Вестник
Зарубежный опыт выявления однодневок

Фирма-однодневка – международное явление. По всему миру и, в частности, в странах Европы, актуален вопрос неправомерного использования льготного налогообложения с использованием подставных компаний и лиц. Европейская комиссия предлагает ввести минимальные требования и критерии для проверки признаков.

КАК ВЫЯВЛЯЮТ ОДНОДНЕВКИ В ЕВРОСОЮЗЕ

Минимальные требования:

  • компания должна иметь собственные или арендуемые помещения в стране ЕС;
  • иметь активный банковский счет в ЕС;
  • руководителем должен быть налоговый резидент ЕС или большинство сотрудников должны быть налоговыми резидентами.

Негативные признаки:

  • более 75% приходится на источники пассивного дохода, например, проценты, дивиденды, лизинг и недвижимость;
  • более 60% активов находятся за пределами государства или не менее 60% дохода получено или выплачено от трансграничных операций;
  • администрирование и принятие решений передано на аутсорсинг.

Последствия несоблюдения требований:

  • отказ в налоговых льготах, в том числе по соглашениям об избежании двойного налогообложения;
  • на доходы акционеров подставной компании распространяются налоговые правила по аналогии с Контролируемыми иностранными компаниями (Controlled Foreign Corporation, CFC)
  • запрос на получение свидетельства о налоговом резидентстве для налогового вычета в других юрисдикциях будет отклонен.

Исключения:

  • публичные компании;
  • копании, чья деятельность регулируется отдельными директивами;
  • холдинговые компании;
  • компании с пассивным доходом имеют в штате не менее 5 собственных сотрудников, управляющих деятельностью;
  • компании, ведущие деятельность исключительно внутри страны.

Предложения Европейской комиссии к Директиве 2011/16/EU по выявлению подставных компаний планируется ввести с 1 января 2024 года.

Потребность в информации по иностранным компаниям возрастает год от года. Увеличение количества обращений к Информационно-аналитической системе Глобас для получения актуальных сведений о зарубежных контрагентах ежегодно составляет 25%.

Возможности Системы Глобас для проверки иностранных компаний:

  • 400+ млн организаций по всему миру;
  • справки в двух форматах: онлайн и офлайн;
  • получение справки онлайн из базы данных Orbis ведущего мирового издателя электронных баз данных для анализа компаний и рынков Bureau van Dijk – Moody’s Analytics;
  • широкая сеть компетентных партнеров по всему миру;
  • множество альтернативных источников;
  • проверка аффилированности и связей с российскими компаниями;
  • поддержка экспертов.
Рэнкинг
Малые предприятия общественного питания

Изменениями в Налоговый кодекс РФ, принятыми Федеральным законом от 02.07.2021 №305-ФЗ, предприятия общественного питания с 2022 г. освобождены от уплаты НДС. Льгота касается в основном малого бизнеса, экономическое положение которого в последние годы оставляет желать лучшего, но рентабельность инвестиций продолжает расти.

Информационным агентством Credinform для данного рэнкинга в Системе Глобас были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики и Федеральной налоговой службы отчетные периоды (2018 - 2020 гг.) компании, зарегистрированные в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС РФ и занятые в сфере общественного питания (ТОП-100 и ТОП-10). Далее они были ранжированы по коэффициенту рентабельности инвестиций (Таблица 1).

Коэффициент рентабельности инвестиций рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.

Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность показателей и финансовых коэффициентов.

