Информационное агентство Credinform ппредставляет рэнкинг крупнейших российских производителей хлебобулочных и кондитерских изделий. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2016 и 2015 годы) компании (ТОП-10). Далее они были ранжированы по коэффициенту оборачиваемости активов (Таблица 1). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Оборачиваемость активов рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов компании за период. Показатель относится к группе коэффициентов деловой активности и характеризует эффективность использования компанией всех имеющихся в распоряжении ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.
Специалистами Информационного агентства Credinform, с учетом фактического положения дел как в целом в экономике, так и в отраслях, разработан и реализован в Информационно-аналитической системе Глобас расчет практических значений финансовых коэффициентов, которые могут быть признаны нормальными для конкретной отрасли. Для производителей хлебобулочных и кондитерских изделий практическое значение коэффициентов оборачиваемости активов в 2016 году составило от 1,79 раза и от 1,38 раза, соответственно.
Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность показателей и финансовых коэффициентов.
Наименование, ИНН, регион | Выручка, млн руб. | Чистая прибыль, млн руб. | Оборачиваемость активов, раз | Индекс платежеспособности Глобас | |||
2015 г. | 2016 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2015 г. | 2016 г. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ООО ФАЦЕР ИНН 7810356819 Санкт-Петербург Производство хлеба и мучных кондитерских изделий |
10 154 | 18 57 | -300 | 812 | 1,77 | 3,11 | 175 Наивысший |
НАО КАРАВАЙ ИНН 7830000360 Санкт-Петербург Производство хлеба и мучных кондитерских изделий |
8 600 | 8 947 | 98 | -138 | 3,04 | 2,96 | 221 Высокий |
ООО КЕЛЛОГГ РУС ИНН 3661048688 Воронежская область Производство сухарей, печенья и прочих сухарных хлебобулочных изделий, производство мучных кондитерских изделий, тортов, пирожных, пирогов и бисквитов, предназначенных для длительного хранения |
8 291 | 10 471 | -1 394 | -169 | 2,23 | 2,57 | 273 Высокий |
НАО ХЛЕБПРОМ ИНН 7448027569 Челябинская область Производство сухарей, печенья и прочих сухарных хлебобулочных изделий, производство мучных кондитерских изделий, тортов, пирожных, пирогов и бисквитов, предназначенных для длительного хранения |
10 049 | 11 498 | 108 | 384 | 2,06 | 2,37 | 201 Высокий |
ООО МОН ДЭЛИС РУСЬ ИНН 3321020710 Владимирская область Производство шоколада и сахаристых кондитерских изделий |
58 590 | 56 862 | 576 | 1 152 | 2,13 | 2,31 | 232 Высокий |
НАО ФЕРРЕРО РУССИЯ ИНН 5044018861 Владимирская область Производство шоколада и сахаристых кондитерских изделий |
33 623 | 38 418 | 2 839 | 4 300 | 1,63 | 1,75 | 146 Наивысший |
ООО БАРРИ КАЛЛЕБАУТ НЛ РАША ИНН 5048014441 Московская область Производство какао, шоколада и сахаристых кондитерских изделий |
6 437 | 6 952 | 1 012 | 908 | 1,83 | 1,55 | 176 Наивысший |
ООО МАРС ИНН 5045016560 Московская область Производство шоколада и сахаристых кондитерских изделий |
93 951 | 102 581 | 14 669 | 16 717 | 1,03 | 1,02 | 190 Наивысший |
ООО КДВ ЯШКИНО ИНН 4246006730 Кемеровская область Производство сухарей, печенья и прочих сухарных хлебобулочных изделий, производство мучных кондитерских изделий, тортов, пирожных, пирогов и бисквитов, предназначенных для длительного хранения |
9 698 | 10 089 | 159 | 30 | 1,00 | 0,90 | 253 Высокий |
ПАО КОНДИТЕРСКИЙ КОНЦЕРН БАБАЕВСКИЙ ИНН 7708029391 г. Москва Производство шоколада и сахаристых кондитерских изделий |
9 853 | 9 535 | 719 | 245 | 0,68 | 0,67 | 200 Высокий |
Итого по компаниям ТОП-10 | 249 247 | 273 609 | 18 485 | 24 242 | |||
Среднее значение по компаниям ТОП-10 | 24 925 | 27 361 | 1 849 | 2 424 | 1,74 | 1,92 | |
Среднее отраслевое значение по производству кондитерских изделий | 846 | 881 | 47 | 52 | 1,31 | 1,38 | |
Среднее отраслевое значение по производству хлебобулочных изделий | 75 | 78 | 1 | 2 | 1,80 | 1,79 |
Среднее значение коэффициента оборачиваемости активов компаний ТОП-10 выше среднеотраслевых значений. Две компании из ТОП-10 в 2015 — 2016 годах увеличили показатели выручки и чистой прибыли по сравнению с предыдущими периодами (отмечено зеленым цветом в столбцах 2 — 5 Таблицы 1). Остальные компании показатели выручки или прибыли снизили, либо имеют убыток (выделено красной заливкой в столбцах 2 — 5 Таблицы 1).
