Статья
Тенденции отрасли Воздушный транспорт

Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций в сфере воздушного транспорта.

Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 и 2016 годы) компании воздушного транспорта (ТОП-10 и ТОП-500). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.

Правовые формы

Наиболее распространенной правовой формой компаний в сфере воздушного транспорта является общество с ограниченной ответственностью. Заметную долю составляют также непубличные акционерные общества. (Рисунок 1).

Рисунок 1. Распределение компаний ТОП-500 по правовым формам Рисунок 1. Распределение компаний ТОП-500 по правовым формам

Выручка от реализации

Объем выручки 10 лидеров отрасли в 2016 году составил 78% от суммарной выручки 500 крупнейших компаний. Это свидетельствует о высоком уровне монополизации в отрасли. Крупнейшей компанией по объему выручки в 2016 году стало ПАО АЭРОФЛОТ-РОССИЙСКИЕ АВИАЛИНИИ (Рисунок 2).

Рисунок 2. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2016 года ТОП-500, % Рисунок 2. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2016 года ТОП-500, %

Наилучшие результаты в отрасли по объему выручки за десятилетний период были достигнуты в 2011 году. В периоды кризисных явлений в экономике в 2012, 2013 и 2016 годах наблюдалось снижение средних отраслевых показателей. (Рисунок 3).

Рисунок 3. Изменение средних отраслевых показателей выручки компаний воздушного транспорта в 2007 – 2016 годах Рисунок 3. Изменение средних отраслевых показателей выручки компаний воздушного транспорта в 2007 – 2016 годах

Прибыль и убытки

Объем прибыли 10 лидеров отрасли в 2016 году составил 90% от суммарной прибыли компаний ТОП-500. Ведущую позицию по объему прибыли в 2016 году занимает также ПАО АЭРОФЛОТ-РОССИЙСКИЕ АВИАЛИНИИ(Рисунок 4).

Рисунок 4. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарном объеме прибыли 2016 года ТОП-500, % Рисунок 4. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарном объеме прибыли 2016 года ТОП-500, %

Отраслевые значения показателей прибыли компаний воздушного транспорта за десятилетний период не отличаются стабильностью. Снижение показателей наблюдалось с 2007 по 2019 годы, в 2011 – 2012 и в 2014 – 2015 годах на фоне кризисных явлений в экономике. Наилучшие результаты отрасль показала в 2010 году. (Рисунок 5).

Рисунок 5. Изменение средних отраслевых показателей прибыли компаний воздушного транспорта в 2007 – 2016 годах Рисунок 5. Изменение средних отраслевых показателей прибыли компаний воздушного транспорта в 2007 – 2016 годах

Среди компаний ТОП-500 в 2015 году наблюдалось 136 убыточных предприятия. В 2016 году их количество увеличилось до 143 или на 5%. При этом, на 88% уменьшился средний размер их убытка. По остальным компаниям ТОП-500 средний размер прибыли увеличился за этот же период в 5 раз (Рисунок 6).

Рисунок 6. Количество убыточных компаний, средние значения убытка и прибыли компаний ТОП-500 в 2015 – 2016 годах Рисунок 6. Количество убыточных компаний, средние значения убытка и прибыли компаний ТОП-500 в 2015 – 2016 годах

Капитал и резервы

По итогам 2016 года наибольшим размером капитала и резервов среди компаний ТОП-500 обладало ПАО АЭРОФЛОТ-РОССИЙСКИЕ АВИАЛИНИИ. В худшем положении по данному показателю оказалось ПАО АВИАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ ТРАНСАЭРО, находящееся в стадии ликвидации с 06.10.2017 (Таблица 1).

Таблица 1. ТОП-10 лучших и ТОП-10 худших компаний по показателю капитал и резервы в 2016 г.
№ п/п в ТОП-500 Наименование Капитал и резервы, млрд руб.
    2015 г. 2016 г.*
1. ПАО АЭРОФЛОТ-РОССИЙСКИЕ АВИАЛИНИИ 49,34 79,96
2. ООО АВИАПРЕДПРИЯТИЕ ГАЗПРОМ АВИА 26,44 28,94
3. ООО АВИАКОМПАНИЯ ВОЛГА-ДНЕПР 9,27 12,26
4. ПАО АВИАКОМПАНИЯ АВРОРА 4,37 8,49
5. ПАО АВИАКОМПАНИЯ СИБИРЬ 4,16 5,63
6. ПАО АВИАКОМПАНИЯ УРАЛЬСКИЕ АВИАЛИНИИ 1,93 4,75
7. ООО АВИАКОМПАНИЯ ПОБЕДА 9,65 4,30
8. ПАО АВИАЦИОННАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ ЯМАЛ 3,94 3,95
9. ООО АВИАСЕРВИС 3,14 3,41
10. ООО АВИАКОМПАНИЯ ЭЙРБРИДЖКАРГО 2,87 1,80
... ... ... ...
491. ПАО ДОНАВИА 0,38 -0,49
492. ООО АРТ АВИА -0,29 -0,80
493. ООО АВИАКОМПАНИЯ ТОМСК АВИА -0,79 -1,40
494. НАО РЕД ВИНГС -1,71 -1,91
495. НАО КОМПАНИЯ АЭРОКОМ -1,99 -2,03
496. НАО АВИАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ ПОЛЕТ -2,67 -2,78
497. НАО НОРДАВИА - РЕГИОНАЛЬНЫЕ АВИАЛИНИИ -12,55 -10,82
498. ПАО АВИАКОМПАНИЯ ЮТЭЙР -12,83 -11,69
499. ПАО ОРЕНБУРГСКИЕ АВИАЛИНИИ -7,55 -15,75
500. ПАО АВИАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ ТРАНСАЭРО -97,95 -104,84

