Статья
ТОП-1000 компаний 10 городов-миллионеров

На территории России насчитывается 15 городов с населением свыше 1 млн человек. В течение 2021 г. мы публиковали исследования о компаниях в 10 крупнейших городах-миллионерах. Данная публикация завершает этот цикл. Анализ деятельности 1000 крупнейших компаний этих городов свидетельствует о преобладании негативных тенденций в их деятельности в 2016 – 2020 г.г.

Наиболее значимые из них: растущие доли предприятий с отрицательными значениями чистых активов, высокий уровень концентрации капитала в крупнейших компаниях, падение объемов прибыли, растущая убыточность, снижение значений финансовых коэффициентов общей ликвидности и оборачиваемости активов. Среди положительных тенденций отмечаются рост средних размеров чистых активов и выручки, увеличение рентабельности инвестиций, высокая финансовая устойчивость.

Для анализа тенденций деятельности Информационным агентством Credinform в Системе Глобас были отобраны по 100 крупнейших по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики и Федеральной налоговой службы отчетные периоды (2015 – 2020 гг.) компании в десяти (Рисунок 11) крупнейших городах-миллионерах России (ТОП-1000).

Чистые активы - показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов является отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.

Крупнейшей компанией ТОП-1000 по размеру чистых активов является ПАО ГАЗПРОМ, ИНН 7736050003, Санкт-Петербург, торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами. В 2020 г. чистые активы составляли более 10 трлн руб.

Наименьшим размером чистых активов в ТОП-1000 обладало НАО ОБЪЕДИНЕННАЯ ХИМИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ УРАЛХИМ, ИНН 7703647595, г. Москва, производство удобрений и азотных соединений. Недостаточность имущества в 2020 г. выражалась отрицательной величиной -109 млрд руб.

За пятилетний период средние размеры чистых активов компаний ТОП-1000 имеют тенденцию к увеличению, со снижением темпов их прироста (Рисунок 1).

Рисунок 1. Изменение средних показателей размера чистых активов компаний ТОП-1000 в 2016 - 2020 гг. Рисунок 1. Изменение средних показателей размера чистых активов компаний ТОП-1000 в 2016 - 2020 гг.

Доли компаний с недостаточностью имущества в ТОП-1000 в течение пяти лет имели негативную тенденцию к росту. (Рисунок 2).

Рисунок 2. Доли компаний с отрицательными значениями чистых активов в ТОП-1000 в 2016 - 2020 гг. Рисунок 2. Доли компаний с отрицательными значениями чистых активов в ТОП-1000 в 2016 - 2020 гг.

Выручка от реализации
Объем выручки десяти ведущих компаний в 2020 г. составил почти 40% от суммарной выручки компаний ТОП-1000. (Рисунок 3). Это свидетельствует о высоком уровне концентрации капитала в крупнейших компаниях.

Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2020 г. ТОП-1000 Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2020 г. ТОП-1000

В течение пяти лет средние показатели объемов выручки компаний ТОП-1000 увеличиваются, со снижением темпов их прироста год к году. (Рисунок 4).

Рисунок 4. Изменение средних показателей объемов выручки компаний ТОП-1000 в 2016 – 2020 гг. Рисунок 4. Изменение средних показателей объемов выручки компаний ТОП-1000 в 2016 – 2020 гг.

Прибыль и убытки
Крупнейшей компанией ТОП-1000 по размеру чистой прибыли в 2020 г. является ПАО НЕФТЯНАЯ КОМПАНИЯ ЛУКОЙЛ, ИНН 7708004767, г. Москва, работы геологоразведочные, геофизические и геохимические в области изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы. Прибыль составила 198 млрд руб.

За пятилетний период показатели средних размеров прибыли и темпов их прироста компаний ТОП-1000 имеют тенденции к снижению, что особенно ярко проявилось в 2020 г. (Рисунок 5).

