На протяжении последних лет российское государство предпринимало различные попытки упростить порядок и правила регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Достигнутые в определенной степени положительные результаты отразились в международном рейтинге Doing Business. В этом году эксперты поместили Россию на 40-е место. Одним из показателей является регистрация субъекта хозяйствования для открытия бизнеса. По этой позиции Россия заняла 26-е место.
Тем не менее, стоит отметить, что процесс создания юридического лица остается в российском государстве непростым. Как правило, сложности могут вызвать следующие процедуры:
- выбор наименования организации;
- подбор правильного вида деятельности согласно классификатору;
- поиск юридического адреса компании;
- выбор варианта налогообложения;
- использование правильных формулировок при подготовке протокола (решения) и устава общества;
- нотариальная заверка документов;
- заполнение самого заявления.
Ошибки, допущенные при формировании пакета документов, могут привести к отказу со стороны ИФНС в регистрации, при этом заверенные документы и госпошлина не возвращаются, и как результат - потеря денежных средств и времени. Специалисты в целях избежания ошибок предлагают воспользоваться услугами специализированных организаций.
После регистрации субъекта хозяйствования также поджидают «подводные камни». Они могут быть выявлены соответствующими надзорными органами. Например, ФНС РФ разослала рекомендации налоговым инспекциям по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ в отношении юридических лиц, зарегистрированных после 01 августа 2016 года и имеющих признаки недостоверности. К обстоятельствам, показывающим недостоверность указанных в ЕГРЮЛ сведений, относятся следующие:
- лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица, выступает в более чем 5 юридических лицах;
- участники юридического лица являются таковыми в более чем 10 юридических лицах;
- адрес юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ, является адресом более 10 юридических лиц;
- лицо, которому назначено административное наказание в виде дисквалификации и другие.
С 1 ноября текущего года стартовал эксперимент, призванный упростить процедуры регистрации для граждан, решивших открыть свой бизнес. Причем функции регистрации принимают на себя Сбербанк и ВТБ. Гражданину не придется идти в свою налоговую и другие инстанции, достаточно будет обратиться в один из названных банков.
Клиенты Сбербанка и ВТБ, находящиеся в отношениях с кредитными организациями, получили возможность зарегистрировать свой статус как ИП, или ООО, где 100% общества принадлежит одному лицу. Они могут обратиться в банки дистанционно, либо прийти в офис банка. Им достаточно написать заявление, например, о создании общества с ограниченной ответственностью.
Кроме того, идентифицированные клиенты этих банков смогут получить в них электронную подпись, которая будет поставлена под заявлением в случае дистанционного обращения. Банк в дальнейшем будет нести ответственность по вопросам безопасности и общаться с налоговой уже без участия клиента.
Предполагается, что такая процедура значительно облегчит регистрацию юридического лица и индивидуального предпринимателя и поможет избежать вышеперечисленных и других проблем, связанных с открытием собственного бизнеса. В случае положительных результатов эксперимента, который будет проходить в течение 2017 года, он будет расширен на территорию всей страны.
Правила расчета размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах (УК) страховых организаций и перечень документов, обязательных для получения разрешений Банка России на отчуждение акций и/или долей в УК страховых организаций в пользу зарубежных инвесторов и или их дочерних обществ регламентируются соответствующим Указанием Центрального банка РФ от 22.09.2014 №3386-У.
Центральный банк РФ каждый год, по состоянию на 1 января, производит расчет размеров (квот) иностранного капитала в УК страховых организаций. Это делается в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, на основании сведений об УК страховых организаций, раскрываемых в Отчете об акционерах (участниках) и иных аффилированных лицах (Отчет).
Размер иностранного капитала в УК страховых организаций рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего зарубежным инвесторам и их дочерним обществам в УК страховых организаций, к совокупному УК страховых организаций.
В свою очередь, совокупный УК страховых организаций является суммой УК организаций с лицензиями на страховую деятельность.
Суммарный капитал зарубежных инвесторов и их дочерних обществ в совокупном УК страховых организаций, рассчитывается на основе сведений из упомянутого выше Отчета, по номинальной стоимости акций или долей в УК зарубежных инвесторов и их дочерних обществ.
Порядок, регламентирующий получение разрешений на увеличение УК, за счет зарубежных инвестиций или на отчуждение, в т. ч. путем продажи зарубежным инвесторам своих акций или долей в УК установлен тем же Указанием Центрального банка РФ №3386-У с изменениями, внесенными Указанием ЦБ РФ от 29.07.2016 №4091-У.
Для получения такового разрешения необходимо направить в Центральный банк РФ заявление с приложением документов согласно перечню, подробно изложенному в Указаниях ЦБ РФ. Среди документов этого перечня: копии учредительных документов и подтверждение юридической регистрации зарубежных инвесторов или физических лиц с указанием их адресов; письменное согласие зарубежного контрольного органа на участие инвестора в УК страховой организации на территории России, или заключение об отсутствии необходимости этого согласия; бухгалтерская (финансовая) отчетность зарубежного инвестора с приложением аудиторского заключения, при его наличии; копии лицензий или специальных разрешений зарубежного инвестора, подтверждающие его страховую деятельность и бухгалтерская (финансовая) отчетность за последние пять лет; первоначальное согласие антимонопольного органа на сделку или документ об отсутствии необходимости этого согласия; сведения о составе акционеров или участников страховой организации по каждому юридическому лицу, с указанием конечных бенефициаров - физических лиц.
В Указаниях также подробно изложен перечень документов для разрешения на увеличение размера УК за счет средств дочерних обществ зарубежных инвесторов.
Такой же пакет документов должны представлять и российские акционеры или участники для получения права на отчуждение принадлежащих им акций или долей в УК страховой организации в пользу зарубежных инвесторов или их дочерних обществ.
Аналогичный порядок получения разрешения касается и случаев отчуждения акций страховой организации в пользу неограниченного круга лиц на торгах с потенциальным участием зарубежных инвесторов или их дочерних обществ.
Указанные выше заявления и документы могут быть представлены в ЦБ РФ в электронной форме через «Личный кабинет» на официальном сайте банка, либо на бумажном носителе с соблюдением правил установленных для таких документов.
Документы, направляемые от зарубежных государственных органов или других публичных организаций, необходимо легализовать в порядке, установленном отечественным законодательством, если это не противоречит международным договорам, с участием Российской Федерации и государств по месту регистрации учредителей или участников - нерезидентов. Копии документов, составленных на иностранном языке должны сопровождаться заверенным нотариально переводом на русский язык.
Согласно сведениям ЦБ РФ из Единого государственного реестра субъектов страхового дела на 1 октября 2016 г. в целом по стране насчитывалось 390 организаций с действующими страховыми лицензиями. В числе этих организаций, согласно данным Информационно-аналитической системы Глобас-i, 50 компаний (13% от общего количества) имеют в структуре капитала долю иностранного участия, в т. ч.: 18 компаний имеют 100% иностранного участия, 17 компаний - от 80% до 99,99%, 3 компании - от 50% до 80%, 8 компаний - от 25% до 50% и 4 компании - до 25%.