Статья
Россиян ограничат в использовании наличных

Ни для кого не секрет, что в развитых государствах мира объем хождения наличных существенно ограничен. Тому есть множество причин, среди которых: при безналичном денежном обращении повышается прозрачность экономики, сокращается теневой взаиморасчет, тем самым повышается собираемость налогов, снижаются затраты на обслуживание инфраструктуры по выпуску и содержанию банкнот и монет, виртуальные деньги сложнее похитить нежели те, что у вас в кошельке; удобство пользования картами, держателю предоставляются всевозможные бонусы и скидки в мировых торговых и гостиничных сетях и т.д.

Наша страна постепенно продвигается по пути перехода от наличного обращения к безналичному. Этому способствует развитие инфраструктуры эквайринга, банкоматов, мобильных офисов самообслуживания, так называемых «электронных денег» и т.д. Однако при этом доля наличных расчетов, по словам Первого зампреда Центробанка Георгия Лунтовского, до сих пор составляет свыше 90% всего денежного обращения, что, безусловно, является избыточным и экономически неоправданным.

Дабы сдвинуть ситуацию с мертвой точки, Министерство финансов разработало документ, который на законодательном уровне сузит наличные расчеты. Согласно проекту с 2014 года вводится количественное ограничение по наличным расчетам между физическими и юридическими лицами суммой свыше 600 тыс. рублей, с последующим снижением ее до 300 тыс. рублей; кроме того, предприятиям, оборот которых превышает 600 тыс. рублей в год повсеместно обяжут принимать банковские карты к уплате.  

Председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина поддержала инициативу коллег из Правительства, но отметила, что право установления ограничительных планок по допускаемой сумме наличных расчетов необходимо отдать мегарегулятору.

Помимо очевидных плюсов подобных новшеств, некоторые эксперты высказывают свои опасения, что до сих пор даже в крупных городах недостаточно развита сеть приема пластиковых банковских карт, не говоря уже о провинции; существует проблема защиты виртуальных денег от мошенников, которые разрабатывают различные схемы их кражи, вплоть до считывающих устройств в банкоматах. Но при прочих равных, все-таки следует признать, что электронные деньги защищены больше, нежели наличные в собственном кармане, а предложенные инициативы только ускорят процесс перехода предприятий, в том числе розничной сети, на безналичный расчет. 

Статья
Федеральная контрактная система: новая игра по старым правилам?

Достаточно известный 94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», получивший много нареканий за свою непродуманность и неэффективность, когда конкурсы выигрывают фирмы, предложившие меньшую цену, а не лучшее качество, с 1 января 2014 уступит место Федеральной контрактной системе. 

По действующему законодательству, изначально заложен принцип неравенства заказчика и поставщика товара, услуг. Так неустойка в случае просрочки или ненадлежащего исполнения контракта для заказчика установлена фиксировано (точно) в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки, тогда как для поставщика – не менее 1/300 ставки рефинансирования, без ограничения верхнего порога. На практике это означает, что заказчик может требовать неустойку, превышающую сумму контракта, что само по себе является экономическим нонсенсом, который никак не смутил в свое время законодателя. Нетрудно предположить, что многие потенциальные фирмы-контрагенты государственного или муниципального заказчика, ответственно относящиеся к своим финансам, лишний раз подумают, стоит ли им ввязываться в подобную «авантюру». В итоге получилось так, что конкурсы выигрывают подчас «свои» поставщики, для которых подобные санкции носят скорее декларативный характер, и в случаях неисполнения ими обязательств, организуются новые конкурсы, заключаются дополнительные соглашения и подобные процедуры, освобождающие их от экономической ответственности. 

Министерство финансов, разработало новые правила, которые будут действовать в Федеральной контрактной системе, согласно нововведениям госзаказчик сможет оштрафовать в определенных случаях поставщика на сумму до 100% от цены контракта за продажу товара с недостатками, в свое время максимальный размер ответственности самого заказчика может составить 20% от цены контракта. Неравенство заказчика и поставщика вновь сохранено, но, по крайней мере, обозначен верхний порог суммы неустойки, которая ограничена ценой контракта.

Информацию по государственным контрактам, а также срокам их исполнения можно получить из ежедневно обновляемой базы данных Глобас-i® информационного агентства Credinform.