Средние отраслевые показатели коэффициентов оборачиваемости активов в течение последних 10 лет имеют тенденции к снижению (Рисунок 2).
В 2017 г. Россия экспортировала на мировой рынок товаров и услуг общей стоимостью 353 млрд долларов США, что на 25% больше, чем годом ранее. Несмотря на внушительный рост, доля страны в мировом экспорте пока не превышает 2%.
Стратегически экспорт является инструментом активизации имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществ любой экономики в международном разделении труда.
Максимальный объём российского экспорта был отмечен в 2012 г. — 527 млрд долларов США (см. рисунок 1). Однако после начала санкционных войн и девальвации рубля экспорт по итогам 2016 г. упал почти в 2 раза — до 282 млрд долларов. При сохранении положительной тенденции января-февраля 2018 г., выражающейся в росте экспорта на 26% к аналогичному уровню 2017 г., по итогам текущего года можно ожидать увеличение показателя до 445 млрд долларов, что вернёт Россию в Топ-10 крупнейших стран-экспортёров.
Анализируя российский экспорт, можно отметить ряд особенностей:
1. Небольшая доля в мировом разделении труда
Доля России в мировом разделении труда остаётся незначительной. При всём научно-технологическом и кадровом потенциале наша страна занимает лишь 13-ю строчку по объёму поставок товаров и услуг на мировой рынок, что в целом соответствует ее текущему экономическому развитию: отношение экспорта к ВВП близко к среднемировому значению — 22,4% (см. таблицу 1). По общему объёму экспорта РФ уступает таким странам как Сингапур, Мексика, Канада.
Китай не первый год удерживает лидирующую позицию рейтинга. Общий объем экспорта Поднебесной в 2017 г. достиг 2 698 млрд долларов, что составляет 15,6% общемирового показателя. США и Германия занимают 2-ю и 3-ю строки рейтинга. Характерной особенностью является тот факт, что при столь масштабном объёме экспорта из США, его денежное отношение к ВВП весьма скромно — лишь 8,1%, тогда как в Германии он достигает 38%. Таким образом, в относительном выражении экспортный потенциал Германии в 4,8 раза выше, чем США; экспортный потенциал России больше американского в 2,8 раза.
