Вестник
Гастрономическая карта России

В преддверии долгожданной весны и прекрасного праздника 8-го Марта вместо традиционного рассказа о демографии предприятий и основных тенденциях в российской экономике, затронем тему потребления основных продуктов питания в российских регионах, а также рассмотрим, какая доля в общем энергетическом рационе домохозяйств приходится на продукты, которые считаются обязательными для праздничного стола.

Не будет преувеличением сказать, что наша еда и ее состав являются залогом не только личного здоровья каждого человека, но и, в конечном счете, отражается на благополучии семьи, организации, экономики страны в целом. А способность государства удовлетворить спрос населения на основные продукты питания, прежде всего, за счет внутреннего производства – определяет уровень ее продовольственной безопасности.

Россия является страной, где в энергетическом рационе (энергетическая ценность [ккал] потребляемых продуктов, выраженная в % к общей сумме потребленных ккал за период) домохозяйств традиционно преобладают хлеб и хлебные продукты - 35,8% от общего рациона пищевой энергии (см. рисунок 1). Хлеб является общедоступным товаром с высокой энергетической ценностью и сравнительно низкой стоимостью.

Мясо и мясные продукты в энергетическом рационе имеют вдвое меньшую долю – всего лишь 17,2%. Далее следуют молочные продукты и молоко – 12,2%.

К сожалению, такой полезный продукт, как рыба и другие морепродукты в энергетическом рационе россиян занимают весьма скромные 1,7%. Рыба, особенно морская, в основном импортируется из-за рубежа, поэтому продается по высокой цене, что делает ее малодоступной. Кроме того, Россия хоть и обладает развитой речной сетью и омывается множеством морей, но не имеет общераспространенной культуры потребления рыбы, как, например, Япония или Норвегия. В национальных республиках Кавказа рыбу едят крайне редко, что обусловлено традициями местной кухни. В областях центральной России привозная рыба стоит дорого, а местная речная потребляется сезонно и не обладает высокой пищевой ценностью.

Доля основных продуктов питания в общем энергетическом рационе домохозяйств России.Рисунок 1. Доля основных продуктов питания в общем энергетическом рационе домохозяйств России.

Анализ потребления основных продуктов питания в домашних хозяйствах основан на сведениях Федеральной службы государственной статистики. Следует отметить, что предоставленные Росстатом данные не учитывают собственное подсобное растениеводство и животноводство домашних хозяйств и дач, продукция которых не попадает в розничные сети и на рынки. В результате потребление фруктов и овощей в южных регионах страны статистически оказалось ниже, чем в некоторых северных, а местности, население которых исторически занимается животноводством в подсобных хозяйствах, по статистике находятся на последних местах по потреблению мяса.

По данным Росстата, хлеб и хлебные продукты больше всего потребляют в Республике Ингушетия – 177 кг в год на 1 потребителя, тогда как в целом по стране показатель равен 95 кг. Наибольшая доля хлеба в общем энергетическом рационе отмечается в Республике Тыва – 52,1%. В этом сибирском регионе хлеб составляет половину приобретаемых в розничных магазинах продуктов питания, что во многом объясняется скромными доходами населения, высокой стоимостью завоза продуктов в этот отдаленный регион, а также традицией жителей обеспечивать свою потребность в мясных и молочных продуктах за счет частных подсобных хозяйств.

Жители Москвы и Санкт-Петербурга все больше отказываются от хлеба в пользу других продуктов – овощей, фруктов и мяса.

В среднем по стране потребление мяса составляет 95 кг в год на 1 потребителя. В Москве – 92 кг, Санкт-Петербурге – 81 кг.

Кабардино-Балкарская Республика занимает первое место в стране по потреблению молока и молочных продуктов – 347 в пересчете на литр: козье молоко и местные сыры здесь являются излюбленным лакомством. Санкт-Петербург лидирует по максимальной доле молочных продуктов в общем энергетическом рационе – 14%.

