.

Чистые активы - показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов считается отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.

Крупнейшим предприятием отрасли в Дальневосточном регионе по размеру чистых активов является НАО КУРИЛЬСКИЙ РЫБАК, ИНН 6511000178, Сахалинская область, находится в процессе реорганизации в форме присоединения к нему других юридических лиц с 26.12.2019. В 2018 году чистые активы предприятия составляли 15,3 млрд рублей.

Наименьшим размером чистых активов в ТОП-500 обладало ООО КОМПАНИЯ ТУНАЙЧА, ИНН 6504018880, Сахалинская область. Недостаточность имущества этого предприятия в 2018 году выражалась отрицательной величиной -2 млрд рублей.

За пятилетний период средние размеры чистых активов предприятий ТОП-500 имеют тенденцию к росту (Рисунок 1).

Рисунок 1. Изменение средних показателей размера чистых активов компаний ТОП-500 в 2014 – 2018 годах Рисунок 1. Изменение средних показателей размера чистых активов компаний ТОП-500 в 2014 – 2018 годах

Доли предприятий с недостаточностью имущества в ТОП-500 в последние пять лет имеют тенденцию к снижению (Рисунок 2).

Рисунок 2. Доли компаний с отрицательными значениями чистых активов в ТОП-500 Рисунок 2. Доли компаний с отрицательными значениями чистых активов в ТОП-500

Выручка от реализации
Объем выручки 10 ведущих предприятий в 2018 году составил почти 32% от суммарной выручки предприятий ТОП-500. (Рисунок 3). Это свидетельствует о высоком уровне внутриотраслевой конкуренции в регионе.

Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2018 года ТОП-500 Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2018 года ТОП-500

В целом наблюдается тенденция к увеличению объемов выручки (Рисунок 4).

Рисунок 4. Изменение средних показателей выручки компаний ТОП-500 в 2014 – 2018 годах Рисунок 4. Изменение средних показателей выручки компаний ТОП-500 в 2014 – 2018 годах

Прибыль и убытки
Крупнейшим предприятием отрасли в регионе по размеру чистой прибыли является ООО КУРИЛЬСКИЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС, ИНН 6501231095, Сахалинская область, находится в процессе реорганизации в форме выделения с 04.09.2019. За 2018 год прибыль компании составила 13,2 млрд рублей.

В течение пятилетнего периода у предприятий ТОП-500 наблюдалась тенденция к увеличению прибыли (Рисунок 5).

Рисунок 5. Изменение средних показателей прибыли (убытка) компаний ТОП-500 в 2014 – 2018 годах Рисунок 5. Изменение средних показателей прибыли (убытка) компаний ТОП-500 в 2014 – 2018 годах

За пятилетний период средние значения показателей чистой прибыли предприятий ТОП-500 имеют тенденцию к увеличению, при этом средний размер чистого убытка снижается. (Рисунок 6).

Рисунок 6. Изменение средних значений показателей чистой прибыли и чистого убытка компаний ТОП-500 в 2014 – 2018 годах Рисунок 6. Изменение средних значений показателей чистой прибыли и чистого убытка компаний ТОП-500 в 2014 – 2018 годах

Основные финансовые коэффициенты
За пятилетний период средние показатели коэффициента общей ликвидности ТОП-500 находились значительно выше интервала рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0, с тенденцией к увеличению. (Рисунок 7).

Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) - показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.

Рисунок 7. Изменение средних значений коэффициента общей ликвидности компаний ТОП-500 в 2014 – 2018 годах Рисунок 7. Изменение средних значений коэффициента общей ликвидности компаний ТОП-500 в 2014 – 2018 годах

В течение пяти лет, наблюдается тенденция к снижению средних значений показателей коэффициента рентабельности инвестиций. (Рисунок 8).

Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.

Рисунок 8. Изменение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций компаний ТОП-500 в 2014 – 2018 годах Рисунок 8. Изменение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций компаний ТОП-500 в 2014 – 2018 годах

Коэффициент оборачиваемости активов - рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.

За пятилетний период данный коэффициент деловой активности демонстрировал тенденцию к снижению (Рисунок 9).

Рисунок 9. Изменение средних значений коэффициента оборачиваемости активов компаний ТОП-500 в 2014 – 2018 годах Рисунок 9. Изменение средних значений коэффициента оборачиваемости активов компаний ТОП-500 в 2014 – 2018 годах

Малый бизнес
41% предприятий ТОП-500 зарегистрированы в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ. При этом доля их выручки в суммарном объеме ТОП-500 составляет 25,6%, что выше среднего показателя по стране (Рисунок 10).

Рисунок 10. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-500 Рисунок 10. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-500

Основные регионы деятельности
Предприятия ТОП-500 зарегистрированы во всех 8 регионах федерального округа и распределены по территории неравномерно, в соответствии с географическим расположением мест добычи морепродуктов. Почти 88% крупнейших по объему выручки предприятий отрасли сосредоточены в Камчатском и Приморском краях и Сахалинской области (Рисунок 11).

