Министерство экономического развития РФ (МЭР) разработало новую «Концепцию первоочередных мер социально-экономического развития», рассчитанную на 2014-2015 годы. По сообщению министра экономического развития Алексея Улюкаева, данные меры будут направлены на стимулирование экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективах в условиях ограниченности бюджетных ресурсов.
Ранее министр отмечал, что на ближайшие три года темпы экономического роста в России не превысят 2,5%. При этом Улюкаев считает, что подобные замедления экономического роста являются не кризисом, а результатом переходного периода от одной экономической модели к другой. Так, по мнению министра, сегодня в условиях прекратившегося роста цен на нефть, России следует обратить особое внимание на конкурентоспособность несырьевой продукции – именно она станет одним из новых экономических драйверов.
Также министр отмечает, что необходимо увеличение инвестиций в экономику страны, поскольку наращивание темпов роста ВВП за счет потребительского спроса невозможно.
Одной из главных проблем российской экономики остается высокая доля теневого сектора. Постоянное давление на малый и средний бизнес со стороны государственных регуляторов уводит бизнес в тень. Для решения данной проблемы Минэкономразвития предлагает ввести двухлетние налоговые каникулы для новых компаний, а также ослабить давление со стороны регулятора, введя запрет на проверки. Также существенно осложняет жизнь российским предпринимателям огромное количество нормативных актов, принимаемых ежегодно. Так, за последние десять лет только на федеральном уровне было принято 180 тыс. нормативных актов, а, как известно, качество регулирования напрямую зависит от его стабильности. Улюкаев предлагает ввести жесткое правило: приняв новое требование, влекущее за собой издержки для бизнеса, отменять два предыдущих.
В новом плане мер в очередной раз говорится и о сокращениях тарифов монополий. Решение данного вопроса напрямую связанно с оптимизацией издержек. В качестве одного из способов для решения инфраструктурных проблем и привлечения внебюджетных инвестиций МЭР предлагает развивать государственно-частное партнерство. Данный механизм хорошо зарекомендовал себя в международной практике и помогает сгенерировать ресурсы и возможности государства и бизнеса, сократив риски участников проекта.
Особое место в концепции первоочередных мер отводится антимонопольному регулированию. На сегодняшний день Федеральная антимонопольная служба (ФАС) рекордсмен по количеству дел, но в большинстве случаев возбуждаются они достаточно формально, а качество расследования оставляет желать лучшего.
Минэкономразвития предлагает вывести малый бизнес из сферы деятельности антимонопольного законодательства, кроме случаев ценовых сговоров и сговоров на торгах, а также разрешить внезапные плановые проверки только при наличии судебной санкции. Однако представители ФАС категорически против подобных мер, считая, что ими непременно воспользуются недобросовестные собственники, раздробив свои компании. В то же время МЭР утверждает, что малое предприятие не может быть монополистом по определению.
Напомним, что предыдущий план, представленный МЭР летом, предлагал в основном разные формы бюджетной и кредитной поддержки, которые, к сожалению, не привели к желаемым результатам. Оценивая новый план перезапуска экономики, большинство экспертов сходятся во мнении, что, несмотря на разумные решения, включенные в предложенный перечень, в целом он также может оказаться неэффективным. Главный вопрос, на который должен отвечать план – почему выгодно инвестировать в российскую экономику. Пока государство не предложит явные преимущества для инвесторов и не создаст условия общей стабильности и открытости, ждать отдачи даже от самых разумных мер не стоит. На сегодняшний день стимулировать рост российской экономики можно лишь за счет повышения доступности кредитов, реформирования системы регулирования и государственных институтов, а также формулирования четкой позиции государства в отношении инвестиций частного бизнеса.
С 1 января 2014 года вступили в действия поправки к Федеральному закону «О национальной платёжной системе», которые на первый взгляд могут показаться революционными в области защиты электронных средств платежа, прежде всего банковских карт.
Теперь банк обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием карты путем направления ему соответствующих уведомлений (наиболее распространенная практика – мобильное sms). Вместе с этим возникает несколько проблем практического свойства: на кого ляжет бремя тарифов операторов сотовой связи по доставки этих оповещений; пока не достаточно ясно, каким образом будет осуществляться доставка сообщений, если человек сменил номер телефона, переехал в другой регион, уехал за границу на отдых и подобные случаи.
Другое новшество заключается в том, что в случае, если средства будут использованы без ведома владельца (например, в случае потери) или без его согласия, клиент обязан в течение дня сообщить об этом в банк, который эмитировал карту, но не позднее одного дня, кода поступило уведомление об операциях по счету.
После этого кредитная организация обязана возместить держателю карты всю сумму, снятую без его согласия. Кроме того, если банк не уведомлял клиента о незаконных операциях, то в этом случае возмещение будет также совершенно, независимо от того, когда лицо обнаружило недостачу средств.
Казалось бы, идея информирования о сделках по электронным средствам платежа и возмещение потерь от мошеннических операций должна максимально обезопасить их владельцев, к тому же, стоит учитывать тот факт, что сейчас происходит постепенное замещение традиционных банкнот и монет. Однако для того чтобы банк возместил кражу средств, клиент обязан доказать что данные операции были совершены незаконно и без его ведома. Каким образом будет проходить процесс «доказательства» законодатель не прописал. Будем надеяться, что банковское сообщество со временем самостоятельно выработает этот механизм, который будет достаточно унифицирован и понятен для всех.