Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций деятельности в сфере туризма.
Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 - 2017 годы) туристические компании (ТОП-10 и ТОП-1000). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Чистые активы - показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов считается отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.
№ | Наименование, ИНН, регион | Стоимость чистых активов, млрд руб |
Индекс платежеспособности Глобас | ||
2015 | 2016 | 2017 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | ПАО ТУРИСТСКИЙ КОМПЛЕКС КЛЯЗЬМИНСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ ИНН 5029026466 Московская область |
5,48 | 5,33 | 5,08 | 212 Высокий |
2 | ПАО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ПО ТУРИЗМУ И ИНВЕСТИЦИЯМ ИНТУРИСТ ИНН 7703016416 г. Москва |
4,62 | 3,99 | 3,39 | 310 Удовлетворительный |
3 | ООО ВОДОХОДЪ ИНН 7707511820 г. Москва |
1,83 | 2,25 | 2,11 | 192 Наивысший |
4 | ООО ЛИТЕЙНЫЙ 5 ИНН 7838397950 Санкт-Петербург |
1,06 | 1,10 | 1,17 | 175 Наивысший |
5 | ООО КЕЙСИСТЕМС ТУР ИНН 2130119586 Чувашская Республика - Республика Чувашия |
1,06 | 1,10 | 1,17 | 241 Высокий |
996 | ООО СВОЙ ТУР И ТРЭВЕЛ ИНН 7730633954 г. Москва |
-0,14 | -0,12 | -0,12 | 290 Высокий |
997 | ООО ВЕГА ИНН 0256021810 Республика Башкортостан |
-0,11 | -0,11 | -0,12 | 367 Удовлетворительный |
998 | ООО ГОСТИНИЧНО-ТУРИСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ЛАДОЖСКАЯ УСАДЬБА ИНН 1007021940 Республика Карелия |
-0,10 | -0,11 | -0,14 | 349 Удовлетворительный |
999 | ООО НАЦИОНАЛЬНАЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ ИНТУРИСТ ИНН 7717678890 г. Москва |
-0,08 | -0,02 | -0,21 | 315 Удовлетворительный |
1000 | ООО ТТ-ТРЭВЕЛ ИНН 7714775020 г. Москва |
-4,34 | -3,75 | -4,96 | 306 Удовлетворительный |
— рост показателя к предыдущему периоду, — снижение показателя к предыдущему периоду.
За десятилетний период средние размеры чистых активов компаний ТОП-1000 имеют тенденцию к снижению (Рисунок 1).
Доли компаний с недостаточностью имущества в ТОП-1000 в последние три года снижаются (Рисунок 2).
Выручка от реализации
Объем выручки 10 ведущих компаний отрасли в 2017 году составил 24% от суммарной выручки компаний ТОП-1000. (Рисунок 3). Это свидетельствует о достаточно высоком уровне конкуренции в отрасли.
В целом за десятилетний период наблюдается снижение показателей средних отраслевых объемов выручки (Рисунок 4).
Прибыль и убытки
Объем прибыли 10 лидеров отрасли в 2017 году составил 27% от суммарной прибыли ТОП-1000 (Рисунок 5).
В течение последних десяти лет средние отраслевые значения показателей чистой прибыли имеют тенденцию к увеличению (Рисунок 6).
За трехлетний период средние значения показателей чистой прибыли компаний ТОП-1000 имеют тенденцию к росту, при этом несколько снижается и средний размер чистого убытка. (Рисунок 6).
Основные финансовые коэффициенты
За десятилетний период средние отраслевые показатели коэффициента общей ликвидности находились в основном в интервале рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0, с тенденций к росту (Рисунок 8).
Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) - показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.
В течение десяти лет средние отраслевые значения коэффициента рентабельности инвестиций находились зачастую в отрицательной зоне, но с тенденцией к росту (Рисунок 9).
Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.
Коэффициент оборачиваемости активов - рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.
За десятилетний период показатели данного коэффициента деловой активности имеют тенденцию к снижению (Рисунок 10).
Структура услуг
Наибольшую долю в суммарной выручке ТОП-1000 имеют компании, специализирующиеся на услугах туристических агентств (Рисунок 11).
94% компаний ТОП-1000 зарегистрированы в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ. При этом, их доля в общем объеме выручки компаний ТОП-1000 в 2017 году составила 68%, что значительно выше показателя по экономике в целом (Рисунок 12).
Основные регионы деятельности
Компании ТОП-1000 распределены по территории России крайне неравномерно и зарегистрированы в 70 регионах. Более 76% крупнейших по объему выручки компаний сосредоточены в трех столичных регионах - г. Москве, Московской области и в Санкт-Петербурге (Рисунок 13).
Скоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения компаний ТОП-1000 показывает, что более половины из них находится в устойчивом финансовом положении или выше среднего (Рисунок 14).
Индекс платежеспособности Глобас
Подавляющей части компаний из ТОП-1000 присвоен наивысший или высокий Индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства (Рисунок 15).
Вывод
Комплексная оценка деятельности крупнейших российских туристических компаний, учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует о преобладании в отрасли благоприятных тенденций (Таблица 2).