Рисунок 11. Распределение выручки компаний ТОП-500 по регионам Дальневосточного федерального округа России Рисунок 11. Распределение выручки компаний ТОП-500 по регионам Дальневосточного федерального округа России

Скоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения предприятий ТОП-500 показывает, что наибольшая часть из них находится в среднем финансовом положении. (Рисунок 12).

Рисунок 12. Распределение компаний ТОП-500 по скорингу бухгалтерской отчетности Рисунок 12. Распределение компаний ТОП-500 по скорингу бухгалтерской отчетности

Индекс платежеспособности Глобас
Подавляющей части предприятий ТОП-500 присвоен наивысший или высокий Индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства (Рисунок 13).

Рисунок 13. Распределение компаний ТОП-500 по Индексу платежеспособности Глобас Рисунок 13. Распределение компаний ТОП-500 по Индексу платежеспособности Глобас

Вывод
Комплексная оценка деятельности крупнейших предприятий морского рыболовства и переработки морепродуктов Дальневосточного федерального округа, учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует о преобладании положительных тенденций (Таблица 1).

Таблица 1. Положительные и отрицательные тенденции, факторы оценки ТОП-500
Тенденции и факторы оценки ТОП-500 Удельный вес фактора, %
Темп прироста (снижения) среднего размера чистых активов up10
Рост / снижение доли предприятий с отрицательными значениями чистых активов up10
Уровень конкуренции / монополизации up10
Темп прироста (снижения) среднего размера выручки up10
Темп прироста (снижения) среднего размера прибыли (убытка) up10
Рост / снижение средних размеров чистой прибыли компаний up10
Рост / снижение средних размеров чистого убытка компаний up10
Рост / снижение средних значений коэффициента общей ликвидности up5
Рост / снижение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций down-10
Рост / снижение средних значений коэффициента оборачиваемости активов, раз down-10
Доля малого и среднего бизнеса в регионе по объему выручки более 22% up10
Региональная концентрация up5
Финансовое положение (наибольшая доля) up5
Индекс платежеспособности Глобас (наибольшая доля) up10
Среднее значение удельного веса факторов up6,1

Up положительная тенденция (фактор), Down отрицательная тенденция (фактор).

Вестник
Изменения в законодательстве в 2020 году

Бухгалтерская отчетность в ФНС, «регуляторная гильотина», борьба с гибридными схемами снижения налогов, последний год действия ЕНВД, новые вычеты, «прослеживаемость» товаров.

Какие законодательные изменения ждут бизнес в наступившем году?

I. ОТЧЕТНОСТЬ

  • Бухгалтерскую отчетность за 2019 г. организации должны предоставить только в ФНС. От обязанности подавать ее в Росстат компании теперь освобождены.
  • С 1 января отчетность можно вести только в электронном виде, с обязательным заверением электронно-цифровой подписью. Бумажная форма не обязательна, но может понадобится в случае предоставления ее контрагенту или в государственный орган.
  • От представления обязательного экземпляра отчетности в ФНС освобождаются: организации бюджетной сферы; ЦБ РФ; религиозные организации; организации, представляющие отчетность в ЦБ РФ; организации, отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне; организации в случаях, установленных Правительством РФ.
    Источник: Федеральный закон от 28.11.2018 N 444-ФЗ
  • В формы бухгалтерской отчетности за 2020 г. добавлена строка об обязательном аудите, налог на прибыль разделен на текущий и отложенный, добавлена новая строка «Налог на прибыль по операциям, результат которых не включается в чистую прибыль (убыток) периода», внесены правки в форму отчета о финансовых результатах для малого и среднего бизнеса.
    Источник: Приказ Минфина России от 19.04.2019 N 61н
  • Полностью введены в действие новые формы счетов-фактур и универсального передаточного акта (УПД). С 1 января использование старых форм не допускается.
    Источник: Приказ ФНС России от 19.12.2018 № ММВ-7-15/820@
  • С 2020 г. организации, нанимающие иностранных работников, должны подавать сведения в МВД по новой форме.
    Источник: Приказ МВД от 04.06.2019 № 363
  • Начиная с I квартала 2020 г. организации должны предоставлять в ФНС расчет страховых взносов (РСВ) по новой форме.
    Источник: Приказ ФНС от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@
  • С нового года Росстат обновил множество форм статистического учета и отчетности для корпоративного сектора.
    Источник: Приказы Росстата от 15.07.2019 № 404, от 18.07.2019 № 410 и от 24.07.2019 № 421

