На наших глазах происходит трансформация мировой торговли: Россия, Китай, Турция начинают прорабатывать планы по отказу от доллара в расчётах межу собой; торговые санкции США, все шире распространяющиеся не только на РФ и ряд «недружественных» государств, но и на ближайших союзников; война пошлин между США и Китаем рискуют подорвать впечатляющую динамику развития глобальной кооперации.
По итогам 2017 г. объем международной торговли товарами и услугами достиг 35,8 трлн долл., что на 10,6% выше, чем в 2016 г.
Китай, США и Германия – государства - лидеры по внешнеторговому обороту, контролирующие без малого 30% мировой торговли. При этом у США самый большой в мире отрицательный торговый баланс (превышение импорта над экспортом) – минус 862 млрд долл. (см. таблицу 1). Становятся понятны попытки США исправить сложившееся невыгодное положение страны. В связи с этим примечателен следующий момент: хотя Россия заметно уступает тройке лидеров по внешнеторговому обороту, в то же время она имеет третий по величине в мире положительный торговый баланс: плюс 116 млрд долл., уступая только Китаю с 421 млрд долл. и Германии с 281 млрд долл.
№ | Страна | Внешнеторговый оборот, млрд долл. | Доля в мировой торговле,% | Экспорт, млрд долл. | Доля в мировом экспорте, % | Импорт, млрд долл. | Доля в мировом импорте, % | Торговый баланс, млрд долл. |
МИР | 35754 | 100 | 17730 | 100 | 18024 | 100,0 | -294 | |
1 | Китай | 4105 | 11,5 | 2263 | 12,8 | 1842 | 10,2 | 421 |
2 | США | 3956 | 11,1 | 1547 | 8,7 | 2409 | 13,4 | -862 |
3 | Германия | 2615 | 7,3 | 1448 | 8,2 | 1167 | 6,5 | 281 |
4 | Япония | 1370 | 3,8 | 698 | 3,9 | 672 | 3,7 | 26 |
5 | Нидерланды | 1226 | 3,4 | 652 | 3,7 | 574 | 3,2 | 78 |
6 | Франция | 1160 | 3,2 | 535 | 3,0 | 625 | 3,5 | -90 |
7 | Гонконг | 1140 | 3,2 | 550 | 3,1 | 590 | 3,3 | -40 |
8 | Великобритания | 1089 | 3,0 | 445 | 2,5 | 644 | 3,6 | -199 |
9 | Южная Корея | 1052 | 2,9 | 574 | 3,2 | 478 | 2,7 | 96 |
10 | Италия | 959 | 2,7 | 506 | 2,9 | 453 | 2,5 | 53 |
11 | Канада | 863 | 2,4 | 421 | 2,4 | 442 | 2,5 | -21 |
12 | Мексика | 841 | 2,4 | 409 | 2,3 | 432 | 2,4 | -23 |
13 | Бельгия | 833 | 2,3 | 430 | 2,4 | 403 | 2,2 | 27 |
14 | Индия | 745 | 2,1 | 298 | 1,7 | 447 | 2,5 | -149 |
15 | Сингапур | 701 | 2,0 | 373 | 2,1 | 328 | 1,8 | 45 |
16 | Испания | 672 | 1,9 | 321 | 1,8 | 351 | 1,9 | -30 |
17 | ОАЭ | 628 | 1,8 | 360 | 2,0 | 268 | 1,5 | 92 |
18 | Россия | 592 | 1,7 | 354 | 2,0 | 238 | 1,3 | 116 |
17 | Тайвань | 576 | 1,6 | 317 | 1,8 | 259 | 1,4 | 58 |
20 | Швейцария | 569 | 1,6 | 300 | 1,7 | 269 | 1,5 | 31 |
В 2017 г. объем внешней торговли России составил 592 млрд долл. или 1,7% от мирового оборота, что ставит ее на 18-е место. Из них на экспорт пришлось 354 млрд долл. или 2% от мирового экспорта, на импорт 238 млрд долл. или 1,3% мирового импорта.
