Рэнкинг
Коэффициент платежеспособности крупнейших российских предприятий, добывающих руду драгоценных и цветных металлов

Информационное агентство Credinform подготовило рэнкинг крупнейших российских предприятий, добывающих руду драгоценных и цветных металлов.

Для рэнкинга были отобраны предприятия по добыче руды драгоценных и цветных металлов, крупнейшие по размеру выручки за последний имеющийся в органах государственной статистики отчетный период - 2015 год (ТОП-10). Далее компании были ранжированы по убыванию коэффициента платежеспособности (Таблица 1).

Коэффициент платежеспособности (х) рассчитывается как отношение собственного капитала к сумме баланса и характеризует зависимость предприятия от внешних займов. Рекомендуемое значение коэффициента: > 0,5.

Значение коэффициента ниже минимального рекомендуемого предела означает усиление зависимости от внешних источников финансирования. При ухудшении конъюнктуры на рынке это может привести к кризису ликвидности и неустойчивому финансовому положению компании.

Для наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии организации необходимо обращать внимание на всю имеющуюся совокупность коэффициентов, финансовых и других показателей.

Таблица 1. Чистая прибыль, выручка, коэффициент платежеспособности и индекс платежеспособности Глобас-i крупнейших предприятий, добывающих руду драгоценных и цветных металлов (ТОП-10)
Наименование, ИНН, регионЧистая прибыль 2015 г., млн руб.Выручка 2015 г., млн руб.Выручка 2015 г. к 2014 г., %Коэффициент платежеспособности, (х)Индекс платёжеспособности Глобас-i
НАО ЗОЛОТО СЕВЕРНОГО УРАЛА
ИНН 6617001534 Свердловская область
5 660,0 10 140,6 90 0,97 208
Высокий
НАО СЕРЕБРО МАГАДАНА
ИНН 4900003918 Магаданская область
11 294,4 26 627,8 142 0,90 219
Высокий
ООО НОВОАНГАРСКИЙ ОБОГАТИТЕЛЬНЫЙ КОМБИНАТ
ИНН 2426003607 Красноярский край
5 250,6 13 906,6 112 0,85 162
Наивысший
НАО УЧАЛИНСКИЙ ГОРНО-ОБОГАТИТЕЛЬНЫЙ КОМБИНАТ
ИНН 0270007455 Республика Башкортостан
3 300,7 24 151,9 127 0,76 204
Высокий
НАО ЧУКОТСКАЯ ГОРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ
ИНН 8709009294 Чукотский автономный округ
10 214,7 32 335,5 87 0,66 189
Наивысший
НАО ЗОЛОТОДОБЫВАЮЩАЯ КОМПАНИЯ ПОЛЮС
ИНН 2434000335 Красноярский край
37 827,5 91 691,6 152 0,53 183
Наивысший
ПАО ГАЙСКИЙ ГОРНО-ОБОГАТИТЕЛЬНЫЙ КОМБИНАТ
ИНН 5604000700 Оренбургская область
2 185,1 24 511,0 141 0,51 228
Высокий
ООО СЕВЕРНОЕ ЗОЛОТО
ИНН 8706005044 Чукотский автономный округ
11 227,1 24 707,0 191 0,51 246
Высокий
ООО РЕСУРСЫ АЛБАЗИНО
ИНН 2721128498 Хабаровский край
4 163,4 15 724,1 136 0,42 247
Высокий
НАО СЕВУРАЛБОКСИТРУДА
ИНН 6631001159 Свердловская область
5 618,0 76 472,8 200 0,30 263
Высокий

Среднее значение коэффициента платежеспособности в группе ТОП-10 крупнейших предприятий, добывающих руду драгоценных и цветных металлов, в 2015 г. составило 0,64 против 0,60 – в 2014 г. Этот же показатель в группе компаний ТОП-100 в 2014 г. составил в среднем 0,42, при среднем отраслевом значении 0,48.

Снижение коэффициента платежеспособности в 2015 г. по сравнению с предыдущим годом наблюдается у НАО УЧАЛИНСКИЙ ГОРНО-ОБОГАТИТЕЛЬНЫЙ КОМБИНАТ, НАО ЗОЛОТОДОБЫВАЮЩАЯ КОМПАНИЯ ПОЛЮС и ПАО ГАЙСКИЙ ГОРНО-ОБОГАТИТЕЛЬНЫЙ КОМБИНАТ.