Рисунок 5. Изменение средних показателей прибыли (убытка) компаний ТОП-1000 в 2016 - 2020 гг. Рисунок 5. Изменение средних показателей прибыли (убытка) компаний ТОП-1000 в 2016 - 2020 гг.

За пятилетний период средние значения показателей чистой прибыли компаний ТОП-1000 снижаются, а чистого убытка - увеличиваются (Рисунок 6).

Рисунок 6. Изменение средних значений показателей чистой прибыли и чистого убытка компаний ТОП-1000 в 2016 – 2020 гг. Рисунок 6. Изменение средних значений показателей чистой прибыли и чистого убытка компаний ТОП-1000 в 2016 – 2020 гг.

Основные финансовые коэффициенты
За пятилетний период средние показатели коэффициента общей ликвидности компаний ТОП-1000 находились выше интервала рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0, с тенденцией к снижению. (Рисунок 7).

Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) - показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.

Рисунок 7. Изменение средних значений коэффициента общей ликвидности компаний ТОП-1000 в 2016 - 2020 гг. Рисунок 7. Изменение средних значений коэффициента общей ликвидности компаний ТОП-1000 в 2016 - 2020 гг.

В течение пяти лет, средние показатели коэффициента рентабельности инвестиций компаний ТОП-1000 демонстрировали тенденцию к росту. (Рисунок 8).

Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.

Рисунок 8. Изменение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций компаний ТОП-1000 в 2016 - 2020 гг. Рисунок 8. Изменение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций компаний ТОП-1000 в 2016 - 2020 гг.

Коэффициент оборачиваемости активов - рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.

За пятилетний период показатели данного коэффициента деловой активности имели тенденцию к снижению (Рисунок 9).

Рисунок 9. Изменение средних значений коэффициента оборачиваемости активов компаний ТОП-1000 в 2016 - 2020 гг. Рисунок 9. Изменение средних значений коэффициента оборачиваемости активов компаний ТОП-1000 в 2016 - 2020 гг.

Малый бизнес
Только 7,5% компаний ТОП-1000 зарегистрированы в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ. При этом доля их выручки в общем объеме ТОП-1000 в 2020 г. составляет 0,4%, что значительно ниже средних показателей по стране в 2018 - 2019 гг. (Рисунок 10).

Рисунок 10. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-1000 Рисунок 10. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-1000

Города деятельности
Распределений объемов выручки компаний ТОП-1000 по городам показывает, что более 81% от общего объема 2020 г. приходится на г. Москву и Санкт-Петербург (Рисунок 11).

Рисунок 11. Распределение объемов выручки компаний ТОП-1000 по 10 крупнейшим городам России Рисунок 11. Распределение объемов выручки компаний ТОП-1000 по 10 крупнейшим городам России

Скоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения компаний ТОП-1000 показывает, что наибольшая часть из них находится в финансовом положении выше среднего. (Рисунок 12).

Рисунок 12. Распределение компаний ТОП-1000 по скорингу бухгалтерской отчетности Рисунок 12. Распределение компаний ТОП-1000 по скорингу бухгалтерской отчетности

Индекс платежеспособности Глобас
Подавляющей части компаний ТОП-1000 присвоен наивысший и высокий Индекс платежеспособности Глобас. Это свидетельствует об их способности в полной мере отвечать по своим долговым обязательствам (Рисунок 13).

Рисунок 13. Распределение компаний ТОП-1000 по Индексу платежеспособности Глобас Рисунок 13. Распределение компаний ТОП-1000 по Индексу платежеспособности Глобас

Вывод
Комплексная оценка деятельности крупнейших компаний десяти городов-миллионеров России свидетельствует о преобладании отрицательных тенденций в их деятельности в период с 2016 по 2020 гг. (Таблица 1).

