Информационное агентство Credinform подготовило рэнкинг крупнейших российских предприятий, добывающих руду драгоценных и цветных металлов.
Для рэнкинга были отобраны предприятия по добыче руды драгоценных и цветных металлов, крупнейшие по размеру выручки за последний имеющийся в органах государственной статистики отчетный период - 2015 год (ТОП-10). Далее компании были ранжированы по убыванию коэффициента платежеспособности (Таблица 1).
Коэффициент платежеспособности (х) рассчитывается как отношение собственного капитала к сумме баланса и характеризует зависимость предприятия от внешних займов. Рекомендуемое значение коэффициента: > 0,5.
Значение коэффициента ниже минимального рекомендуемого предела означает усиление зависимости от внешних источников финансирования. При ухудшении конъюнктуры на рынке это может привести к кризису ликвидности и неустойчивому финансовому положению компании.
Для наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии организации необходимо обращать внимание на всю имеющуюся совокупность коэффициентов, финансовых и других показателей.
Наименование, ИНН, регион | Чистая прибыль 2015 г., млн руб. | Выручка 2015 г., млн руб. | Выручка 2015 г. к 2014 г., % | Коэффициент платежеспособности, (х) | Индекс платёжеспособности Глобас-i |
---|---|---|---|---|---|
НАО ЗОЛОТО СЕВЕРНОГО УРАЛА ИНН 6617001534 Свердловская область |
5 660,0 | 10 140,6 | 90 | 0,97 | 208 Высокий |
НАО СЕРЕБРО МАГАДАНА ИНН 4900003918 Магаданская область |
11 294,4 | 26 627,8 | 142 | 0,90 | 219 Высокий |
ООО НОВОАНГАРСКИЙ ОБОГАТИТЕЛЬНЫЙ КОМБИНАТ ИНН 2426003607 Красноярский край |
5 250,6 | 13 906,6 | 112 | 0,85 | 162 Наивысший |
НАО УЧАЛИНСКИЙ ГОРНО-ОБОГАТИТЕЛЬНЫЙ КОМБИНАТ ИНН 0270007455 Республика Башкортостан |
3 300,7 | 24 151,9 | 127 | 0,76 | 204 Высокий |
НАО ЧУКОТСКАЯ ГОРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ ИНН 8709009294 Чукотский автономный округ |
10 214,7 | 32 335,5 | 87 | 0,66 | 189 Наивысший |
НАО ЗОЛОТОДОБЫВАЮЩАЯ КОМПАНИЯ ПОЛЮС ИНН 2434000335 Красноярский край |
37 827,5 | 91 691,6 | 152 | 0,53 | 183 Наивысший |
ПАО ГАЙСКИЙ ГОРНО-ОБОГАТИТЕЛЬНЫЙ КОМБИНАТ ИНН 5604000700 Оренбургская область |
2 185,1 | 24 511,0 | 141 | 0,51 | 228 Высокий |
ООО СЕВЕРНОЕ ЗОЛОТО ИНН 8706005044 Чукотский автономный округ |
11 227,1 | 24 707,0 | 191 | 0,51 | 246 Высокий |
ООО РЕСУРСЫ АЛБАЗИНО ИНН 2721128498 Хабаровский край |
4 163,4 | 15 724,1 | 136 | 0,42 | 247 Высокий |
НАО СЕВУРАЛБОКСИТРУДА ИНН 6631001159 Свердловская область |
5 618,0 | 76 472,8 | 200 | 0,30 | 263 Высокий |
Среднее значение коэффициента платежеспособности в группе ТОП-10 крупнейших предприятий, добывающих руду драгоценных и цветных металлов, в 2015 г. составило 0,64 против 0,60 – в 2014 г. Этот же показатель в группе компаний ТОП-100 в 2014 г. составил в среднем 0,42, при среднем отраслевом значении 0,48.