Таблица 1. Чистая прибыль, выручка, коэффициент рентабельности инвестиций, индекс платежеспособности Глобас компаний малого бизнеса сферы общественного питания (ТОП-10)
Наименование, ИНН, регион, фактический вид деятельности Выручка, млн руб. Чистая прибыль (убыток), млн руб. Рентабельность инвестиций, % Индекс платёжеспособности Глобас
2019 2020 2019 2020 2019 2020 2020
1 2 3 4 5 6 7 8
ООО ЦЕНТР ВИННОГО ТУРИЗМА АБРАУ-ДЮРСО
ИНН 2315152138 Краснодарский край
Сеть отелей, ресторанов, кафе и магазинов в Абрау-Дюрсо
up793,8 up878,8 up-57,1 up-4,7 down-2 468,32 up198,22 298 Высокий
ООО ПЕТЕРБУРГСКИЙ КОММЕРЧЕСКИЙ ДОМ ВЕНЕЦ
ИНН 7808037300 Санкт-Петербург
Сеть кофеен "Буше"
up1 594,1 down1 328,2 down120,7 down103,7 down55,71 down34,58 192 Наивысший
ООО МАКБУРГЕР
ИНН 5047196943 Московская область
Сеть ресторанов быстрого питания на АЗС
up954,4 up1 040,7 up543,2 down507,8 down47,68 down30,83 262 Высокий
ООО ПРОКОФИЙ
ИНН 5009074422 Московская область
Сеть ресторанов «Кофемания»
up1 390,5 down936,5 up226,7 down187,9 up27,85 down18,76 212 Высокий
ООО ШКОЛЬНОЕ ПИТАНИЕ
ИНН 1650100830 Республика Татарстан
Организация питания в образовательных учреждениях
up1 571,6 down1 215,6 up86,6 down45,7 up41,93 down18,13 180 Наивысший
ООО САТУРН-ШБС-3
ИНН 7727021870 г. Москва
Организация питания в учреждениях образования, здравоохранения, на территории заказчика
up1 438,0 down1 295,2 up32,0 down16,9 up28,43 down11,50 202 Высокий
ООО ФИЛИАС
ИНН 7729399636 г. Москва
Московская сеть кофеен «Кофемания»
up1 647,6 down1 598,2 down-112,7 up16,8 down-48,02 down6,66 234 Высокий
ООО УРБАН КОФИКС РАША
ИНН 7728339641 г. Москва
Международная сеть кофеен "Cofix"
up1 631,0 down1 310,5 up12,2 down1,0 up23,80 down2,00 277 Высокий
НАО ФИРМА ФЛОРИДАН
ИНН 7813037232 Санкт-Петербург
Организация горячего питания в Санкт-Петербурге для учащихся образовательных школ, профессиональных училищ, лицеев
up1 576,2 up1 577,3 down3,4 down3,1 down1,82 down1,68 222 Высокий
ООО ФАРШ СИТИ ГРУПП
ИНН 9710013554 г. Москва
Сеть бургерных
up1 483,2 down860,9 up77,8 down-4,4 up552,72 down-30,51 345 Удовлетворительный
Среднее значение ТОП-10 up1 408,1 down1 204,2 up93,3 down87,4 down-173,64 up29,18  
Среднее отраслевое значение up33,1 down29,2 up1,6 up2,2 up32,41 up46,74  

вверх улучшение показателя к предыдущему периоду, вниз ухудшение показателя к предыдущему периоду

В 2020 г. средние показатели коэффициента рентабельности инвестиций ТОП-10 ниже среднеотраслевых показателей. Улучшили показатели в 2020 г. только две компании ТОП-10, в то время как в 2019 г. таких компаний было пять.

Три компании из десяти в 2020 г. увеличили выручку и две компании - чистую прибыль. При этом, снижение средней выручки в ТОП-10 составило 14%, а среднего отраслевого показателя - 12%. Чистая прибыль в ТОП-10 снизилась на 6%, а в среднем по отрасли выросла почти на 38%.

В течение последних 5 лет средние отраслевые показатели коэффициента рентабельности инвестиций улучшались в течение всего периода. Наилучший показатель был достигнут в 2020 г., а наихудший результат показан в 2016 г. (Рисунок 1).

Рисунок 1. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций в сфере общественного питания в 2016 – 2020 гг. Рисунок 1. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций в сфере общественного питания в 2016 – 2020 гг.