Больше всего сахара и сахаристых кондитерских изделий в расчёте на 1 потребителя в год употребляют в Республике Марий Эл – 42 кг, меньше всего в Республике Калмыкия – 22 кг, тогда как в целом по стране этот показатель равен 31 кг. Санкт-Петербург в общем региональном рейтинге занял 64 место – 29 кг. Москва оказалась на последнем, 85-м месте – 21 кг.

Максимальное потребление растительных масел и других жиров растительного происхождения отмечается в Кабардино-Балкарской Республике – 15 кг в год. Меньше всего в Москве и Санкт-Петербурге – по 8 кг в год.

Белгородская область и г. Севастополь лидируют по потреблению фруктов и ягод – 91 и 90 кг в год, тогда как в среднем по стране оно составляет 71 кг.

Картофель в России покупают больше всего в Амурской области: регион находится на первой строчке не только по общему потреблению – 97 кг в год, но и по доле в общем энергетическом рационе – 6%. Домохозяйства Москвы и Республики Тыва, напротив, особо картофель не жалуют: здесь его едят меньше всего – 41 и 39 кг в год на 1 потребителя соответственно.

Что касается овощей и бахчевых культур, то их больше своего употребляют в Астраханской области – 135 кг в год. Что не удивительно: климат позволяет выращивать не только астраханские арбузы, но и большое разнообразие овощей. Меньше всего овощей на 1 потребителя приходится в Республике Тыва – 41 кг. В целом по стране этот показатель достиг 100 кг, в Санкт-Петербурге – 114 кг, Москве – 110 кг.

Как и следовало ожидать, рыба и рыбные продукты наиболее распространены в основных районах ее ловли и разведения: Приморском крае, Магаданской и Астраханской области, где потребление рыбы максимально – 34-35 кг в год. Наименьший показатель отмечается в Республике Тыва – 7 кг.

Больше всего яиц в год съедается в Белгородской области – 266 шт., меньше всего в Республике Калмыкия – 120 шт. В целом по РФ показатель равен 218 шт. на 1 потребителя домохозяйств.

Представленная статистика свидетельствует, что российские регионы отличаются друг от друга не только климатом, уровнем бюджетной обеспеченности, демографического, социально-экономического развития, но и величиной потребления основных продуктов питания, их долей в общем энергетическом рационе. Пока на столе среднестатистического жителя преобладают хлеб и хлебные продукты, мало представлена рыба, фрукты и ягоды. По рекомендации Минздрава, рациональная норма потребления мяса и мясопродуктов должна составлять 73 кг на человека в год, рыбы и рыбопродуктов – 22 кг, молока и молочных продуктов – 325 кг, овощей и бахчевых (без учета картофеля) – 140 кг, фруктов и ягод – от 100 кг, хлеба и хлебопродуктов – 96 кг, картофеля – 90 кг, сахара – 24 кг, яиц – 260 шт., масла растительного и других жиров – 12 кг. Таким образом, множество субъектов «не дотягивают» до нормы.

Расширению рациона и объема потребления мешают низкие доходы потребителей, а также недостаток собственной ресурсной базы, особенно по выращиванию овощей и фруктов в закрытых грунтах; неразвитость нерестовых промыслов. Все это ставит Россию в зависимость от дорого импорта по отдельным группам товаров, что особенно ощутимо в условиях девальвации рубля. Особую важность имеет сокращение числа торговых посредников и создание логистических центров при поддержке государства, занимающихся перевозкой сельскохозяйственной продукции между регионами, допуск в розничные сети местных производителей.

Однако в последние несколько лет наблюдаются положительные изменения в отечественном сельском хозяйстве: запрет на поставки широкого перечня сельскохозяйственной продукции из стран ЕС, совсем недавно занимавшей существенную нишу на нашем рынке, привел практически к полному вытеснению зарубежной молочной продукции и мяса птицы отечественными; значительно снизилась доля привозного мяса крупного рогатого скота. А начавшийся в январе текущего года рост реальных доходов населения должен положительно сказаться на увеличении потребления качественных продуктов питания – ежедневно и, конечно, за праздничным столом.

В завершение весеннего выпуска Вестника, Информационное агентство Credinform поздравляет прекрасных женщин с приближающимся праздником 8 Марта и желает всем здоровья, благополучия и солнечного настроения!