Снижение коэффициента платежеспособности в 2015 г. по сравнению с предыдущим годом наблюдается у НАО УЧАЛИНСКИЙ ГОРНО-ОБОГАТИТЕЛЬНЫЙ КОМБИНАТ, НАО ЗОЛОТОДОБЫВАЮЩАЯ КОМПАНИЯ ПОЛЮС и ПАО ГАЙСКИЙ ГОРНО-ОБОГАТИТЕЛЬНЫЙ КОМБИНАТ.
В рекомендуемый норматив коэффициента не уложились как в 2014 г., так и в 2015 г. ООО РЕСУРСЫ АЛБАЗИНО и НАО СЕВУРАЛБОКСИТРУДА. Последнее предприятие, при этом, показало максимальный прирост выручки в 2015 г. по отношению к 2014 г. в группе компаний ТОП-10. Снижение выручки за этот период допустили НАО ЗОЛОТО СЕВЕРНОГО УРАЛА и НАО ЧУКОТСКАЯ ГОРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ.
Тем не менее, по совокупности финансовых и нефинансовых показателей всем компаниям присвоен наивысший или высокий индекс платежеспособности Глобас-i, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства.

Суммарная выручка предприятий ТОП-10 составила в 2015 г. 340,3 млрд рублей, что на 42% больше, чем в 2014 г. При этом суммарная чистая прибыль в 2014 г. и в 2015 г. по отношению к соответствующим предыдущим периодам увеличивалась более чем в два раза.
В целом, предприятия групп ТОП-10 и ТОП-100 демонстрируют достаточно высокую независимость от внешних источников получения средств. Однако, в данной отрасли в последние годы наметилась тенденция к снижению уровня производства. Это находит подтверждение в сведениях Федеральной службы государственной статистики (Росстат) (Рисунок 2).

Предприятия, добывающие руду драгоценных и цветных металлов, распределяются по регионам страны не равномерно и тяготеют к соответствующим месторождениям полезных ископаемых. Так, по данным Информационно-аналитической системы Глобас-i, в 22 регионах зарегистрированы 100 крупнейших компаний по объему выручки за 2014 г. Наибольшее их количество зарегистрировано в регионах, представленных в Таблице 2.
Регион | Количество компаний |
---|---|
Республика Саха (Якутия) | 13 |
Магаданская область | 11 |
Иркутская область | 10 |
Красноярский край | 9 |
Хабаровский край | 8 |
Чукотский автономный округ | 7 |
Амурская область | 6 |
Свердловская область | 6 |
Камчатский край | 4 |
Республика Башкортостан | 4 |
Таким образом, в 10 регионах страны сосредоточено 78% крупнейших компаний данной отрасли.
Новые законодательные инициативы направлены на снижение уровня коррупции, повышение прозрачности и конкурентности процедуры осуществления госзакупок и закупок госкомпаний.
Систематические задержки по оплате, отсутствие конкурентности, недостоверность раскрываемой заказчиками информации – все это делает рынок госзакупок и закупок госкомпаний, совокупный объем которого на сегодняшний день составляет 29 трлн руб., непривлекательным для малого и среднего бизнеса, особенно сильно нуждающегося сейчас в дополнительной поддержке.
Последние на сегодняшний день поправки в законы, регламентирующие вопросы госзакупок (44-ФЗ) и закупок госкомпаний за счет собственных средств (223-ФЗ), были приняты Госдумой в первом чтении еще в феврале и сентябре 2015 г., однако провести их через второе чтение до сих пор не удалось. Почему данная законодательная инициатива столь необходима, и кто препятствует ее реализации?
