Рэнкинг
Оборачиваемость активов крупнейших российских производителей хлебобулочных и кондитерских изделий

Информационное агентство Credinform ппредставляет рэнкинг крупнейших российских производителей хлебобулочных и кондитерских изделий. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2016 и 2015 годы) компании (ТОП-10). Далее они были ранжированы по коэффициенту оборачиваемости активов (Таблица 1). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.

Оборачиваемость активов рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов компании за период. Показатель относится к группе коэффициентов деловой активности и характеризует эффективность использования компанией всех имеющихся в распоряжении ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.

Специалистами Информационного агентства Credinform, с учетом фактического положения дел как в целом в экономике, так и в отраслях, разработан и реализован в Информационно-аналитической системе Глобас расчет практических значений финансовых коэффициентов, которые могут быть признаны нормальными для конкретной отрасли. Для производителей хлебобулочных и кондитерских изделий практическое значение коэффициентов оборачиваемости активов в 2016 году составило от 1,79 раза и от 1,38 раза, соответственно.

Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность показателей и финансовых коэффициентов.

Таблица 1. Чистая прибыль, выручка, оборачиваемость активов, индекс платежеспособности Глобас крупнейших российских производителей хлебобулочных и кондитерских изделий (ТОП-10)
Наименование, ИНН, регион Выручка, млн руб. Чистая прибыль, млн руб. Оборачиваемость активов, раз Индекс платежеспособности Глобас
2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г.
1 2 3 4 5 6 7 8
ООО ФАЦЕР
ИНН 7810356819
Санкт-Петербург
Производство хлеба и мучных кондитерских изделий
10 154 18  57 -300 812 1,77 3,11 175 Наивысший
НАО КАРАВАЙ
ИНН 7830000360
Санкт-Петербург
Производство хлеба и мучных кондитерских изделий
8  600 8  947 98 -138 3,04 2,96 221 Высокий
ООО КЕЛЛОГГ РУС
ИНН 3661048688
Воронежская область
Производство сухарей, печенья и прочих сухарных хлебобулочных изделий, производство мучных кондитерских изделий, тортов, пирожных, пирогов и бисквитов, предназначенных для длительного хранения
8 291 10 471 -1 394 -169 2,23 2,57 273 Высокий
НАО ХЛЕБПРОМ
ИНН 7448027569
Челябинская область
Производство сухарей, печенья и прочих сухарных хлебобулочных изделий, производство мучных кондитерских изделий, тортов, пирожных, пирогов и бисквитов, предназначенных для длительного хранения
10 049 11 498 108 384 2,06 2,37 201 Высокий
ООО МОН ДЭЛИС РУСЬ
ИНН 3321020710
Владимирская область
Производство шоколада и сахаристых кондитерских изделий
58 590 56 862 576 1 152 2,13 2,31 232 Высокий
НАО ФЕРРЕРО РУССИЯ
ИНН 5044018861
Владимирская область
Производство шоколада и сахаристых кондитерских изделий
33 623 38 418 2 839 4 300 1,63 1,75 146 Наивысший
ООО БАРРИ КАЛЛЕБАУТ НЛ РАША
ИНН 5048014441
Московская область
Производство какао, шоколада и сахаристых кондитерских изделий
6 437 6 952 1 012 908 1,83 1,55 176 Наивысший
ООО МАРС
ИНН 5045016560
Московская область
Производство шоколада и сахаристых кондитерских изделий
93 951 102 581 14 669 16 717 1,03 1,02 190 Наивысший
ООО КДВ ЯШКИНО
ИНН 4246006730
Кемеровская область
Производство сухарей, печенья и прочих сухарных хлебобулочных изделий, производство мучных кондитерских изделий, тортов, пирожных, пирогов и бисквитов, предназначенных для длительного хранения
9 698 10 089 159 30 1,00 0,90 253 Высокий
ПАО КОНДИТЕРСКИЙ КОНЦЕРН БАБАЕВСКИЙ
ИНН 7708029391
г. Москва
Производство шоколада и сахаристых кондитерских изделий
9 853 9 535 719 245 0,68 0,67 200 Высокий
Итого по компаниям ТОП-10 249 247 273 609 18 485 24 242      
Среднее значение по компаниям ТОП-10 24 925 27 361 1 849 2 424 1,74 1,92  
Среднее отраслевое значение по производству кондитерских изделий 846 881 47 52 1,31 1,38  
Среднее отраслевое значение по производству хлебобулочных изделий 75 78 1 2 1,80 1,79  