*) Компании с положительной динамикой показателя в 2016 году по сравнению с предыдущим годом отмечены в Таблице 1 зеленой заливкой, с отрицательной динамикой – красной заливкой.

Основные финансовые коэффициенты

За десятилетний период средние отраслевые показатели коэффициента общей ликвидности в целом плавно снижались и в последние три года находились ниже интервала рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0. (Рисунок 7).

Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.

Коэффициент платежеспособности (отношение суммы собственного капитала к балансовой сумме) показывает зависимость компании от внешних займов. Рекомендуемое значение: >0,5. Значение коэффициента ниже минимального значения означает сильную зависимость от внешних источников получения средств.

Экспертами Информационного агентства Credinform, с учетом фактического положения дел как экономики в целом, так и в отраслях, разработан и реализован в Информационно-аналитической системе Глобас-i расчет практических значений финансовых коэффициентов, которые могут быть признаны нормальными для конкретной отрасли. Для компаний воздушного транспорта практическое значение коэффициента платежеспособности составляет от 0,02 до 0,87.

За десятилетний период средние отраслевые показатели коэффициента находились в интервале практических значений, за исключением 2015 года, когда наблюдалось отрицательное значение показателя (Рисунок 7).

Рисунок 7. Изменение средних отраслевых значений коэффициентов общей ликвидности и платежеспособности компаний воздушного транспорта в 2007 – 2016 годах Рисунок 7. Изменение средних отраслевых значений коэффициентов общей ликвидности и платежеспособности компаний воздушного транспорта в 2007 – 2016 годах

В течение десяти лет наблюдается нестабильность показателей коэффициента рентабельности инвестиций. В периоды кризисных явлений в экономике (2008, 2014, 2015 годах) показатели снижались до отрицательных значений (Рисунок 8). Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.

Аналогичная тенденция наблюдается по показателям коэффициента рентабельности продукции (услуг) (Рисунок 8). Резкий рост показателя в 2015 году может быть связан с уходом с рынка авиаперевозок одной из крупнейших авиакомпаний страны - ПАО АВИАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ ТРАНСАЭРО. Коэффициент рассчитывается как отношение прибыли от продаж к расходам по обычной деятельности. В целом рентабельность отражает экономическую эффективность производства.

Рисунок 8. Изменение средних отраслевых значений коэффициентов рентабельности инвестиций и рентабельности услуг компаний воздушного транспорта в 2007 – 2016 годах Рисунок 8. Изменение средних отраслевых значений коэффициентов рентабельности инвестиций и рентабельности услуг компаний воздушного транспорта в 2007 – 2016 годах

Показатели коэффициента оборачиваемости активов за десятилетний период демонстрируют относительную стабильность (Рисунок 9).

Коэффициент оборачиваемости активов рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.

Коэффициент оборачиваемости собственных средств рассчитывается как отношение выручки к среднегодовой сумме собственного капитала и показывает интенсивность использования всей совокупности активов.

В 2015 – 2016 годах наблюдается значительный рост показателей данного коэффициента (Рисунок 9).

Рисунок 9. Изменение средних отраслевых значений коэффициентов деловой активности компаний воздушного транспорта в 2007 – 2016 годах Рисунок 9. Изменение средних отраслевых значений коэффициентов деловой активности компаний воздушного транспорта в 2007 – 2016 годах

Структура услуг

Наибольшее количество компаний среди ТОП-500 специализируется на пассажирских воздушных перевозках (Рисунок 10).

Рисунок 10. Распределение компаний ТОП-500 по видам оказываемых услуг, % Рисунок 10. Распределение компаний ТОП-500 по видам оказываемых услуг, %

Динамика активности бизнеса

За 25-летний период количество зарегистрированных компаний из ТОП-500 распределяется по годам их основания неравномерно. Наибольшее число компаний воздушного транспорта было основано в 2012 - 2015 годах (Рисунок 11).