Какие проблемы предстоит решить? Одна из основных проблем, снижающих интерес к рынку со стороны малого бизнеса, – отсутствие конкурентной борьбы. Мониторинг закупок госкомпаний за счет собственных средств за первое полугодие 2016 г. показывает, что 96% таких закупок производилось на неконкурентной основе (51% – у единственного поставщика, 45% – иными способами, которые могут быть приравнены к закупке у единственного поставщика). Схожая ситуация и в сфере 44-ФЗ: доля госзакупок, осуществленных у единственного поставщика, в 2015 г. составила 40%. При этом власти получают недостоверные данные об участии малого бизнеса в закупках государства и крупных компаний, во многих случаях роль малых предприятий выполняют однодневки и аффилированные компании. Другая важная проблема – ухудшающаяся платежная дисциплина госзаказчиков и госкомпаний. В числе острых проблем также непрозрачность конкурсных процедур, недостоверность раскрываемой заказчиками информации и превышение заказчиками бюджетных лимитов при заключении контрактов.
Госзакупки в цифрах:
- Объем госзакупок в первом полугодии 2016 г. (44-ФЗ): 6 трлн руб.
- Объем закупок госкомпаний за счет собственных средств в первом полугодии 2016 г. (223-ФЗ): 23 трлн руб.
- Долги госзаказчиков по оплате госконтрактов к концу первого полугодия 2016 г.: 32,4 млрд руб.
- Средняя цена госконтракта в 2015 г.: 1,6 млн руб.
- Средняя переплата за товары и услуги, приобретенные посредством госзакупок в 2015 г.: 16%.
Что предлагает правительство? Одно из основных нововведений связано с сокращением срока расчетов по госзаказам с подрядчиками до 30 дней. Сейчас 30-дневный срок оплаты установлен только для субъектов малого бизнеса, что позволяет заказчикам затягивать расчеты с поставщиками, иногда на срок до 300 дней. Поправки в закон распространяют 30-дневный срок на все виды закупок. В то же время, предлагается сократить предельный срок оплаты по контрактам с малым бизнесом до 10 дней и ужесточить наказание за несвоевременность платежей. Теперь за нарушение установленных сроков чиновникам будет грозить штраф или дисквалификация. Что касается закона о закупках госкомпаний, то одним из самых серьезных нововведений здесь является ограничение заказчиков в выборе способа закупки: госкомпаниям планируется оставить только те способы, которые есть у государства: конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений и закупка у единственного поставщика, для закупок до 200 млн руб. В настоящее время на способы, которые после принятия поправок будут недоступны для госкомпаний, приходится около 50% их заказа. По мнению Минэкономразвития и ФАС, эти способы можно приравнять к неконкурентым и считать маскировкой закупки у единственного поставщика. Другое важное нововведение – электронный формат всех видов госзаказа с 1 июля 2017 г., который должен существенно снизить коррупционные риски. Кроме того, принятие законопроекта закроет путь к госзакупкам для граждан, имеющих неснятую или непогашенную судимость за экономические преступления, незаконную предпринимательскую деятельность, дачу, получение и посредничество при взятках, а также для тех, кто привлекался к административной ответственности по статье «Незаконное вознаграждение от имени юр. лица». Наконец, планируется сократить необоснованные переплаты по госзакупкам, в результате которых бюджет теряет более 1,5 трлн руб. в год.
Кто против? Основными препятствиями на пути принятия поправок стали межведомственные разногласия и лоббистские усилия госзаказчиков, недовольных ограничением их самостоятельности в выборе поставщиков. Госкомпании в свою очередь протестуют против ограничения их в выборе способа закупки и настаивают на сохранении большей свободы выбора, чем у государства, и после изменения законодательства.
Чего ждать бизнесу от нововведений? Основная цель обсуждаемых законодательных инициатив – защита прав и интересов бизнеса, в первую очередь, малого и среднего. Повышение финансовой дисциплины заказчиков, снижение рисков исполнителей контрактов, повышение конкурентности и прозрачности процедур, минимизация издержек поставщиков – все это должно привлечь бизнес. Однако для предпринимателей важны не инициативы Правительства, а реально работающие законы, способные обеспечить эффективное функционирование рынка. Поэтому принятие в ближайшее время поправок к законам о госзакупках и закупках госкомпаний является важным условием экономического роста страны.