Таблица 1. Потребление основных продуктов питания на 1 потребителя домашних хозяйств в год, кг.(Темно-зеленая заливка ячейки – максимальное потребление, темно-красная заливка ячейки – минимальное потребление. Данные 2015 г.)
Доля основных продуктов питания в общем энергетическом рационе домохозяйств России.

 

Таблица 2. Доля основных продуктов в общем энергетическом рационе питания, %(Темно-зеленая заливка ячейки – максимальное потребление, темно-красная заливка ячейки – минимальное потребление. Данные 2015 г)
Доля основных продуктов питания в общем энергетическом рационе домохозяйств России.
Рэнкинг
Крупнейшие российские производители автобусов и троллейбусов по коэффициенту платежеспособности

Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг крупнейших российских производителей автобусов и троллейбусов. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 г. и 2014 г.) компании отрасли (ТОП-10). Далее они были ранжированы по коэффициенту платежеспособности (Таблица 1).

Коэффициент платежеспособности (х) рассчитывается как отношение собственного капитала к сумме баланса. Показывает зависимость фирмы от внешних займов. Рекомендуемое значение: >0,5.

Значение коэффициента ниже минимально допустимого предела означает сильную зависимость от внешних источников получения средств, что может привести к кризису ликвидности, неустойчивому финансовому положению компании в случае ухудшения конъюнктуры на рынке.

Экспертами Информационного агентства Credinform, с учетом фактического положения дел как экономики в целом, так и в отраслях, разработан и реализован в Информационно-аналитической системе Глобас-i® расчет практических значений финансовых коэффициентов, которые могут быть признаны нормальными для определенной отрасли. Для производителей автобусов и троллейбусов практическое значение коэффициента платежеспособности составляет от 0 до 0,58.

Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание не только на соответствие нормативным значениям, но и на всю совокупность финансовых показателей и коэффициентов компании.

Таблица 1. Чистая прибыль, выручка, коэффициент платежеспособности, индекс платежеспособности ГЛОБАС-i® крупнейших российских производителей автобусов и троллейбусов (ТОП-10)
Наименование, ИНН, регионЧистая прибыль 2015 г., млн руб.Выручка 2015 г., млн руб.Выручка 2015 г. к 2014 г., +/- %Коэффициент платежеспособности, (х)Индекс платёжеспособности ГЛОБАС-i®
ООО КАВЗ
ИНН 4501103580 Курганская область
-18,77 1 128,68 -2,63 0,56 299
Высокий
ООО ЛИКИНСКИЙ АВТОБУСНЫЙ ЗАВОД
ИНН 5034019312 Московская область
-184,92 6 137,70 -29,12 0,51 291
Высокий
ООО ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКАЯ ФИРМА ЛУИДОР
ИНН 5257065753 Нижегородская область
43,05 2 017,47 -10,92 0,32 259
Высокий
ООО ПАВЛОВСКИЙ АВТОБУСНЫЙ ЗАВОД
ИНН 5252015220 Нижегородская область
141,30 7 399,84 -10,48 0,31 237
Высокий
ООО СТ НИЖЕГОРОДЕЦ
ИНН 5259062324 Нижегородская область
38,17 3 204,39 -48,19 0,10 288
Высокий
ООО ВОЛГАБАС
ИНН 3435107555 Волгоградская область
24,23 3 240,18 -5,31 0,02 292
Высокий
ООО БАКУЛИН БАС ГРУПП РУСЬ
ИНН 3435308935 Волгоградская область
0,70 387,39 282,76 0,01 293
Высокий
ООО ТРАНС - ЭЛЕКТРИК
ИНН 3525297406 Вологодская область
0,01 113,91 36,19 0,00 309
Удовлетворительный
НАО ТРОЛЗА
ИНН 6449972323 Саратовская область
-349,46 1 530,41 33,92 -0,13 331
Удовлетворительный
ООО КАМАЗ-МАРКО
ИНН 1650238806 Республика Татарстан
-49,37 294,61 30,18 -0,46 344
Удовлетворительный
Итого по группе компаний ТОП-10 -355,05 25 454,58 -19,22* 0,12*  
Итого по группе компаний ТОП-24 ** -371,38 26 394,66 -16,81* 0,05*  

