Рэнкинг
Государства – лидеры мировой торговли

На наших глазах происходит трансформация мировой торговли: Россия, Китай, Турция начинают прорабатывать планы по отказу от доллара в расчётах межу собой; торговые санкции США, все шире распространяющиеся не только на РФ и ряд «недружественных» государств, но и на ближайших союзников; война пошлин между США и Китаем рискуют подорвать впечатляющую динамику развития глобальной кооперации.

По итогам 2017 г. объем международной торговли товарами и услугами достиг 35,8 трлн долл., что на 10,6% выше, чем в 2016 г.

Китай, США и Германия – государства - лидеры по внешнеторговому обороту, контролирующие без малого 30% мировой торговли. При этом у США самый большой в мире отрицательный торговый баланс (превышение импорта над экспортом) – минус 862 млрд долл. (см. таблицу 1). Становятся понятны попытки США исправить сложившееся невыгодное положение страны. В связи с этим примечателен следующий момент: хотя Россия заметно уступает тройке лидеров по внешнеторговому обороту, в то же время она имеет третий по величине в мире положительный торговый баланс: плюс 116 млрд долл., уступая только Китаю с 421 млрд долл. и Германии с 281 млрд долл.

Таблица 1. Топ-20 стран мира по объему внешней торговли в 2017 г.
Страна Внешнеторговый оборот, млрд долл. Доля в мировой торговле,% Экспорт, млрд долл. Доля в мировом экспорте, % Импорт, млрд долл. Доля в мировом импорте, % Торговый баланс, млрд долл.
  МИР 35754 100 17730 100 18024 100,0 -294
1 Китай 4105 11,5 2263 12,8 1842 10,2 421
2 США 3956 11,1 1547 8,7 2409 13,4 -862
3 Германия 2615 7,3 1448 8,2 1167 6,5 281
4 Япония 1370 3,8 698 3,9 672 3,7 26
5 Нидерланды 1226 3,4 652 3,7 574 3,2 78
6 Франция 1160 3,2 535 3,0 625 3,5 -90
7 Гонконг 1140 3,2 550 3,1 590 3,3 -40
8 Великобритания 1089 3,0 445 2,5 644 3,6 -199
9 Южная Корея 1052 2,9 574 3,2 478 2,7 96
10 Италия 959 2,7 506 2,9 453 2,5 53
11 Канада 863 2,4 421 2,4 442 2,5 -21
12 Мексика 841 2,4 409 2,3 432 2,4 -23
13 Бельгия 833 2,3 430 2,4 403 2,2 27
14 Индия 745 2,1 298 1,7 447 2,5 -149
15 Сингапур 701 2,0 373 2,1 328 1,8 45
16 Испания 672 1,9 321 1,8 351 1,9 -30
17 ОАЭ 628 1,8 360 2,0 268 1,5 92
18 Россия 592 1,7 354 2,0 238 1,3 116
17 Тайвань 576 1,6 317 1,8 259 1,4 58
20 Швейцария 569 1,6 300 1,7 269 1,5 31

В 2017 г. объем внешней торговли России составил 592 млрд долл. или 1,7% от мирового оборота, что ставит ее на 18-е место. Из них на экспорт пришлось 354 млрд долл. или 2% от мирового экспорта, на импорт 238 млрд долл. или 1,3% мирового импорта.

Исходя из последних опубликованных данных ФТС, в январе-июле 2018 г. к аналогичному периоду 2017 г. наблюдается положительная динамика прироста как экспорта, так и импорта. В относительных показателях это 28,5% и 11% соответственно. При сохранении набранных темпов во второй половине года (учитывая девальвацию рубля, динамика может быть несколько ниже), по итогам 2018 г. объем внешнеторгового оборота увеличится до 719 млрд долл., в том числе экспорт – 454 млрд, импорт – 264 млрд, положительный торговый баланс до 190 млрд долл. (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Динамика внешней торговли России, млрд долл. Рисунок 1. Динамика внешней торговли России, млрд долл.