Таблица 1. Положительные и отрицательные тенденции, факторы оценки
Тенденции и факторы оценки Удельный вес фактора, %
Динамика среднего размера чистых активов up10
Темп прироста (снижения) среднего размера чистых активов down-10
Рост / снижение доли предприятий с отрицательными значениями чистых активов down-10
Уровень концентрации капитала (монополизации) down-10
Динамика среднего размера выручки up10
Темп прироста (снижения) среднего размера выручки down-10
Динамика среднего размера прибыли (убытка) down-10
Темп прироста (снижения) среднего размера прибыли (убытка) down-10
Рост / снижение средних размеров чистой прибыли up10
Рост / снижение средних размеров чистого убытка down-10
Рост / снижение средних значений коэффициента общей ликвидности down-5
Рост / снижение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций up10
Рост / снижение средних значений коэффициента оборачиваемости активов, раз down-10
Доля малого и среднего бизнеса в объеме выручки более 20% down-10
Региональная концентрация down-10
Финансовое положение (наибольшая доля) up10
Индекс платежеспособности Глобас (наибольшая доля) up10
Среднее значение удельного веса факторов down-2,6

вверх положительная тенденция (фактор), вниз отрицательная тенденция (фактор)

Статья
Изменения в законодательстве 2021 года

В 2021 г. вступили силу Федеральные законы, касающиеся: изменений в административном, уголовном и налоговом законодательстве, сфер государственного контроля, лицензирования и аудита отчетности, создания новых информационных систем, деятельности иностранных компаний.

Административное и уголовное законодательство

Федеральным законом от 11.06.2021 №206-ФЗ внесены изменения в КоАП РФ, ужесточающие ответственность за разглашение информации ограниченного доступа и устанавливающие административную ответственность за незаконное получение информации с ограниченным доступом. Кроме этого, Федеральным законом от 11.06.2021 №216-ФЗ внесены изменения в ст. 183 и 320 УК РФ, уточняющие нормы о незаконном разглашении коммерческой, налоговой и банковской тайны, а также сведений о мерах безопасности в отношении должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов.

Федеральная налоговая служба

Федеральным законом от 29.06.2012 №97-ФЗ с 1 января 2021 г. глава 26.3 Налогового кодекса РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» признана утратившей силу. Юридические лица, платившие единый налог на вмененный доход (ЕНВД), вправе использовать в дальнейшем упрощенную систему налогообложения (УСН) как один из налоговых режимов, подразумевающий особый порядок уплаты налогов и ориентированный на малый и средний бизнес.

С 24 апреля 2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 27.10.2020 №350-ФЗ с изменениями в статью 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Законом уточнено содержание ЕГРЮЛ в отношении обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ. Ряд сведений о юридических лицах и ИП теперь вносятся в ЕГРЮЛ регистрирующими органами самостоятельно. С 3 до 7 рабочих дней увеличен срок, в течение которого юридические лица и ИП обязаны уведомлять регистрирующие органы об изменении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Федеральным законом от 23.11.2020 №374-ФЗ внесены изменения в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты. К основным изменениям, касающимся юридических лиц, можно отнести:

  • с 1 января 2021 г. установлено, что в отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога на имущество прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения объекта на основании соответствующего заявления, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по собственному выбору;
  • с 1 июля 2021 г. налоговые декларации будут считаться непредставленными в случаях установления фактов подписания налоговых деклараций неуполномоченными лицами или несоответствия показателей налоговых деклараций контрольным соотношениям. Для таких случаев установлены особенности прекращения и возобновления камеральных проверок.

Федеральным законом от 29.12.2020 №470-ФЗ в Налоговый Кодекс РФ внесены изменения предусматривающие значительное снижение критериев для проведения налогового мониторинга.

Федеральным законом от 17.02.2021 №6-ФЗ в статью 86 части I Налогового кодекса РФ внесено дополнение, обязывающее кредитные организации предоставлять налоговым органам документы по их запросам.

Поправками, внесенными Федеральным законом от 09.11.2020 №368-ФЗ, с 1 июля 2021 г. налоговые органы получили право заранее информировать налогоплательщиков о предстоящей приостановке операций по банковским счетам.