Тенденции и факторы оценки | Удельный вес фактора, % |
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера чистых активов | -10 |
Рост / снижение доли предприятий с отрицательными значениями чистых активов | 10 |
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера выручки | -10 |
Уровень конкуренции / монополизации | 10 |
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера чистой прибыли (убытка) | 10 |
Рост / снижение средних размеров чистой прибыли компаний ТОП-1000 | 10 |
Рост / снижение средних размеров чистого убытка компаний ТОП-1000 | 10 |
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности | 10 |
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций | 10 |
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов, раз | -10 |
Доля малого и среднего бизнеса в отрасли по объему выручки более 30% | 10 |
Региональная концентрация | -10 |
Финансовое положение (наибольшая доля) | 10 |
Индекс платежеспособности Глобас (наибольшая доля) | 10 |
Среднее значение факторов | 4,3 |
— положительная тенденция (фактор), — отрицательная тенденция (фактор).
Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг крупнейших российских туристических компаний. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2014 - 2017 годы) компании, занимающиеся туристической деятельностью (ТОП-10). Далее они были ранжированы по коэффициенту платежеспособности (Таблица 1). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Коэффициент платежеспособности (х) рассчитывается как отношение суммы собственного капитала к балансовой сумме и показывает зависимость компании от внешних займов.
Рекомендуемое значение: >0,5. Значение коэффициента ниже минимального говорит о зависимости от внешних источников получения средств, что может отрицательно сказаться на ликвидности и превести к неустойчивому финансовому положению компании в случае ухудшения экономической ситуации. Специалистами Информационного агентства Credinform, с учетом фактического положения дел как в целом в экономике, так и в отраслях, разработан и реализован в Информационно-аналитической системе Глобас расчет практических значений финансовых коэффициентов, которые могут быть признаны нормальными для конкретной отрасли. Для туристических компаний средние отраслевые практические значения коэффициента платежеспособности в 2017 году составили от 0,00 до 1,00 (Таблица 1).
Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность показателей и финансовых коэффициентов.
Наименование, ИНН, регион, вид деятельности |
Выручка от продаж, млрд руб |
Чистая прибыль (убыток), млрд руб |
Коэффициент платежеспособности (x), >0,5 | Индекс платежеспособности Глобас | |||
2016 | 2017 | 2016 | 2017 | 2016 | 2017 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ООО ВОДОХОДЪ ИНН 7707511820 г. Москва Деятельность туристических агентств и туроператоров |
3,554 | 3,889 | 0,416 | 0,252 | 0,71 | 0,72 | 192 Наивысший |
ООО Меридиан ИНН 5042054053 Московская область Деятельность туристических агентств |
2,044 | 1,891 | 0,002 | 0,002 | 0,07 | 0,43 | 224 Высокий |
ООО ИНТЕРНЕТ ТРЭВЕЛ ИНН 7705859041 г. Москва Деятельность туристических агентств |
1,213 | 1,233 | 0,208 | -0,051 | 0,41 | 0,33 | 279 Высокий |
ООО КЛАБ МЕД РАША ИНН 7705549346 г. Москва Деятельность туристических агентств |
1,085 | 1,337 | 0,050 | 0,064 | 0,17 | 0,23 | 254 Высокий |
ООО ТОРГОВЫЙ ДОМ ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР БРОНИРОВАНИЯ И ТУРИЗМА ИНН 5003103814 Московская область Деятельность туристических агентств |
0,769 | 1,059 | 0,012 | 0,010 | 0,18 | 0,22 | 243 Высокий |
ООО АЭРОКЛУБ ТУР ИНН 7702520780 г. Москва Деятельность туристических агентств |
1,070 | 1,121 | 0,014 | 0,019 | 0,19 | 0,17 | 209 Высокий |
НАО АЭРОКЛУБ ИНН 7729096230 г. Москва Услуги по бронированию прочие и сопутствующая деятельность |
2,090 | 2,408 | 0,022 | 0,028 | 0,14 | 0,14 | 215 Высокий |
ООО С 7 ТРЭВЕЛ РИТЭЙЛ ИНН 7701607660 г. Москва Деятельность туристических агентств |
1,963 | 2,311 | 0,253 | 0,379 | 0,09 | 0,12 | 193 Наивысший |
ООО ХОТЕЛБУК-СЕРВИС ИНН 7709878038 г. Москва Деятельность по предоставлению туристических услуг, связанных с бронированием |
0,805 | 1,064 | 0,002 | 0,002 | 0,006 | 0,01 | 227 Высокий |
ООО АКАДЕМСЕРВИС ИНН 5024053441 Московская область Деятельность туристических агентств |
4,728 | 5,098 | 0,000 | 0,005 | 0,01 | 0,01 | 197 Наивысший |
Итого по компаниям ТОП-10 | 19,321 | 21,412 | 0,980 | 0,710 | |||
Среднее значение по компаниям ТОП-10 | 1,932 | 2,141 | 0,098 | 0,071 | 0,20 | 0,24 | |
Среднее отраслевое значение | 0,007 | 0,009 | 0,00031 | 0,00022 | 0,07 | 0,14 |
— улучшение показателя к предыдущему периоду, — ухудшение показателя к предыдущему периоду.
Среднее значение коэффициента платежеспособности компаний ТОП-10 выше среднего отраслевого показателя и укладывается в интервал практических значений. В 2017 году семь компаний из ТОП-10 улучшили показатели по сравнению с предыдущим периодом.
В течение 10 лет средние отраслевые показатели коэффициента платежеспособности имеют тенденцию к снижению (Рисунок 2).