Статья
Россия создаст собственную платёжную систему

После принятия полуострова Крым в состав России, финансовая система страны испытывает на себе повышенное давление. Разговоры про санкции и их неминуемое ужесточение будоражат рынок. Ограничения достигли тех областей, которые должны быть вне политики. Так недавно ведущие платежные системы мира Visa и MasterCard (принадлежащие коммерческим компаниям) прекратили обслуживание ряда российских банков (в т. ч. «АБ «РОССИЯ», «Собинбанк»), включенных в санкционный список Администрации США. Эти кредитные учреждения входят в первую сотню крупнейших банков, их клиентами являются большое количество наших сограждан и юридических лиц. Стало очевидным, что ситуация, когда в такой крупной экономике нет собственного процессингового центра и платёжной системы, угрожает национальной безопасности.

Разговоры о практической реализации расчетов внутри страны на основе национальной платёжной системы ведутся уже давно. В 2011 году был принят Федеральный закон «О национальной платежной системе», который регулирует порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществление перевода денежных средств, использование электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы, а также определяет требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе.

В начале апреля, сразу после последовавших ограничений, затронувших банковскую систему, Президент В.В. Путин потребовал от финансового руководства и главы ЦБ принять все необходимые меры и в течение месяца доложить о результатах: как банки будут реализовывать национальную платёжную систему (НПС) в практической части, этапы внедрения, сроки запуска в тестовом и реальных режимах и др. предметные вопросы.

Центробанк организовал рабочую группу по созданию НПС, в ее состав вошли крупнейшие российские банки и банковские ассоциации: Сбербанк, Банк Москвы, Уралсиб, ВТБ 24, Газпромбанк, Русский стандарт, ТКС-банк, Ассоциация российских банков и Ассоциация региональных банков. Примерами того, как может выглядеть НПС, ЦБ считает системы «Золотая корона», «ПРО100» и Union Сard. Банкиры могут выбрать одну из них или предложить свою. Для этого в среде банковского сообщества будет проведен опрос.

По предложению главы Сбербанка Германа Грефа, создать национальную платежную систему можно на базе ОАО «УЭК» – структуры, обслуживающей российские универсальные электронные карты, решить эту задачу можно в течение трех месяцев.

Будем надеяться, что в скором будущем наши внутренние расчёты будут защищены от внешних воздействий в угоду политической воли руководства других государств собственной НПС, которая в перспективе может выйти и на мировой рынок, как это сделала китайская UnionPay.

Рэнкинг
Соотношение заемных и собственных средств производителей легковых автомобилей

Информационное агентство Credinform подготовило рэнкинг производителей легковых автомобилей в России.

Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему выручки за последний имеющийся в Статистическом реестре отчетный период (2012 год) организации, ранжированные по возрастанию соотношения заемных и собственных средств (капитала).

Соотношение заемного и собственного капитала (х) - показывает соотношение привлеченных и собственных источников финансирования компании. Рекомендуемое значение < 1. Если коэффициент > 1, то это говорит о том, что объем заёмного капитала больше собственного, что налагает дополнительные финансовые риски на компанию. Если показатель отрицательный, тогда данный факт может свидетельствовать о нахождении собственного капитала фирмы в отрицательной зоне, имеется непокрытой убыток.

Однако следует понимать, что рекомендуемые значения могут существенно отличаться как для предприятий разных отраслей, так и для предприятий одной отрасли, следовательно, данные значения носят исключительно рекомендательный характер.

Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание не только на средние значения показателей в отрасли, но и на всю представленную совокупность финансовых показателей и коэффициентов компании.

Таблица. Соотношение заемных и собственных средств производителей легковых автомобилей (Топ-10)
НаименованиеРегионОборот,млн руб., 2012г.Соотношение заемных и собственных средств, (х)Индекс платеже-способности ГЛОБАС-i®
1 ООО ТОЙОТА МОТОР
ИНН: 7710390358
Московская область 227 666,9 0,3 155(наивысший)
2 ЗАО ФОРД МОТОР КОМПАНИ
ИНН: 4703038767
Ленинградская область 61 179,0 0,5 197(наивысший)
3 ОАО Автофрамос
ИНН: 7709259743
г.Москва 86 881,7 0,5 145(наивысший)
4 ООО Хендэ МоторМануфактуринг Рус
ИНН: 7801463902
г.Санкт-Петербург 78 397,1 1,3 202(высокий)
5 ООО МАЗДА МОТОР РУС
ИНН: 7743580770
г.Москва 40 002,0 1,3 283(высокий)
6 ООО НИССАНМЭНУФЭКЧУРИНГ РУС
ИНН: 7842337791
г.Санкт-Петербург 142 574,3 1,6 219(высокий)
7 ООО Форд Соллерс Холдинг
ИНН: 1646021952
Республика Татарстан 93 318,2 2,5 287(высокий)
8 ООО ФОЛЬКСВАГЕН ГРУП РУС
ИНН: 5042059767
Калужская область 258 762,8 2,9 188(наивысший)
9 ОАО АВТОВАЗ
ИНН: 6320002223
Самарская область 183 217,0 3,4 203(высокий)
10 ООО ЭЛЛАДА ИНТЕРТРЕЙД
ИНН: 3906072056
Калининградская область 59 696,4 12,5 204(высокий)

производители легковых автомобилей

Рисунок 1. Соотношение заемных и собственных средств, оборот крупнейших производителей легковых автомобилей (Топ-10)


Совокупный оборот крупнейших автопроизводителей (Топ-10) по итогам 2012 года составил 1 231 695,3 млн руб. Среднее значение коэффициента – 2,7; у большинства компаний величина привлеченного капитала больше собственного.

Автомобильный рынок очень чувствителен к экономическим колебаниям в стране. Замедление темпов роста ВВП в 2013 году спровоцировало падение объемов производства на 2,8%. В текущем году ожидается дальнейшее снижение рынка и временная приостановка конвейеров. Все это отразится на увеличении привлеченного капитала.

производство легковых автомобилей

Рисунок 2. Динамика производства легковых автомобилей в РФ

В настоящее время многие крупнейшие мировые автоконцерны открыли свои заводы или организовали сборочные площадки на территории России. Наш рынок рассматривается как очень привлекательный, в том числе и потому, что мы заметно отстаем от ведущих стран мира по уровню автомобилизации на душу населения.

ООО ТОЙОТА МОТОР, ЗАО ФОРД МОТОР КОМПАНИ, ОАО Автофрамос (марка Renault) показывают коэффициент меньше 1 – заемный капитал меньше собственного, что дополнительно поддерживает их финансовую устойчивость. Это подтверждается индексом платежеспособности ГЛОБАС-i® Информационного агентства Credinform: у всех перечисленных организаций он находится на наивысшем уровне, что гарантирует погашение ими всех обязательств в срок. Инвестиционная привлекательность данных предприятий находится на высоком уровне, таким образом решение о возможном сотрудничестве будет обоснованным.

У остальных компаний отрасли привлеченные средства выше, чем собственный капитал. Тут важно учитывать, что для завоевания рынка и налаживания производства требуется много инвестиций. Нет ничего страшного в том, что капитал не обеспечивает займы, главное чтобы менеджмент правильно рассчитал все возможные последствия «игры в долг». Высокий рейтинг платёжеспособности ГЛОБАС-i® косвенно подтверждает, что выбранная стратегия бизнеса приносит свои результаты, организации способны отвечать по своим обязательствам в срок, на их финансовое положение может повлиять только резкое ухудшение макроэкономической ситуации в стране.