Статья
Объем российского рынка интернет-услуг в 2014 году составил 1 трлн рублей

По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) совокупный доход Рунета по итогам 2014 года сохранился на уровне 2013 года и составил около 1 трлн рублей. При этом объем зависимых сегментов бизнеса вырос с 5,2 до 7 трлн рублей. Всего по оценкам экспертов в компаниях, относящихся к интернет-рынкам (включая самозанятое население), задействовано около 1,3 млн человек.

По оценкам экспертов около 65% российского рынка интернет-услуг приходится на электронную коммерцию. К наиболее развивающимся сегментам онлайн-коммерции относят онлайн-ритейл, электронные платежи и рынок цифрового контента в интернете (видео, музыка, книги). По оценке экспертов Информационного агентства Credinform, на сегодняшний день на территории России функционирует порядка 11,5 тыс. организаций, осуществляющих онлайн-торговлю.

Среди перспективных направлений также выделяют онлайн-трэвел, особенно после нашумевших банкротств крупных турфирм в прошлом году. По оценке руководителя РАЭК Сергея Плуготаренко, совокупный объем сектора электронной коммерции по итогам 2014 года вырос на 42% и составил 645 млрд рублей.

Сектор интернет-рекламы по итогам прошлого года вырос на 18%. Главными локомотивами роста стали контекстная реклама, видео реклама и маркетинговые услуги в социальных медиа. При этом сегмент медийной рекламы сократился по сравнению с 2013 годом на 5%.

Эксперты также отмечают ежегодный рост числа интернет-пользователей в России. По итогам прошлого года их количество выросло на 7% и составило 73 млн человек. По наиболее вероятному прогнозу к 2020 году число российских интернет-пользователей увеличится на 3% и составит 76 млн человек.

Как правило, для выхода в интернет пользователи параллельно используют различные устройства: компьютеры и ноутбуки, планшеты, мобильные устройства и пр. Однако в последние годы в России активно развивается и рынок мобильных интернет-услуг. Так, по оценкам экспертов, в 2014 году 9% российских пользователей для выхода в интернет использовали исключительно мобильные устройства.

Отметим, что эксперты РАЭК прогнозировали, что объем российского интернет-рынка по итогам 2014 года достигнет 1,42 трлн рублей. Однако Плуготаренко отмечает, что сегодня Рунет существует по кризисному сценарию, предусматривающему ежегодный рост на уровне 8-10%. При этом до 2015 года рост Рунета превышал 30% в год.

Рэнкинг
Рентабельность продаж производителей шоколада

Информационное агентство Credinform подготовило рэнкинг компаний, выпускающих шоколад и продукцию из него.

Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему выручки за последний имеющийся в Статистическом реестре отчетный период (2013 г.) организации отрасли, ранжированные по убыванию рентабельности продаж.

Рентабельность продаж (%) - показывает долю операционной прибыли в объеме продаж фирмы, иначе говоря - долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объёму продаж за тот же период. Рекомендуемые значения - изменяются в зависимости от отрасли.

Коэффициент рентабельность продаж характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности и показывает, сколько предприятие имеет чистой прибыли с рубля продаж. Иными словами, сколько средств остается у предприятия после покрытия себестоимости продукции, выплаты процентов по кредитам и уплаты налогов.

Показатель рентабельности продаж характеризует важнейший аспект деятельности компании - реализацию основной продукции, а также позволяет оценить долю себестоимости в продажах.

Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и отражает её способность контролировать издержки. Данный показатель часто используется для оценки операционной эффективности компаний. Однако следует учитывать, что при равных значениях показателей выручки, операционных затрат и прибыли до налогообложения у двух разных фирм рентабельность продаж может сильно различаться, вследствие влияния объемов процентных выплат на величину чистой прибыли.

Следует учитывать, что коэффициент рентабельности продаж не учитывает планируемый эффект от долгосрочных инвестиций. Например, когда коммерческая организация совершает переход на новые перспективные технологии или виды продукции, требующие больших инвестиций, показатели рентабельности могут временно снижаться.

Однако если стратегия была выбрана верно, понесенные затраты в дальнейшем окупятся, и в этом случае снижение рентабельности в отчетном периоде не означает низкой эффективности работы предприятия.