Бухгалтерская отчетность

Федеральным законом от 29.12.2020 №476-ФЗ в закон «Об аудиторской деятельности» внесены поправки, касающиеся условий осуществления аудита отчетности в обязательном порядке. С 1 января 2021 г. финансовые показатели, превышение пороговых значений которых является основанием для проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности увеличены, от обязанности проводить аудит бухгалтерской отчетности освобождены некоммерческие организации при соблюдении определенных условий.

Государственная статистика

Федеральным законом от 11.06.2021 №174-ФЗ с 1 сентября 2021 г. на Федеральную службу государственной статистики (Росстат) возложена обязанность по формированию Реестра групп предприятий. Приказом Росстата от 16.09.2021 №566 определен перечень сведений об инвестиционной деятельности юридических лиц, входящих в состав групп предприятий.

Государственный контроль, лицензирование

Согласно Федеральному закону от 31.07.2020 №247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» независимо от признания утратившими силу, не действующими на территории РФ или отмененными нормативных правовых актов в рамках "регуляторной гильотины", с 1 января 2021 г. при осуществлении государственного контроля не допускается оценка соблюдения обязательных требований, если они вступили в силу до 1 января 2020 г. Также установлено, что с 1 января 2021 г. несоблюдение требований, содержащихся в таких актах, не будет основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.
С 1 января 2021 г. при осуществлении государственного контроля, предоставлении лицензий и других разрешений, аккредитаций не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в официально не опубликованных нормативных правовых актах (за исключением требований, составляющих государственную тайну, относимых к законодательно охраняемым или к информации ограниченного доступа).
Указанные положения не применяются в сфере электроэнергетики, а также при реализации проектов государственно-частного партнерства с участием Российской Федерации.

Федеральным законом от 27.12.2019 №478-ФЗ с 1 января 2021 г. установлен переход к «реестровой модели» в сфере лицензирования, предполагающий прекращение предоставления лицензий в бумажном виде. Подтверждением наличия лицензий теперь являются записи о внесении в соответствующий реестр. Доступ к реестрам лицензий является открытым и общедоступным.

Федеральным законом от 30.12.2020 №493-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 26.04.2021 №652 создана публично-правовая компания "Единый регулятор азартных игр", которая призвана обеспечивать реализацию норм законодательства о государственном регулировании этой деятельности. В связи с этим, Постановлением Правительства РФ от 24.04.2021 №638 с 27 сентября 2021 г. утратили силу нормативные акты, обязывающие ФНС РФ осуществлять надзор в этой сфере деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 02.04.2021 №528 утвержден порядок формирования, ведения, эксплуатации и развития единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. С 1 июля 2021 г. проведение проверок возможно только при наличии соответствующих записей в Реестре, ведение которого возложено на Генеральную прокуратуру РФ.

Информационные системы

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 №488-ФЗ создана Государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, где ведется учет и мониторинг следующих товаров: табачная продукция, меховые изделия, обувь, лекарства, фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки, шины и покрышки, одежда и постельное белье, духи и туалетная вода, кресла-коляски для инвалидов, велосипеды и велосипедные рамы, молочная продукция.
С 1 января 2021 г. оборот немаркированных товаров запрещен, а до 1 февраля 2021 г. все участники оборота были обязаны промаркировать не реализованные товарные остатки.

Федеральным законом от 28.06.2021 №219-ФЗ с 1 июля 2021 г. внесены изменения в Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Работодатели всех правовых форм собственности, органы государственной и муниципальной власти, государственные и муниципальные учреждения, унитарные предприятия, организации с государственным участием обязаны размещать на Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» ряд сведений.

Иностранные компании

Федеральным законом от 24.02.2021 №27-ФЗ внесены изменения в статью 21 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», касающиеся правил аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц.

Федеральным законом от 01.07.2021 №236-ФЗ с 1 июля 2021 г. для иностранных лиц установлен порядок и определены условия деятельности в сети Интернет на территории России с использованием информационных ресурсов, аудитория которых составляет более 500 тысяч российских пользователей в сутки.