Рисунок 11. Распределение компаний ТОП-500 по годам их основания Рисунок 11. Распределение компаний ТОП-500 по годам их основания

Наибольший интерес бизнеса к воздушному транспорту проявился в период после 2010 года, когда в среднем в год регистрировалось 37 новых компаний. (Рисунок 12).

Рисунок 12. Среднее количество компаний ТОП-500, регистрируемых за год, по периодам их основания Рисунок 12. Среднее количество компаний ТОП-500, регистрируемых за год, по периодам их основания

Основные регионы распространения

Компании воздушного транспорта распределены по территории страны неравномерно. Наибольшее их количество зарегистрировано в г. Москве – крупнейшем финансовом центре страны с развитой транспортной инфраструктурой (Рисунок 13). Компании ТОП-500 зарегистрированы в 71 регионе России.

Рисунок 13. Распределение компаний ТОП-500 по регионам России Рисунок 13. Распределение компаний ТОП-500 по регионам России

Наибольшее количество компаний воздушного транспорта сосредоточено в Центральном федеральном округе страны (Рисунок 14).

Рисунок 14. Распределение компаний ТОП-500 по федеральным округам России Рисунок 14. Распределение компаний ТОП-500 по федеральным округам Россиии

Доля компаний, имеющих филиалы или представительства, из числа ТОП-500, составляет 11%.

Активность участия в арбитражных процессах

Наибольшее число компаний отрасли не принимают участия в арбитражных разбирательствах. Заметную долю составляют компании активно участвующие в арбитражных процессах, что может быть связано со спецификой оказания транспортных услуг. (Рисунок 15).

Рисунок 15. Распределение компаний ТОП-500 по активности участия в арбитражных процессах, % Рисунок 15. Распределение компаний ТОП-500 по активности участия в арбитражных процессах, %

Индекс благонадежности

С точки зрения наличия признаков «фирм-однодневок» или неблагонадежных организаций подавляющее большинство компаний отрасли демонстрируют крайне низкий риск сотрудничества (Рисунок 16).

Рисунок 16. Распределение компаний ТОП-500 по Индексу благонадежности, % Рисунок 16. Распределение компаний ТОП-500 по Индексу благонадежности, %

Индекс скоринговой оценки

Оценка финансового положения компаний отрасли показывает, что наибольшее количество предприятий находится на среднем уровне финансовой устойчивости. Однако, значительную долю или 28%, составляют компании, находящиеся в неустойчивом и критическом положении (Рисунок 17).

Рисунок 17. Распределение компаний ТОП-500 по Индексу скоринговой оценки, % Рисунок 17. Распределение компаний ТОП-500 по Индексу скоринговой оценки, %

Индекс ликвидности

Большинство компаний отрасли (36%) показывают минимальный или незначительный уровень риска банкротства в краткосрочном периоде. Однако, доля компаний с наивысшим уровнем риска составляет значительную величину в 23% (Рисунок 18).

Рисунок 18. Распределение компаний ТОП-500 по Индексу ликвидности, % Рисунок 18. Распределение компаний ТОП-500 по Индексу ликвидности, %

Индекс платежеспособности Глобас 53% компаний воздушного транспорта из числа 500 крупнейших присвоен удовлетворительный, низкий или неудовлетворительный Индекс платежеспособности Глобас (Рисунок 19).

С учетом основных индексов, финансовых показателей и коэффициентов, это в комплексе может свидетельствовать о неблагоприятных тенденциях в данной сфере деятельности.

Рисунок 19. Распределение компаний ТОП-500 по Индексу платежеспособности Глобас Рисунок 19. Распределение компаний ТОП-500 по Индексу платежеспособности Глобас
Рэнкинг
Рентабельность услуг крупнейших российских компаний по обслуживанию воздушного транспорта

Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2016 и 2015 годы) компании (ТОП-10). Далее они были ранжированы по коэффициенту рентабельности услуг (Таблица 1). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.

Коэффициент рентабельности услуг или продукции (%) рассчитывается как отношение прибыли от продаж к расходам по обычной деятельности. В целом рентабельность отражает экономическую эффективность производства. Анализ рентабельности услуг позволяет судить о целесообразности оказания услуг или проведения работ. Нормативные значения для показателей данной группы отсутствуют, так как они сильно варьируются в зависимости от отрасли.

Специалистами Информационного агентства Credinform, с учетом фактического положения дел как в целом в экономике, так и в отраслях, разработан и реализован в Информационно-аналитической системе Глобас расчет практических значений финансовых коэффициентов, которые могут быть признаны нормальными для конкретной отрасли. Для компаний по обслуживанию воздушного транспорта практическое значение коэффициента рентабельности услуг в 2016 г. составило от 26,28%.

Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность показателей и финансовых коэффициентов.

Таблица 1. Чистая прибыль, выручка, коэффициент рентабельности услуг, индекс платежеспособности Глобас крупнейших российских компаний по обслуживанию воздушного транспорта (ТОП-10)
Наименование, ИНН, регион Чистая прибыль, млн руб. Выручка, млн руб. Рентабельность услуг, % Индекс платежеспособности Глобас
2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г.
1 2 3 4 5 6 7 8
НАО МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ ШЕРЕМЕТЬЕВО
ИНН 7712094033 Московская область
-7 860,4 15 523,8 22 911,1 25 181,6 60,67 92,36 217 Высокий
НАО МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ СОЧИ
ИНН 2317044843 Краснодарский край
857,2 1 405,3 3 623,5 4 579,6 51,27 86,41 203 Высокий
ПАО АЭРОПОРТ КОЛЬЦОВО
ИНН 6608000446 Свердловская область
719,5 700,4 4 425,1 4 564,4 46,74 46,62 183 Наивысший
ООО ВОЗДУШНЫЕ ВОРОТА СЕВЕРНОЙ СТОЛИЦЫ
ИНН 7703590927 Санкт-Петербург
353,3 2 690,6 14 028,5 14 239,9 57,79 46,60 217 Высокий
НАО ТОПЛИВО-ЗАПРАВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС ШЕРЕМЕТЬЕВО
ИНН 5047058580 Московская область
-193,5 173,7 4 827,8 4 007,4 1,51 13,49 239 Высокий
ООО ДОМОДЕДОВО ПЭССЕНДЖЕР ТЕРМИНАЛ
ИНН 5009097645 Московская область
507,3 1 484,3 11 023,0 10 882,4 13,07 13,03 249 Высокий
ООО С 7 ИНЖИНИРИНГ
ИНН 5009049835 Московская область
227,3 368,4 3 273,0 4 137,0 13,29 10,66 214 Высокий
ООО ГАЗПРОМНЕФТЬ-АЭРО ШЕРЕМЕТЬЕВО
ИНН 5047095550 Московская область
54,9 1 421,2 22 761,2 24 448,6 0,05 8,50 176 Наивысший
ООО ДОМОДЕДОВО ЭРПОРТ ХЭНДЛИНГ
ИНН 5009096948 Московская область
-218,5 448,7 6 905,6 7 939,3 5,17 8,46 263 Высокий
ООО МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ ДОМОДЕДОВО
ИНН 5009097148 Московская область
66,2 -50,6 3 978,7 4 404,3 9,22 -0,23 320 Удовлетворительный
Итого по компаниям ТОП-10 -548,7 2 416,6 9 775,8 10 438,5      
Среднее значение по компаниям ТОП-10 -54,9 241,7 977,6 1 043,8 25,88 32,59  
Среднее значение по отрасли -10,5 81,9 353,6 395,0 14,50 19,42  

Среднее значение коэффициента рентабельности услуг компаний ТОП-10 в 2016 году находится выше практического значения и выше, чем в среднем по отрасли. Четыре компаний из ТОП-10 в 2016 году имеют показатели коэффициента выше практического значения, пять компаний – ниже практического значения и одна компания (ООО МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ ДОМОДЕДОВО) – имеет отрицательное значение показателя (соответственно отмечены зеленым, оранжевым и красным цветом в столбцах 6 и 7 Таблицы 1 и на Рисунке 1). Четыре компаний из ТОП-10 в 2016 году снизили показатели выручки, чистой прибыли по сравнению с предыдущим периодом или имеют убыток (выделены красной заливкой в столбцах 3 и 5 Таблицы 1).

Рисунок 1. Коэффициент рентабельности услуг и выручка крупнейших российских компаний по обслуживанию воздушного транспорта (ТОП-10) Рисунок 1. Коэффициент рентабельности услуг и выручка крупнейших российских компаний по обслуживанию воздушного транспорта (ТОП-10)

Средние отраслевые показатели коэффициента рентабельности услуг за последние 10 лет находились ниже практического значения (Рисунок 2). Это может быть признаком неблагоприятных тенденций в данной отрасли.

Рисунок 2. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности услуг российских компаний по обслуживанию воздушного транспорта в 2007 – 2016 годах Рисунок 2. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности услуг российских компаний по обслуживанию воздушного транспорта в 2007 – 2016 годах

Девяти компаниям ТОП-10 присвоен наивысший и высокий индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства.

ООО МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ ДОМОДЕДОВО присвоен удовлетворительный индекс платежеспособности Глобас, в связи с наличием информации об участи в качестве ответчика в арбитражных делах, о незакрытых исполнительных листах и убытка в структуре балансовых показателей. Прогноз развития индекса – стабильный.