Место | Страна | Объем экспорта товаров и услуг в 2017 г., млрд долл. США | Доля в мировом экспорте, % | Экспорт по отношению к номинальному ВВП, % |
1 | Китай (вкл. Гонконг и Макао, искл. Тайвань) |
2 698 | 15,6 | 21,7 |
2 | США | 1 576 | 9,1 | 8,1 |
3 | Германия | 1 401 | 8,1 | 38,0 |
4 | Япония | 683 | 3,9 | 14,0 |
5 | Южная Корея | 552 | 3,2 | 35,9 |
6 | Франция | 541 | 3,1 | 20,9 |
7 | Нидерланды | 526 | 3,0 | 63,7 |
8 | Италия | 499 | 2,9 | 25,7 |
9 | Великобритания | 437 | 2,5 | 16,6 |
10 | Канада | 433 | 2,5 | 26,2 |
11 | Мексика | 407 | 2,4 | 35,4 |
12 | Сингапур | 396 | 2,3 | 122,2 |
13 | Россия | 353 | 2,0 | 22,4 |
14 | Тайвань | 345 | 2,0 | 59,6 |
15 | Швейцария | 337 | 1,9 | 49,6 |
16 | ОАЭ | 315 | 1,8 | 83,6 |
17 | Бельгия | 309 | 1,8 | 62,4 |
18 | Испания | 302 | 1,7 | 23,0 |
19 | Индия | 299 | 1,7 | 11,5 |
20 | Саудовская Аравия | 231 | 1,3 | 33,8 |
Топ-20 | 12 640 | 73,0 | 20,6 | |
Все страны | 17 310 | 100 | 21,7 |
2. Несбалансированность структуры экспорта
В структуре российского экспорта по итогам 2013 г. большая часть приходилась на минеральное топливо, нефть и газ — 70%. В 2017 г. доля этой продукции снизилась до 59%, но всё ещё превосходит долю всех других товаров в общем объёме экспорта.
3. Зависимость экспорта от стран, проводящих политику санкционного давления и политической конфронтации
В Топ-10 стран-импортёров российских товаров и услуг входят в том числе страны, которые особенно активно проводят враждебную политику санкционного ограничения отечественных компаний и ведущих топ-менеджеров: США (6-е место), Япония (7-е место) и Украина (8-место).
Однако основное направление российского экспорта сосредоточено на странах ЕС — 44,6% от общего объема в денежном выражении (см. таблицу 2). Взаимная зависимость в торговле России и ЕС несколько снижает политические риски и вероятность более глубокой конфронтации, что мы наблюдаем сегодня.
Место | Страна, экономическое объединение | Объем экспорта РФ, млрд долл. США | Доля в общем объеме экспорта, % |
1 | ЕС | 159,7 | 44,6 |
2 | Китай | 38,9 | 10,9 |
3 | ЕАЭС | 33,7 | 9,4 |
4 | Турция | 18,7 | 5,2 |
5 | Южная Корея | 12,3 | 3,4 |
6 | США | 10,6 | 3,0 |
7 | Япония | 10,4 | 2,9 |
8 | Украина | 7,9 | 2,2 |
9 | Индия | 6,4 | 1,8 |
10 | Египет | 6,2 | 1,7 |
Топ-10 | 304,8 | 86,4 |
4. Преобладание доллара США в расчетах за поставки товаров и услуг
Доллар остается основной валютой в структуре расчётов отечественных контрагентов за поставки товаров и услуг по внешнеторговым договорам. В 2017 г. доллар занимал 69% расчётов, евро 15%, российский рубль 15%, иные валюты 2%. При этом, если сравнивать с 2013 г., доля доллара снизалась на 11%, а евро и рубля, напротив, увеличилась на 6% и 5% соответственно.
Экспортируя свои товары и услуги, страна принимает непосредственное участие в международной торговле. Доходы от экспорта позволяют пополнять бюджет и распределять средства на развитие промышленных отраслей, поддержание экономики, социальные выплаты.
Компании, поставляющие свою продукцию на внешний рынок (не в ущерб внутреннему), всегда будут находиться в постоянном поиске новых технологий, способах повышения эффективности, совершенствования логистики и менеджмента. Выход на новые рынки позволяет увеличивать выручку, поднимать уровень оплаты труда, расширять персонал, и тем самым влиять на уровень благосостояния внутри страны.
Конкурентоспособность определяет успех как отдельно взятой компании, так и государства в целом. Увеличивая долю во внешней торговле, Россия могла бы избежать опасного противостояния со странами Запада.
По словам политика и писателя эпохи Французской революции Бенжамена Констана, «... Война — это порыв, торговля — расчет. Но именно поэтому должно наступить время, когда торговля заменит войну. Мы подошли к такому времени».