Максимальный показатель внешней торговали РФ за весь период сбора информации ЦБ РФ был зафиксирован в 2012 г и 2013 г. – 863 млрд долл., что в современной ситуации поставило бы нашу страну на 11 место в мире. При прочих равных, если экстраполировать текущие темпы развития торговли на 2019 г., то в следующем году можно ожидать цифры в 877 млрд долл., а это превысит предыдущий исторический рекорд и приблизит Россию к Топ-10 лидеров. Тем самым, произойдёт полное восстановление утраченных ранее позиций.

Статья
Закон о таможенном регулировании

Федеральным законом от 3 августа 2018 года №289-ФЗ, в целом направленным на усовершенствование администрирования и облегчение оформления таможенных операций, регулируются:

   – порядок ввоза (вывоза) товаров в Российскую Федерацию и их перевозки по территории страны под таможенным контролем;
   – порядок временного хранения и таможенного декларирования товаров, их использования согласно таможенным процедурам;
   – порядок проведения таможенного контроля, взимания и уплаты таможенных платежей и специальных пошлин;
   – права и обязанности лиц, взаимодействующих в сфере таможенного дела;
   – правовое положение и организационные основы деятельности таможенных органов РФ;
   – вопросы, связанные с запретами оборота отдельных категорий товаров на территории России.

Закон дает возможность:

   – использовать «реестровое обеспечение» таможенных представителей в процессе таможенного декларирования товаров;
   – вынесения предварительных решений о применении методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров;
   – освобождения добросовестных компаний от предоставления обеспечения по обязательной уплате таможенных платежей;
   – представлять предварительную информацию на английском языке.

Помимо этого, сокращаются сроки выдачи предварительных решений о стране происхождения и классификации товара, расширяется перечень случаев освобождения от предоставления обеспечения по обязательной уплате таможенных платежей, вводится таможенная процедура свободного склада, упрощается процедура идентификации товаров в продуктах их переработки.

Также законом введены нормы, предусматривающие уплату таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования (в том числе пересылаемых в международных почтовых отправлениях) с использованием программных или технических средств платежных систем, используемых операторами таможенных платежей, либо наличными деньгами в кассу таможенных органов (кассу организации федеральной почтовой связи) или уполномоченным должностным лицам (при наличии договоров с ними о полной индивидуальной материальной ответственности в соответствии с законодательством).

Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиками (транспортными компаниями или курьерскими службами) в адрес получателей физических лиц, уплачиваются в безналичном порядке.

Законом предусмотрена обязанность операторов таможенных платежей по обеспечению возможности уплаты авансовых платежей, таможенных пошлин, налогов и других платежей с использованием национальных платежных инструментов в сроки, установленные Центральным банком РФ.

Кроме этого в законе уточнен порядок исполнения банками поручений таможенных органов на бесспорное взыскание. В частности, обязательно должны быть исполнены поручения таможенных органов на бесспорное взыскание в очередности, установленной гражданским законодательством РФ:

   – при взыскании денежных средств с рублевых счетов - не позднее 1-го операционного дня, следующего за днем получения поручения;
   – при взыскании с валютных счетов или со счетов в драгоценных металлах - не позднее 2-х операционных дней, следующих за днем получения поручения;
   – при взыскании за счет остатков электронных денежных средств в рублях - не позднее 1-го операционного дня, а в иностранной валюте - 2-х операционных дней, следующих за днем получения поручения.

Данный Федеральный закон вступил в силу с 4 сентября 2018 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу позже.

Так, нормы закона об организации электронного взаимодействия таможенных органов и плательщиков, будут применяться с 01.01.2019, положения об электронной форме консультирования - с 01.01.2020, о подаче жалоб в электронной форме на решения, действия или бездействие таможенных органов - с 01.01.2022.

В целом этот новый Федеральный закон содержит 398 статей. С учетом большой значимости закона, определяющего на годы вперед основы таможенного регулирования, рекомендуем нашим читателям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность подробно ознакомиться с ним в первоисточнике.