Среднее значение коэффициента оборачиваемости активов компаний ТОП-10 выше среднеотраслевых значений. Две компании из ТОП-10 в 2015 — 2016 годах увеличили показатели выручки и чистой прибыли по сравнению с предыдущими периодами (отмечено зеленым цветом в столбцах 2 — 5 Таблицы 1). Остальные компании показатели выручки или прибыли снизили, либо имеют убыток (выделено красной заливкой в столбцах 2 — 5 Таблицы 1).

Рисунок 1. Оборачиваемость активов и выручка крупнейших российских производителей хлебобулочных и кондитерских изделий (ТОП-10) Рисунок 1. Оборачиваемость активов и выручка крупнейших российских производителей хлебобулочных и кондитерских изделий (ТОП-10)

Средние отраслевые показатели коэффициентов оборачиваемости активов в течение последних 10 лет имеют тенденции к снижению (Рисунок 2).

Рисунок 2. Изменение средних отраслевых значений коэффициентов оборачиваемости активов крупнейших российских производителей хлебобулочных и кондитерских изделий в 2007 — 2016 годах Рисунок 2. Изменение средних отраслевых значений коэффициентов оборачиваемости активов крупнейших российских производителей хлебобулочных и кондитерских изделий в 2007 — 2016 годах
Вестник
Россия восстанавливает позиции в международной торговле

В 2017 г. Россия экспортировала на мировой рынок товаров и услуг общей стоимостью 353 млрд долларов США, что на 25% больше, чем годом ранее. Несмотря на внушительный рост, доля страны в мировом экспорте пока не превышает 2%.

Стратегически экспорт является инструментом активизации имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществ любой экономики в международном разделении труда.

Максимальный объём российского экспорта был отмечен в 2012 г. — 527 млрд долларов США (см. рисунок 1). Однако после начала санкционных войн и девальвации рубля экспорт по итогам 2016 г. упал почти в 2 раза — до 282 млрд долларов. При сохранении положительной тенденции января-февраля 2018 г., выражающейся в росте экспорта на 26% к аналогичному уровню 2017 г., по итогам текущего года можно ожидать увеличение показателя до 445 млрд долларов, что вернёт Россию в Топ-10 крупнейших стран-экспортёров.

Рисунок 1. Динамика российского экспорта по методологии платёжного баланса, млрд долларов США Рисунок 1. Динамика российского экспорта по методологии платёжного баланса, млрд долларов США

Анализируя российский экспорт, можно отметить ряд особенностей:

1. Небольшая доля в мировом разделении труда

Доля России в мировом разделении труда остаётся незначительной. При всём научно-технологическом и кадровом потенциале наша страна занимает лишь 13-ю строчку по объёму поставок товаров и услуг на мировой рынок, что в целом соответствует ее текущему экономическому развитию: отношение экспорта к ВВП близко к среднемировому значению — 22,4% (см. таблицу 1). По общему объёму экспорта РФ уступает таким странам как Сингапур, Мексика, Канада.

Китай не первый год удерживает лидирующую позицию рейтинга. Общий объем экспорта Поднебесной в 2017 г. достиг 2 698 млрд долларов, что составляет 15,6% общемирового показателя. США и Германия занимают 2-ю и 3-ю строки рейтинга. Характерной особенностью является тот факт, что при столь масштабном объёме экспорта из США, его денежное отношение к ВВП весьма скромно — лишь 8,1%, тогда как в Германии он достигает 38%. Таким образом, в относительном выражении экспортный потенциал Германии в 4,8 раза выше, чем США; экспортный потенциал России больше американского в 2,8 раза.