В рекомендуемый норматив коэффициента не уложились как в 2014 г., так и в 2015 г. ООО РЕСУРСЫ АЛБАЗИНО и НАО СЕВУРАЛБОКСИТРУДА. Последнее предприятие, при этом, показало максимальный прирост выручки в 2015 г. по отношению к 2014 г. в группе компаний ТОП-10. Снижение выручки за этот период допустили НАО ЗОЛОТО СЕВЕРНОГО УРАЛА и НАО ЧУКОТСКАЯ ГОРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ.

Тем не менее, по совокупности финансовых и нефинансовых показателей всем компаниям присвоен наивысший или высокий индекс платежеспособности Глобас-i, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства.

Коэффициент платежеспособности и выручка крупнейших предприятий, добывающих руду драгоценных и цветных металлов (ТОП-10)
Рисунок 1. Коэффициент платежеспособности и выручка крупнейших предприятий, добывающих руду драгоценных и цветных металлов (ТОП-10)

Суммарная выручка предприятий ТОП-10 составила в 2015 г. 340,3 млрд рублей, что на 42% больше, чем в 2014 г. При этом суммарная чистая прибыль в 2014 г. и в 2015 г. по отношению к соответствующим предыдущим периодам увеличивалась более чем в два раза.

В целом, предприятия групп ТОП-10 и ТОП-100 демонстрируют достаточно высокую независимость от внешних источников получения средств. Однако, в данной отрасли в последние годы наметилась тенденция к снижению уровня производства. Это находит подтверждение в сведениях Федеральной службы государственной статистики (Росстат) (Рисунок 2).

Индекс производства (период с начала отчетного года, рост / снижение в % к соответствующему периоду предыдущего года)
Рисунок 2. Индекс производства (период с начала отчетного года, рост / снижение в % к соответствующему периоду предыдущего года)

Предприятия, добывающие руду драгоценных и цветных металлов, распределяются по регионам страны не равномерно и тяготеют к соответствующим месторождениям полезных ископаемых. Так, по данным Информационно-аналитической системы Глобас-i, в 22 регионах зарегистрированы 100 крупнейших компаний по объему выручки за 2014 г. Наибольшее их количество зарегистрировано в регионах, представленных в Таблице 2.

Таблица 2. ТОП-10 регионов, где зарегистрировано большинство предприятий, добывающих руду драгоценных и цветных металлов.
РегионКоличество компаний
Республика Саха (Якутия) 13
Магаданская область 11
Иркутская область 10
Красноярский край 9
Хабаровский край 8
Чукотский автономный округ 7
Амурская область 6
Свердловская область 6
Камчатский край 4
Республика Башкортостан 4

Таким образом, в 10 регионах страны сосредоточено 78% крупнейших компаний данной отрасли.

Статья
Правительство поможет бизнесу в борьбе с недобросовестными государственными заказчиками

Новые законодательные инициативы направлены на снижение уровня коррупции, повышение прозрачности и конкурентности процедуры осуществления госзакупок и закупок госкомпаний.

Систематические задержки по оплате, отсутствие конкурентности, недостоверность раскрываемой заказчиками информации – все это делает рынок госзакупок и закупок госкомпаний, совокупный объем которого на сегодняшний день составляет 29 трлн руб., непривлекательным для малого и среднего бизнеса, особенно сильно нуждающегося сейчас в дополнительной поддержке.

Последние на сегодняшний день поправки в законы, регламентирующие вопросы госзакупок (44-ФЗ) и закупок госкомпаний за счет собственных средств (223-ФЗ), были приняты Госдумой в первом чтении еще в феврале и сентябре 2015 г., однако провести их через второе чтение до сих пор не удалось. Почему данная законодательная инициатива столь необходима, и кто препятствует ее реализации?

