В связи с изменениями в области налогообложения в Северо-Западном федеральном округе за первые два месяца 2013 года самостоятельно ликвидировалось 21 644 предпринимателя, что составляет 6% от общего числа действующих ИП в СЗФО. Похожая ситуация в регионе с фермерскими хозяйствами, за 2 месяца 2013 года сократилось более 6% от общего числа фермерств.
Эксперты ИА Credinform полагают, что в ближайшие полгода наибольшее количество ликвидаций ИП произойдёт в отраслях, где необходим труд наёмных рабочий: это услуги в сфере общественного питания, а также мелких строительно-монтажных работ. Достаточно большое количество предпринимателей, решивших закрыть свою деятельность, ожидается и в сфере розничной торговли. Именно повышение пенсионных взносов за наёмных сотрудников и за «самого себя» является главным фактором, побудившим малый бизнес сворачивать производство. Останутся работать в сфере малого бизнеса предприятия, занявшие прочную нишу на рынке, например, индивидуальные предприниматели, имеющие сетевые супермаркеты.
В сложившейся ситуации индивидуальным предпринимателям стоит внимательно выстраивать свою налоговую политику для оптимизации выплат в бюджет и рассчитывать налоговую нагрузку ещё в процессе создания бизнеса. Предприниматели, которые посчитали, что подобная схема будет им не выгодна, ликвидировались в конце 2012 г. и в первые месяцы 2013 г. Также официально прекратить свою деятельность решили предприниматели, которые фактически её не вели и не сдавали необходимую отчётность. Таким образом, влияние фактора повышения взносов сейчас уже можно назвать затухающим. Остаётся открытым вопрос, вернутся ли с изменением налоговых ставок предприниматели, решившие работать в тени.
Примечательно, что по данным системы ГЛОБАС-i, на сегодняшний день в качестве ИП в России зарегистрировано практически одинаковое количество мужчин и женщин. Мужчин-предпринимателей – около 56%, а женщин-предпринимателей – 44%. В перспективе, ожидается увеличение доли женщин в составе предпринимателей до 50%
По данным Информационно-аналитической системы ГЛОБАС-i, в России зарегистрировано 44 160 компаний, работающих в сфере деятельности туристических агентств, из них только 1 500 организаций предоставили бухгалтерскую отчётность в Росстат за 2011 год - последний отчетный период.
Исходя из отчётности, объём рынка туристических услуг в России на 2011 год составляет более 54 млрд. руб. За прошлый отчётный период (2010 г.) этот показатель оказался на отметке в 37 млрд. руб. Изменение составило 47%. Однако чистая прибыль туристических компаний в 2011 году снизилась на 52% (340 млн. руб.). Уменьшение размера чистой прибыли при увеличении объемов реализации может говорить о снижении эффективности функционирования отрасли, в том числе о падении рентабельности продаж, отражающей способность компаний контролировать свои издержки.
По данным Информационного Агентства Credinform большинство компаний (44%), занятых в туристической отрасли и предоставивших отчётность за 2011 год, имеют удовлетворительный индекс платёжеспособности ГЛОБАС-i. На выполнение их долговых обязательств значительное влияние может оказывать изменение экономической ситуации. Однако предприятий с высоким индексом платёжеспособности в этой отрасли в России также достаточно много (42%). Риск невыполнения финансовых обязательств у таких организаций незначителен. Низкий индекс платёжеспособности присвоен 11% из всех сдавших отчётность. У этой группы высокая зависимость не только от изменения экономической ситуации, но и от заёмных средств. К сожалению, в России крайне мало туристических компаний с максимальным наивысшим индексом – всего 3%. С точки зрения сотрудничества, получения прибыли и минимизации рисков, предприятия данной группы были бы наиболее привлекательными для инвестирования и заключения контрактов.
