Определен перечень информации, которую эмитенты ценных бумаг имеют право не обнародовать для снижения внешнего санкционного давления.
Этот Перечень содержится в Постановлении Правительства РФ от 04.04.2019 №400 «Об особенностях раскрытия и предоставления информации, подлежащей раскрытию и предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона «Об акционерных обществах» и Федерального закона «О рынке ценных бумаг».
По новым правилам компании-эмитенты смогут быстро отреагировать на усиление санкционного давления и вывести из-под «вторичных» санкций своих контрагентов и партнеров. Это связано с принятым в США в 2017 году законом CAATSA, согласно которому компании из третьих стран, сотрудничающие с лицами под санкциями, могут тоже попасть под ограничения.
При этом, от обязанности по раскрытию этой информации перед Центральным банком РФ эмитенты не освобождаются.
В число сведений, которые эмитенты могут не публиковать или раскрывать в неполном объеме, входит информация:
- о руководстве;
- о сделках;
- о структуре владения;
- об акционерах, в том числе миноритарных и мажоритарных;
- о партнерах;
- о финансовых вложениях;
- о рисках и их оценке;
- о корпоративных спорах;
- о контрагентах, в том числе об их отраслевой и географической структуре.
Кроме этого кредитные организации получили право не публиковать сведения:
- об операциях в иностранной валюте;
- о распределении средств на счетах в зависимости от типа клиентов;
- о сегментах деятельности.
Не раскрывать указанные выше данные, эмитенты могут при условиях если:
- информация о лицах под санкциями может привести к ограничениям против самого эмитента и других лиц;
- компания сама находится под санкциями;
- эмитентом является банк, работающий с государственным оборонным заказом;
- раскрываются подробности сделки, по оборонным заказам или военно-техническому сотрудничеству;
- сведения касаются сотрудников компании, находящихся под санкциями, или банка, обслуживающего оборонные предприятия.
Универсальный показатель, по которому можно судить о масштабе бизнеса – объем выручки. Насколько компания эффективно работает на рынке указывает производный показатель от выручки – прибыль или убыток. Выручку демонстрирует любая действующая фирма, а прибыль – далеко не все организации. Именно по числу прибыльных компаний, а также их совокупной прибыли, можно судить о степени концентрации российского бизнеса в региональном разрезе, привлекательности той или иной территории для развития предпринимательства.
Москва – центр экономической жизни страны, город, где сосредоточены наиболее крупные, конкурентоспособные и успешные предприятия, подчас не ведущие производственную деятельность непосредственно в столице. С данным тезисом сложно спорить, именно в Москве по итогам 2018 г. формируется 29,9% всей совокупной прибыли компаний России. На втором месте с заметным отставанием находится Санкт-Петербург: в городе на Неве зарабатывается лишь 5,6% суммарной корпоративной прибыли. На третьем месте расположился сырьевой Ханты-Майский АО-Югра – 5,3%.
Всего на Топ-10 регионов приходится без малого 62% прибыли, на оставшиеся 75 регионов - чуть больше трети - 38%. Это свидетельствует о сохранении высокой степени концентрации предпринимательской активности в небольшой группе экономически значимых субъектов в ущерб остальным.

Однако если рассмотреть динамику распределения прибыли компаний по субъектам за последние 10 лет, то можно сделать интересный вывод: совокупная доля прибыльных организаций Москвы в общей прибыли компаний России снизалась на существенные 8,1% (см. рисунок 2). Это стало максимальным снижением среди всех субъектов РФ.
С другой стороны, на 2% увеличилась доля в совокупной прибыли компаний Сахалинской области, на 1,3% организаций Ямало-Ненецкого АО, на 1% предприятий Ленинградской области.
Иными словами, происходит медленное, постепенное перетекание бизнеса из столицы в регионы. Данный процесс можно рассматривать исключительно как благо для страны в целом.