Таблица 1. Выручка, рентабельность продаж и индекс платежеспособности крупнейших предприятий, выпускающих шоколадную продукцию (Топ-10)
НаименованиеРегионВыручка, млн руб., 2013 г.Рентабельность продаж, %Индекс платежеспособности ГЛОБАС-i®
1 ОАО Кондитерский концерн  Бабаевский
ИНН 7708029391
г.Москва 8 053,5 17,9 164 наивысший
2 ООО Марс
ИНН 5045016560
Московская область 72 262,0 15,5 175 наивысший
3 ЗАО Ферреро Руссия
ИНН 5044018861
Владимирская область 25 665,4 15,3 162 наивысший
4 ООО Рошен
ИНН 4824033114
Липецкая область 14 698,3 14,0 209 высокий
5 ОАО Московская кондитерская фабрика Красный Октябрь
ИНН 7706043263
г.Москва 9 078,0 13,8 145 наивысший
6 ЗАО Конти-Рус
ИНН 4629046141
Курская область 13 099,0 13,5 206 высокий
7 ОАО Рот Фронт
ИНН 7705033216
г.Москва 8 947,2 6,4 152 наивысший
8 ООО Мон'дэлис Русь
ИНН 3321020710
Владимирская область 55 301,1 5,6 240 высокий
9 ООО Нестле Россия
ИНН 7705739450
г.Москва 86 179,0 4,8 271 высокий
10 ОАО Оркла Брэндс Россия
ИНН 7830000190
Белгородская область 8 025,0 -9,1 317 удовлетворительный

производители шоколада

Рисунок 1. Рентабельность продаж и выручка крупнейших компаний, выпускающих шоколадную продукцию (Топ-10)

Производство шоколада в России из-за девальвации рубля и ограничений импорта сырья становится невыгодным. Производители шоколада оказались в тяжелых условиях из-за падения курса рубля и ограничений импорта сырья, некоторым предприятиям грозит приостановка производства.

Специалисты рынка отмечают, что производство шоколада в России не менее чем на 60% зависит от импортных ингредиентов. Из-за девальвации рубля стоимость какао-продуктов для производящих шоколад предприятий за год выросла более чем на 50%. На себестоимости производства шоколада сказалось и введенное в августе минувшего года продовольственное эмбарго, которое затронуло поставки орехов и сухофруктов из стран Евросоюза, США, Канады, Австралии и Норвегии, отмечают специалисты.

Кроме того, одновременно выросла цена на другое сырье, используемое для производства шоколада. Речь, в частности, идет о сахаре и молочных продуктах, доля которых в структуре себестоимости занимает 14% и 25% соответственно.

Средняя потребительская цена 100 г шоколада в России за год выросла на 38% — с 49,1 руб. (март 2014 года) до 62,1 руб. (март 2015 года).
В феврале 2015 года «Красный Октябрь» и «Бабаевский» уже объявляли о возможном повышении цен на свою продукцию из-за роста цен на импортное сырье. В ноябре минувшего года «Бабаевский» допускал остановку производства некоторых сладостей из-за введенного продуктового эмбарго.

Годовая выручка крупнейших производителей, занятых в производстве шоколадной продукции (Топ-10) по данным последней опубликованной годовой финансовой отчетности (2013 г.) составила 301,3 млрд рублей, прирост - 9,3%.

Наибольшие значения коэффициента рентабельности продаж среди крупнейших шоколадных по выручке производств России показали следующие фирмы: ОАО Кондитерский концерн Бабаевский (17,9%), ООО Марс (15,5%) и ЗАО Ферреро Руссия (15,3%).

Кондитерский концерн Бабаевский - старейшее предприятие России входящее в холдинг «Объединенные кондитеры», выпускает хорошо известные сорта конфет и шоколада, такие как: Белочка бабаевская, Мишка,
Визит, шоколад Вдохновение.

Компания Mars начала бизнес на российском рынке в 1991 г. и в 1995 открыла свою первую фабрику – завод по производству шоколада в подмосковном Ступино. Однако помимо производства шоколада, жевательной резинки и прочих кондитерских изделий в 4 регионах России компания Mars также осуществляет производство кормов для домашних животных. За два десятилетия Mars, Incorporated инвестировала в российский рынок более 1 миллиарда долларов США.

ЗАО Ферреро Руссия является российским подразделением Группы компаний Ferrero. Компания Ferrero вышла на российский рынок в 1995 году, представив потребителям 5 ведущих брендов: Raffaello, Kinder Chocolate, Kinder Сюрприз, Nutella и Tic Tac. Продукция компании присутствует в более чем 100 российских городах. В России совокупная доля Ferrero в денежном выражении составила 15,7% в сегментах рынка, где присутствует продукция Ferrero (эти сегменты включают упакованный шоколад, бисквиты, охлаждённые снеки, шоколадную пасту и освежающие драже).

Девять из десяти участников списка Топ-10 получили наивысшей и высокий индекс платежеспособности, данное обстоятельство указывает на способность предприятий своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства, риск невыполнении которых минимален.