*) - среднее значение по группе компаний
**) Всего компаний, предоставивших отчетность за 2015 год в Росстат

Среднее значение коэффициента платежеспособности в группе компаний ТОП-10 в 2015 г. выше, чем в ТОП-24, при среднем значении по отрасли 0,15. При этом только две компании на верхних строчках рэнкинга имеют значения показателя, отвечающие нормативу и укладывающиеся в интервал практического значения.

Коэффициент платежеспособности и выручка крупнейших российских производителей автобусов и троллейбусов (ТОП-10)
Рисунок 1. Коэффициент платежеспособности и выручка крупнейших российских производителей автобусов и троллейбусов (ТОП-10)

Объем выручки 10 крупнейших компаний составляет 96% от суммарной выручки 24 крупнейших компаний. Это свидетельствует о высоком уровне монополизации в данной отрасли. Так, доля крупнейшей компании по объему выручки в 2015 г. - ООО ПАВЛОВСКИЙ АВТОБУСНЫЙ ЗАВОД в суммарной выручке группы компаний ТОП-24 составила 28% (Рисунок 2).

Доли компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2015 г. группы компаний ТОП-24, %
Рисунок 2. Доли компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2015 г. группы компаний ТОП-24, %

Семи компаниям из ТОП-10 присвоен высокий индекс платежеспособности ГЛОБАС-i®, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства.

Трем компаниям из ТОП-10 присвоен удовлетворительный индекс платежеспособности ГЛОБАС-i®. Так, в отношении ООО ТРАНС – ЭЛЕКТРИК, НАО ТРОЛЗА, ООО КАМАЗ-МАРКО имеется информация об участии в качестве ответчика в арбитражных судебных делах по взысканию задолженности. Кроме того, НАО ТРОЛЗА имеет незакрытые исполнительные листы и убыток в структуре балансовых показателей, как и ООО КАМАЗ-МАРКО. Прогноз развития индекса у всех трех компаний – стабильный.

Из числа компаний ТОП-10 только ООО БАКУЛИН БАС ГРУПП РУСЬ в 2015 г. удалось увеличить чистую прибыль и выручку по сравнению с предыдущим периодом. Остальные компании (помечены красной заливкой в Таблице 1) снизили объемы выручки или чистой прибыли, либо имеют убыток.

В целом показатели производства автобусов и троллейбусов в натуральном выражении в период с 2013 г. по 2015 г. характеризовались снижением объемов выпущенной продукции, что подтверждается сведениями Федеральной службы государственной статистики (Таблица 2).

Таблица 2. Производство автобусов и троллейбусов, штук
Виды продукции2010 г.2011 г.2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.2016 г.
Автобусы 40 784 43 051 57 077 52 926 43 208 36 655 43 241
Троллейбусы 397 236 389 517 155 64 210

*) В Таблице 2 красной заливкой отмечен спад производства, зеленой заливкой – рост.

В 2016 г. наблюдается рост производства и особенно – в производстве троллейбусов, что, в прочем, объяснимо с учетом объема выпущенной продукции (Рисунок 3).

Темпы роста / снижения производства автобусов и троллейбусов от года к году, +/-, %
Рисунок 3. Темпы роста / снижения производства автобусов и троллейбусов от года к году, +/-, %

Предприятия по производству автобусов и троллейбусов распределены по территории страны неравномерно и концентрируются в основном в промышленно развитых регионах с уже сложившейся инфраструктурой автомобильного производства. Это подтверждается сведениями Информационно-аналитической системы Глобас-i, согласно которым 24 крупнейших компании отрасли по объему выручки за 2015 год зарегистрированы в 12 регионах России (Рисунок 4).

Распределение 24 крупнейших российских производителей автобусов и троллейбусов по регионам России
Рисунок 4. Распределение 24 крупнейших российских производителей автобусов и троллейбусов по регионам России