Зарубежный опыт выявления однодневок
Фирма-однодневка – международное явление. По всему миру и, в частности, в странах Европы, актуален вопрос неправомерного использования льготного налогообложения с использованием подставных компаний и лиц. Европейская комиссия предлагает ввести минимальные требования и критерии для проверки признаков.
КАК ВЫЯВЛЯЮТ ОДНОДНЕВКИ В ЕВРОСОЮЗЕ
Минимальные требования:
- компания должна иметь собственные или арендуемые помещения в стране ЕС;
- иметь активный банковский счет в ЕС;
- руководителем должен быть налоговый резидент ЕС или большинство сотрудников должны быть налоговыми резидентами.
Негативные признаки:
- более 75% приходится на источники пассивного дохода, например, проценты, дивиденды, лизинг и недвижимость;
- более 60% активов находятся за пределами государства или не менее 60% дохода получено или выплачено от трансграничных операций;
- администрирование и принятие решений передано на аутсорсинг.
Последствия несоблюдения требований:
- отказ в налоговых льготах, в том числе по соглашениям об избежании двойного налогообложения;
- на доходы акционеров подставной компании распространяются налоговые правила по аналогии с Контролируемыми иностранными компаниями (Controlled Foreign Corporation, CFC)
- запрос на получение свидетельства о налоговом резидентстве для налогового вычета в других юрисдикциях будет отклонен.
Исключения:
- публичные компании;
- копании, чья деятельность регулируется отдельными директивами;
- холдинговые компании;
- компании с пассивным доходом имеют в штате не менее 5 собственных сотрудников, управляющих деятельностью;
- компании, ведущие деятельность исключительно внутри страны.
Предложения Европейской комиссии к Директиве 2011/16/EU по выявлению подставных компаний планируется ввести с 1 января 2024 года.
Потребность в информации по иностранным компаниям возрастает год от года. Увеличение количества обращений к Информационно-аналитической системе Глобас для получения актуальных сведений о зарубежных контрагентах ежегодно составляет 25%.
Возможности Системы Глобас для проверки иностранных компаний:
- 400+ млн организаций по всему миру;
- справки в двух форматах: онлайн и офлайн;
- получение справки онлайн из базы данных Orbis ведущего мирового издателя электронных баз данных для анализа компаний и рынков Bureau van Dijk – Moody’s Analytics;
- широкая сеть компетентных партнеров по всему миру;
- множество альтернативных источников;
- проверка аффилированности и связей с российскими компаниями;
- поддержка экспертов.
Малые предприятия общественного питания
Изменениями в Налоговый кодекс РФ, принятыми Федеральным законом от 02.07.2021 №305-ФЗ, предприятия общественного питания с 2022 г. освобождены от уплаты НДС. Льгота касается в основном малого бизнеса, экономическое положение которого в последние годы оставляет желать лучшего, но рентабельность инвестиций продолжает расти.
Информационным агентством Credinform для данного рэнкинга в Системе Глобас были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики и Федеральной налоговой службы отчетные периоды (2018 - 2020 гг.) компании, зарегистрированные в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС РФ и занятые в сфере общественного питания (ТОП-100 и ТОП-10). Далее они были ранжированы по коэффициенту рентабельности инвестиций (Таблица 1).
Коэффициент рентабельности инвестиций рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.
Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность показателей и финансовых коэффициентов.
| Наименование, ИНН, регион, фактический вид деятельности | Выручка, млн руб. | Чистая прибыль (убыток), млн руб. | Рентабельность инвестиций, % | Индекс платёжеспособности Глобас | |||
| 2019 | 2020 | 2019 | 2020 | 2019 | 2020 | 2020 | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| ООО ЦЕНТР ВИННОГО ТУРИЗМА АБРАУ-ДЮРСО ИНН 2315152138 Краснодарский край Сеть отелей, ресторанов, кафе и магазинов в Абрау-Дюрсо |
793,8 |
878,8 |
-57,1 |
-4,7 |
-2 468,32 |
198,22 |
298 Высокий |
| ООО ПЕТЕРБУРГСКИЙ КОММЕРЧЕСКИЙ ДОМ ВЕНЕЦ ИНН 7808037300 Санкт-Петербург Сеть кофеен "Буше" |
1 594,1 |
1 328,2 |
120,7 |
103,7 |
55,71 |
34,58 |
192 Наивысший |
| ООО МАКБУРГЕР ИНН 5047196943 Московская область Сеть ресторанов быстрого питания на АЗС |
954,4 |
1 040,7 |
543,2 |
507,8 |
47,68 |
30,83 |
262 Высокий |
| ООО ПРОКОФИЙ ИНН 5009074422 Московская область Сеть ресторанов «Кофемания» |
1 390,5 |
936,5 |
226,7 |
187,9 |
27,85 |
18,76 |
212 Высокий |
| ООО ШКОЛЬНОЕ ПИТАНИЕ ИНН 1650100830 Республика Татарстан Организация питания в образовательных учреждениях |
1 571,6 |
1 215,6 |
86,6 |
45,7 |
41,93 |
18,13 |
180 Наивысший |
| ООО САТУРН-ШБС-3 ИНН 7727021870 г. Москва Организация питания в учреждениях образования, здравоохранения, на территории заказчика |
1 438,0 |
1 295,2 |
32,0 |
16,9 |
28,43 |
11,50 |
202 Высокий |
| ООО ФИЛИАС ИНН 7729399636 г. Москва Московская сеть кофеен «Кофемания» |
1 647,6 |
1 598,2 |
-112,7 |
16,8 |
-48,02 |
6,66 |
234 Высокий |
| ООО УРБАН КОФИКС РАША ИНН 7728339641 г. Москва Международная сеть кофеен "Cofix" |
1 631,0 |
1 310,5 |
12,2 |
1,0 |
23,80 |
2,00 |
277 Высокий |
| НАО ФИРМА ФЛОРИДАН ИНН 7813037232 Санкт-Петербург Организация горячего питания в Санкт-Петербурге для учащихся образовательных школ, профессиональных училищ, лицеев |
1 576,2 |
1 577,3 |
3,4 |
3,1 |
1,82 |
1,68 |
222 Высокий |
| ООО ФАРШ СИТИ ГРУПП ИНН 9710013554 г. Москва Сеть бургерных |
1 483,2 |
860,9 |
77,8 |
-4,4 |
552,72 |
-30,51 |
345 Удовлетворительный |
| Среднее значение ТОП-10 | 1 408,1 |
1 204,2 |
93,3 |
87,4 |
-173,64 |
29,18 |
|
| Среднее отраслевое значение | 33,1 |
29,2 |
1,6 |
2,2 |
32,41 |
46,74 |
|
улучшение показателя к предыдущему периоду,
ухудшение показателя к предыдущему периоду
В 2020 г. средние показатели коэффициента рентабельности инвестиций ТОП-10 ниже среднеотраслевых показателей. Улучшили показатели в 2020 г. только две компании ТОП-10, в то время как в 2019 г. таких компаний было пять.
Три компании из десяти в 2020 г. увеличили выручку и две компании - чистую прибыль. При этом, снижение средней выручки в ТОП-10 составило 14%, а среднего отраслевого показателя - 12%. Чистая прибыль в ТОП-10 снизилась на 6%, а в среднем по отрасли выросла почти на 38%.
В течение последних 5 лет средние отраслевые показатели коэффициента рентабельности инвестиций улучшались в течение всего периода. Наилучший показатель был достигнут в 2020 г., а наихудший результат показан в 2016 г. (Рисунок 1).
Рисунок 1. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций в сфере общественного питания в 2016 – 2020 гг.