II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИЙ

  • Начиная с 2020 г. российские компании при любых выплатах иностранным контрагентам или физическим лицам-нерезидентам должны учитывать положения международной Конвенции, препятствующей размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. Конвенция затрагивает вопросы, связанные с гибридными схемами снижения налоговой нагрузки. С 2020 г. правила Конвенции распространяются на соглашения об избежании двойного налогообложения, а с 2021 г. - в отношении всех других налогов.
    Источник: Федеральный закон от 01.05.2019 N 79-ФЗ; "Многосторонняя конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения" (Заключена в г. Париже 24.11.2016)
  • В конце 2020 г. ФНС в рамках развития АИС «НАЛОГ 3» планирует внедрить сервис «Климат-контроль», который позволит налогоплательщику оценить свой бизнес или проверить добросовестность контрагента.
    Источник: "Паспорт Приоритетного проекта "Развитие автоматизированной информационной системы ФНС России (АИС "Налог-3") в части создания интегрированного аналитического хранилища данных и модернизации информационно-аналитической подсистемы для целей контрольной работы" ("Информационно-аналитическая подсистема для целей контрольной работы ФНС России")" (утв. протоколом заседания проектного комитета от 27.03.2018 N 2)
  • Малый и средний бизнес сможет получать оплату по договорам, заключенным в рамках 223-ФЗ в срок до 15 дней, вместо 30 дней. Правило действует с 1 января 2020 г. Это позволит значительно улучшить планирование финансов компании и повысить привлекательность закупок для участников.
    Источник: Постановление Правительства РФ от 18.09.2019 № 1205
  • ФНС к 20 декабря 2020 г. должна создать Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей государственной и муниципальной поддержки. Новый реестр будет размещен на официальном интернет-сайте ФНС России.
    Источник: Федеральный закон от 02.08.2019 N 279-ФЗ
  • До конца 2020 г. должны быть подготовлены поправки в законодательство, отменяющие несколько тысяч нормативно-правовых актов, принятых в СССР и РСФСР и до сих пор действующих на территории России - «регуляторная гильотина». Взамен отменяемым разрабатывается множество новых подзаконных актов, в том числе связанных с отраслевым регулированием.
    Источник: "План мероприятий ("дорожная карта") по реализации механизма "регуляторной гильотины" (утв. Правительством РФ 29.05.2019 N 4714п-П36)
  • С 1 июня 2020 г. список товаров, подлежащих обязательной маркировке пополнится молочной продукцией. Обязательная маркировка товаров должна полностью перекрыть «серый» импорт на территорию России. 31 декабря 2019 г. закончился эксперимент ФНС по внедрению механизма «прослеживаемости», в рамках которого налоговики отрабатывали систему отслеживания движения каждой единицы промаркированного товара.
    Источник: Постановление Правительства РФ от 26.04.2019 N 515; "Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза" (Заключено в г. Нур-Султане 29.05.2019); Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р

III. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

  • Налог на прибыль
    С 1 января налогообложению подлежат доходы, выплачиваемые иностранной организацией своему российскому акционеру, вне зависимости от налогообложения такой выплаты в иностранной юрисдикции.
    Источник: Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ
  • НДС
    С 1 января компании смогут получать вычет по НДС с покупок для создания товарных знаков, патентов и других нематериальных активов. Чтобы получить вычет, организациям не нужно ждать фактического начала использования актива.
    Источник: Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ
  • Налог на имущество организаций
    С 1 января организации начнут платить налог на недвижимость, вне зависимости от того, учтен ли данный объект как основное средство или нет. Максимальный размер ставки составит 2%.
    Источник: Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ
    С 1 января расширен перечень объектов, налог с которых будет взыматься по кадастровой стоимости: жилые помещения; гаражи; машино-места; объекты незавершенного строительства; жилые строения; садовые дома.
    Источник: Федеральный закон от 28.11.2019 N 379-ФЗ
  • ЕНВД
    С 1 января вводится запрет на применение ЕНВД организациями и ИП, торгующими в розницу товарами, подлежащими обязательной маркировке: лекарства, обувь, меховые изделия. Напомним, что с 1 января 2021 г. ЕНВД отменяется для всех организаций.
    Источник: Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ; Приказ Минэкономразвития России от 21.10.2019 N 684
  • Инвестиционный
    Организации, занятые в комплексном освоении территории, с 1 января смогут вернуть до 100% от суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры и до 80% от суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры. Воспользоваться инвестиционным вычетом можно до 2027 г.
    Источник: Федеральный закон от 26.07.2019 N 210-ФЗ

В 2020 г. планируется разработка важных законопроектов, нацеленных на борьбу с искусственным снижением налоговой базы, которое пока остается актуальной проблемой для экономики. Готовятся серьезные изменения, связанные с проведением проверок корпоративного сектора, в связи с чем предпринимательское сообщество надеется на упрощение процедур проверок. ФНС планирует начать разрабатывать механизм по выявлению «серых» зарплат в компаниях, для чего намерена использовать свой опыт валютного и финансового контроля. Мы продолжим информировать Вас об этих и других нововведениях в законодательстве и анализировать последствия их применения. Надеемся, что изменения произведут положительный эффект на бизнес-климат и положительно повлияют на состояние экономики в стране.