№ | Наименование | ИНН | Оборот, тыс. руб., 2011 г. | Чистая прибыль, тыс. руб., 2011 г. | Индекс платёжеспособности |
1 | ЗАО ФИРМА НЕВА | 7813034418 | 3 684 068,00 | 401,00 | 255 (высокий) |
2 | ООО Верса | 7802137274 | 3 392 209,00 | 10 993,00 | 223 (высокий) |
3 | ООО СОЛВЕКС-ТУРНЕ | 7813080157 | 2 514 081,00 | 2 228,00 | 217 (высокий) |
4 | ООО Южный Крест Трэвел | 7707650655 | 2 169 558,00 | 4 871,00 | 257 (высокий) |
5 | ООО АкадемСервис | 5024053441 | 1 766 151,00 | 5 239,00 | 241 (высокий) |
6 | ООО ВодоходЪ | 7707511820 | 1 748 113,00 | 24 314,00 | 260 (высокий) |
7 | ЗАО Сирена-Трэвел | 7714171484 | 1 212 948,00 | 437 080,00 | 153 (наивысший) |
8 | ЗАО АгентствоДАВС | 7704524814 | 631 860,00 | 45 258,00 | 173 (наивысший) |
9 | ОАО Хабаровская компания по иностранному туризму и коммерции Интур-Хабаровск | 2702032046 | 615 755,00 | 11 364,00 | 204 (высокий) |
10 | ООО Интерком | 7708676102 | 606 822,000 | 76 531,00 | 284 (высокий) |
По итогам 2011 года наметилась и положительная тенденция: в выборку действующих туристических компаний не попала ни одна организация с неудовлетворительным индексом платёжеспособности, при котором сотрудничество с такими компаниями рекомендуется отклонять.
Основную часть выручки турфирмы России получают, отправляя граждан за рубеж. По данным Росстата в 2012 году с целью туризма россияне совершили 15,332 млн. поездок, и это на 5,8% больше чем в 2011 году. Однако, сравнив рост зарубежных туристических путешествий сограждан в предыдущие годы, можно сделать вывод, о том, что 2012 год характеризовался достаточно вялым интересом к выездному туризму. К примеру, в 2011 году по сравнению с 2010-м рост составил 15%, а в 2010-м относительно 2009-го – 32%.
Подобное развитие туристического рынка некоторые эксперты объясняют снижением покупательной способности населения. Также среди возможных причин можно назвать увеличение в 2012 году стоимости турпакетов, что снизило спрос на массовых направлениях. Рост стоимости путёвок был обусловлен более внимательным подходом туроператоров к вопросам ценообразования. После рекордного количества банкротств, отмеченных в прошлом году на туристическом рынке, эксперты заметили снижение активности демпинговых войн, в результате чего снизилось количество горящих туров.
Наиболее популярными направлениями для зарубежного отдыха россиян по-прежнему остаются Турция, Египет, Китай, Таиланд и Испания. Скорее всего, в текущем году положение первой тройки не изменится, хотя, по некоторым оценкам, подняться до третьего места имеет все шансы Испания, в последние годы это направление демонстрирует стабильный рост и интерес у наших туристов.
Интересно, что максимальный рост количества поездок за границу относительно 2011 г. показали Эмираты. Здесь количество путешественников из России увеличилось на 39%. Турция же, несмотря на максимальные показатели количества турпоездок, потеряла 6% относительно показателей 2011 г. Достаточно неожиданным стали показатели по Финляндии: посещение страны с целью туризма снизилось на 44% в 2012 г. Скорее всего это связано с перераспределением въезда по целям прибытия. Россияне, въезжая по многократным визам за покупками, чаше стали указывать цель прибытия «частную», а не «туристическую».
Основной проблемой прошлого сезона оставались банкротства туроператоров и турагентств. Чтобы избежать подобных массовых случаев с этого года кроме расходов на страхование операторы должны будут платить взносы в фонд экстренной помощи туристам. Ежегодный взнос составит 0,1% от оборота, но не менее 100 000 рублей. Однако остаётся открытым вопрос, все ли туристические компании смогут оплатить такую сумму без ущерба для бизнеса и как это отразится на ценах турпродуктов.
Одним из способов снижения рисков сотрудничества с недобросовестными туроператорами является получение информации из ежедневно обновляемой базы данных ГЛОБАС-i® Информационного Агентства Credinform.