Статья
О политике ЦБ по санации банков

21 апреля 2017 г. Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ) отозвал у кредитных организаций Банк «Образование» и «ФИНАРС Банк» лицензии на осуществлении банковских операций и назначил временные администрации.

За последнее время лишились лицензий «Росэнергобанк» (10.04.2017 г.), «Татагропромбанк» (05.04.2017 г.), «Нефтяной альянс» (14.03.2017 г.), «Банк Экономический союз» и «Торговый городской банк» (13.03.2017 г.). Итого за 1-й квартал текущего года лишились лицензий 14 банков и небанковских кредитных организаций (НКО). Хронология событий последнего месяца показывает, что Мегарегулятор традиционно продолжает очищать банковский сектор от плохих организаций.

В целом за период с 01 января 2015 г. по 31.03.2017 г. ЦБ РФ отозвал лицензию у 294 банков и НКО. По мнению специалистов банковской сферы, такими темпами банковский рынок будет очищен от ненадежных кредитных организаций в течение ближайших 2-3 лет. В результате в России останется около 400 кредитных организаций.

В настоящее время Мегарегулятор считает наиболее распространенными видами мошенничества в банковском секторе использование нереальных заемщиков, схем с кредитами розничным заемщикам, манипуляций с вкладами. Основные причины отзыва лицензий: финансирование террористической деятельности, отмывание денежных средств, нелегальные и рискованные операции, недостоверная отчетность, мошенничество, «дыры в капитале», неудовлетворительное финансовое состояние, сомнительная кредитная политика и другие.

Центральный банк России разработал пакет документов в виде проекта закона, в котором описывается процесс финансового оздоровления банков. В настоящее время ожидается второе чтение закона в Государственной думе. Согласно разработанным предложениям ЦБ РФ берет на себя роль активного участника по оздоровлению банков. В случае появления в банке признаков финансовой неустойчивости Мегарегулятор сможет направить туда своих представителей для оценки.

Кроме того, ЦБ РФ получит право учредить ООО «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора». На Фонд будет возлагаться задача недопущения банкротства банка. С этой целью Управляющей компании могут быть переданы акции и иное имущество банка в доверительное управление, именно она будет осуществлять доверительное управление акциями (долями) кредитных организаций, требованиями по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) и иным кредитам, депозитам, банковским гарантиям.

Планируется, что эти акции и иное имущество санируемого банка будут приобретаться ЦБ РФ. Кроме того, Мегарегулятор получит право предоставлять санируемой организации субординированные кредиты, выдавать банковские гарантии, продавать акции (доли в уставном капитале) кредитных организаций, в которых реализуются меры по предупреждению банкротства. Финансирование обеспечение процесса санации банков возлагается на Фонд консолидации банковского сектора. Денежные средства в фонде будут формироваться из денежных средств Банка России. Они будут обособлены от остального имущества ЦБ.

Конечной целью санации «больных» банков будет являться их выздоровление. После проведения полной рекапитализации санируемый банк будет продан на открытом аукционе новому владельцу. Считается, что применение нового механизма банков позволит минимизировать расходование планируемых на финансовое оздоровление средств государства.

Процессы, происходящие в банковском секторе, свидетельствуют о существовании высоких рисков в отрасли. Предпринимателям очень важно быть осторожными при выборе банка. В частности, не доверять банкам, ведущим чрезмерную агрессивную кредитную политику или банкам, которые выдают депозиты под очень высокие проценты; не доверять молодым банкам; не работать с банками, у которых не имеется широкой системы банкоматов и филиальной сети. Кроме того, необходимо постоянно отслеживать конъюнктурную ситуацию в банковском секторе, регулярно проверять информацию о состоянии банка своего и контрагента на предмет его финансовой устойчивости - в том числе, используя Систему Глобас-i®.

Статья
Хочешь быть здоровым – плати!

Российский рынок частной медицины набирает обороты

Результаты исследований показывают: большинство россиян не рассчитывает на получение бесплатной качественной медицинской помощи от государства в полном объеме, что вынуждает их обращаться к сектору частных медицинских услуг.

Советское наследство. Система бесплатной общедоступной медицины, существовавшая в СССР, полностью исчерпала себя в постсоветский период. Масштабное реформирование здравоохранения, начатое Правительством еще в 2010 году, сразу же подразумевало значительную экономию бюджетных средств. Основной целью реформы стала модернизация системы обязательного медицинского страхования (ОМС). Одновременно с увеличением размера страховых взносов с 3,1% до 5,1% был решено постепенно сокращать долю типов лечения, которые финансируются напрямую из бюджета, и начинать оплачивать их из средств собираемых взносов. В это же время началось повышение средней зарплаты врачей – средства на эти расходы должны были поступать также из бюджета ОМС. В результате во многих регионах начали сокращать коечный фонд стационаров, закрывать небольшие медицинские учреждения и концентрировать специализированные услуги в крупных медицинских центрах, позже начались сокращения медработников. В итоге сегодня большинство россиян считает, что в случае болезни они не смогут рассчитывать на бесплатную медицинскую помощь в необходимом объеме.

Кошелек или жизнь. По данным исследования «Взгляд на перспективы развития рынка частных медицинских услуг в РФ в 2017-2019 годах» аудиторской компании KPMG, в 2016 году указанная отрасль в России выросла более чем на 51 млрд руб. (на 8,2%) – по итогам 12 месяцев ее объем составил 622 млрд руб. На ближайшую перспективу исследователями прогнозируется дальнейший, хоть и несколько замедляющийся, рост в среднем на 6% ежегодно. В числе факторов, способствующих росту рынка, называются продолжающееся снижение доступности и качества медицинской помощи в сегменте ОМС, сокращение страхового покрытия в рамках корпоративных полисов добровольного медицинского страхования (ДМС) в крупных компаниях и полный отказ от программ ДМС в ряде средних фирм. Продолжается закрытие государственных клиник, в оставшихся учреждениях растет доля платных услуг, при этом очевидны недостатки финансирования сектора здравоохранения. Совокупность этих причин приводит к росту наполняемости лечебных учреждений в коммерческой медицине.

Инновации не только в медицине. С исследователями согласны и собственники частных медицинских учреждений, большинство из которых заявляют о намерении расширять свой бизнес: по их мнению, приток клиентов будет обеспечен за счет снижения доступности и качества государственных услуг. Предлагаемые бизнесом модели многопрофильных клиник, где можно получить всю необходимую медицинскую помощь под одной крышей, обретают все большую популярность на рынке частной медицины. При этом, именно частный сектор успевает перестроиться не только под медицинские, но и под технологические ожидания клиентов, включающие наличие у клиники онлайн-записи, электронной медицинской карты и мобильного приложения. Фактором, сдерживающим спрос на платные медицинские услуги, может стать рост цен в отрасли, однако даже это не сможет существенно снизить темы развития рынка.

Государство и бизнес. Недавно Минздрав инициировал обсуждение нового механизма государственно-частного партнерства для бюджетных медицинских учреждений. Ведомство предложило дать им право образования дочерних компаний, внося в их капитал высвобождаемое в ходе реформы недвижимое имущество. Созданные структуры смогут зарабатывать на оказании платных услуг и будут контролироваться создавшими их учреждениями. В долгосрочной перспективе данная инициатива может быть успешно реализована, что повысит общее качество медицинских услуг, однако для начала работы в данном направлении бизнесу необходимы прозрачные и понятные правила игры. Очевидно, что дальнейшее сокращение государственного здравоохранения неизбежно, поэтому эффективное взаимодействие государства и бизнеса в данном вопросе приобретает важнейшее значение для всего населения страны.