Какие проблемы предстоит решить? Одна из основных проблем, снижающих интерес к рынку со стороны малого бизнеса, – отсутствие конкурентной борьбы. Мониторинг закупок госкомпаний за счет собственных средств за первое полугодие 2016 г. показывает, что 96% таких закупок производилось на неконкурентной основе (51% – у единственного поставщика, 45% – иными способами, которые могут быть приравнены к закупке у единственного поставщика). Схожая ситуация и в сфере 44-ФЗ: доля госзакупок, осуществленных у единственного поставщика, в 2015 г. составила 40%. При этом власти получают недостоверные данные об участии малого бизнеса в закупках государства и крупных компаний, во многих случаях роль малых предприятий выполняют однодневки и аффилированные компании. Другая важная проблема – ухудшающаяся платежная дисциплина госзаказчиков и госкомпаний. В числе острых проблем также непрозрачность конкурсных процедур, недостоверность раскрываемой заказчиками информации и превышение заказчиками бюджетных лимитов при заключении контрактов.

Госзакупки в цифрах:

  • Объем госзакупок в первом полугодии 2016 г. (44-ФЗ): 6 трлн руб.
  • Объем закупок госкомпаний за счет собственных средств в первом полугодии 2016 г. (223-ФЗ): 23 трлн руб.
  • Долги госзаказчиков по оплате госконтрактов к концу первого полугодия 2016 г.: 32,4 млрд руб.
  • Средняя цена госконтракта в 2015 г.: 1,6 млн руб.
  • Средняя переплата за товары и услуги, приобретенные посредством госзакупок в 2015 г.: 16%.

Что предлагает правительство? Одно из основных нововведений связано с сокращением срока расчетов по госзаказам с подрядчиками до 30 дней. Сейчас 30-дневный срок оплаты установлен только для субъектов малого бизнеса, что позволяет заказчикам затягивать расчеты с поставщиками, иногда на срок до 300 дней. Поправки в закон распространяют 30-дневный срок на все виды закупок. В то же время, предлагается сократить предельный срок оплаты по контрактам с малым бизнесом до 10 дней и ужесточить наказание за несвоевременность платежей. Теперь за нарушение установленных сроков чиновникам будет грозить штраф или дисквалификация. Что касается закона о закупках госкомпаний, то одним из самых серьезных нововведений здесь является ограничение заказчиков в выборе способа закупки: госкомпаниям планируется оставить только те способы, которые есть у государства: конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений и закупка у единственного поставщика, для закупок до 200 млн руб. В настоящее время на способы, которые после принятия поправок будут недоступны для госкомпаний, приходится около 50% их заказа. По мнению Минэкономразвития и ФАС, эти способы можно приравнять к неконкурентым и считать маскировкой закупки у единственного поставщика. Другое важное нововведение – электронный формат всех видов госзаказа с 1 июля 2017 г., который должен существенно снизить коррупционные риски. Кроме того, принятие законопроекта закроет путь к госзакупкам для граждан, имеющих неснятую или непогашенную судимость за экономические преступления, незаконную предпринимательскую деятельность, дачу, получение и посредничество при взятках, а также для тех, кто привлекался к административной ответственности по статье «Незаконное вознаграждение от имени юр. лица». Наконец, планируется сократить необоснованные переплаты по госзакупкам, в результате которых бюджет теряет более 1,5 трлн руб. в год.

Кто против? Основными препятствиями на пути принятия поправок стали межведомственные разногласия и лоббистские усилия госзаказчиков, недовольных ограничением их самостоятельности в выборе поставщиков. Госкомпании в свою очередь протестуют против ограничения их в выборе способа закупки и настаивают на сохранении большей свободы выбора, чем у государства, и после изменения законодательства.

Чего ждать бизнесу от нововведений? Основная цель обсуждаемых законодательных инициатив – защита прав и интересов бизнеса, в первую очередь, малого и среднего. Повышение финансовой дисциплины заказчиков, снижение рисков исполнителей контрактов, повышение конкурентности и прозрачности процедур, минимизация издержек поставщиков – все это должно привлечь бизнес. Однако для предпринимателей важны не инициативы Правительства, а реально работающие законы, способные обеспечить эффективное функционирование рынка. Поэтому принятие в ближайшее время поправок к законам о госзакупках и закупках госкомпаний является важным условием экономического роста страны.