Исходя из последних опубликованных данных ФТС, в январе-июле 2018 г. к аналогичному периоду 2017 г. наблюдается положительная динамика прироста как экспорта, так и импорта. В относительных показателях это 28,5% и 11% соответственно. При сохранении набранных темпов во второй половине года (учитывая девальвацию рубля, динамика может быть несколько ниже), по итогам 2018 г. объем внешнеторгового оборота увеличится до 719 млрд долл., в том числе экспорт – 454 млрд, импорт – 264 млрд, положительный торговый баланс до 190 млрд долл. (см. рисунок 1).
Максимальный показатель внешней торговали РФ за весь период сбора информации ЦБ РФ был зафиксирован в 2012 г и 2013 г. – 863 млрд долл., что в современной ситуации поставило бы нашу страну на 11 место в мире. При прочих равных, если экстраполировать текущие темпы развития торговли на 2019 г., то в следующем году можно ожидать цифры в 877 млрд долл., а это превысит предыдущий исторический рекорд и приблизит Россию к Топ-10 лидеров. Тем самым, произойдёт полное восстановление утраченных ранее позиций.
Федеральным законом от 3 августа 2018 года №289-ФЗ, в целом направленным на усовершенствование администрирования и облегчение оформления таможенных операций, регулируются:
– порядок ввоза (вывоза) товаров в Российскую Федерацию и их перевозки по территории страны под таможенным контролем;
– порядок временного хранения и таможенного декларирования товаров, их использования согласно таможенным процедурам;
– порядок проведения таможенного контроля, взимания и уплаты таможенных платежей и специальных пошлин;
– права и обязанности лиц, взаимодействующих в сфере таможенного дела;
– правовое положение и организационные основы деятельности таможенных органов РФ;
– вопросы, связанные с запретами оборота отдельных категорий товаров на территории России.
Закон дает возможность:
– использовать «реестровое обеспечение» таможенных представителей в процессе таможенного декларирования товаров;
– вынесения предварительных решений о применении методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров;
– освобождения добросовестных компаний от предоставления обеспечения по обязательной уплате таможенных платежей;
– представлять предварительную информацию на английском языке.
Помимо этого, сокращаются сроки выдачи предварительных решений о стране происхождения и классификации товара, расширяется перечень случаев освобождения от предоставления обеспечения по обязательной уплате таможенных платежей, вводится таможенная процедура свободного склада, упрощается процедура идентификации товаров в продуктах их переработки.
Также законом введены нормы, предусматривающие уплату таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования (в том числе пересылаемых в международных почтовых отправлениях) с использованием программных или технических средств платежных систем, используемых операторами таможенных платежей, либо наличными деньгами в кассу таможенных органов (кассу организации федеральной почтовой связи) или уполномоченным должностным лицам (при наличии договоров с ними о полной индивидуальной материальной ответственности в соответствии с законодательством).
Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиками (транспортными компаниями или курьерскими службами) в адрес получателей физических лиц, уплачиваются в безналичном порядке.
Законом предусмотрена обязанность операторов таможенных платежей по обеспечению возможности уплаты авансовых платежей, таможенных пошлин, налогов и других платежей с использованием национальных платежных инструментов в сроки, установленные Центральным банком РФ.
Кроме этого в законе уточнен порядок исполнения банками поручений таможенных органов на бесспорное взыскание. В частности, обязательно должны быть исполнены поручения таможенных органов на бесспорное взыскание в очередности, установленной гражданским законодательством РФ:
– при взыскании денежных средств с рублевых счетов - не позднее 1-го операционного дня, следующего за днем получения поручения;
– при взыскании с валютных счетов или со счетов в драгоценных металлах - не позднее 2-х операционных дней, следующих за днем получения поручения;
– при взыскании за счет остатков электронных денежных средств в рублях - не позднее 1-го операционного дня, а в иностранной валюте - 2-х операционных дней, следующих за днем получения поручения.
Данный Федеральный закон вступил в силу с 4 сентября 2018 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу позже.
Так, нормы закона об организации электронного взаимодействия таможенных органов и плательщиков, будут применяться с 01.01.2019, положения об электронной форме консультирования - с 01.01.2020, о подаче жалоб в электронной форме на решения, действия или бездействие таможенных органов - с 01.01.2022.
В целом этот новый Федеральный закон содержит 398 статей. С учетом большой значимости закона, определяющего на годы вперед основы таможенного регулирования, рекомендуем нашим читателям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность подробно ознакомиться с ним в первоисточнике.