Таблица 1. Основные страны-экспортёры товаров и услуг (Топ-20), доля стран в мировом экспорте, доля экспорта по отношению к национальному ВВП.
Место Страна Объем экспорта товаров и услуг в 2017 г., млрд долл. США Доля в мировом экспорте, % Экспорт по отношению к номинальному ВВП, %
1 Китай
(вкл. Гонконг и Макао, искл. Тайвань)
2 698 15,6 21,7
2 США 1 576 9,1 8,1
3 Германия 1 401 8,1 38,0
4 Япония 683 3,9 14,0
5 Южная Корея 552 3,2 35,9
6 Франция 541 3,1 20,9
7 Нидерланды 526 3,0 63,7
8 Италия 499 2,9 25,7
9 Великобритания 437 2,5 16,6
10 Канада 433 2,5 26,2
11 Мексика 407 2,4 35,4
12 Сингапур 396 2,3 122,2
13 Россия 353 2,0 22,4
14 Тайвань 345 2,0 59,6
15 Швейцария 337 1,9 49,6
16 ОАЭ 315 1,8 83,6
17 Бельгия 309 1,8 62,4
18 Испания 302 1,7 23,0
19 Индия 299 1,7 11,5
20 Саудовская Аравия 231 1,3 33,8
Топ-20 12 640 73,0 20,6
Все страны 17 310 100 21,7

2. Несбалансированность структуры экспорта

В структуре российского экспорта по итогам 2013 г. большая часть приходилась на минеральное топливо, нефть и газ — 70%. В 2017 г. доля этой продукции снизилась до 59%, но всё ещё превосходит долю всех других товаров в общем объёме экспорта.

3. Зависимость экспорта от стран, проводящих политику санкционного давления и политической конфронтации

В Топ-10 стран-импортёров российских товаров и услуг входят в том числе страны, которые особенно активно проводят враждебную политику санкционного ограничения отечественных компаний и ведущих топ-менеджеров: США (6-е место), Япония (7-е место) и Украина (8-место).

Однако основное направление российского экспорта сосредоточено на странах ЕС — 44,6% от общего объема в денежном выражении (см. таблицу 2). Взаимная зависимость в торговле России и ЕС несколько снижает политические риски и вероятность более глубокой конфронтации, что мы наблюдаем сегодня.

Таблица 2. Основные направления российского экспорта по странам и экономическим объединениям, 2017 г.
Место Страна, экономическое объединение Объем экспорта РФ, млрд долл. США Доля в общем объеме экспорта, %
1 ЕС 159,7 44,6
2 Китай 38,9 10,9
3 ЕАЭС 33,7 9,4
4 Турция 18,7 5,2
5 Южная Корея 12,3 3,4
6 США 10,6 3,0
7 Япония 10,4 2,9
8 Украина 7,9 2,2
9 Индия 6,4 1,8
10 Египет 6,2 1,7
Топ-10 304,8 86,4

4. Преобладание доллара США в расчетах за поставки товаров и услуг

Доллар остается основной валютой в структуре расчётов отечественных контрагентов за поставки товаров и услуг по внешнеторговым договорам. В 2017 г. доллар занимал 69% расчётов, евро 15%, российский рубль 15%, иные валюты 2%. При этом, если сравнивать с 2013 г., доля доллара снизалась на 11%, а евро и рубля, напротив, увеличилась на 6% и 5% соответственно.

Рисунок 2. Валютная структура расчетов за поставки российских товаров и оказание услуг по внешнеторговым договорам, динамика Рисунок 2. Валютная структура расчетов за поставки российских товаров и оказание услуг по внешнеторговым договорам, динамика

Экспортируя свои товары и услуги, страна принимает непосредственное участие в международной торговле. Доходы от экспорта позволяют пополнять бюджет и распределять средства на развитие промышленных отраслей, поддержание экономики, социальные выплаты.

Компании, поставляющие свою продукцию на внешний рынок (не в ущерб внутреннему), всегда будут находиться в постоянном поиске новых технологий, способах повышения эффективности, совершенствования логистики и менеджмента. Выход на новые рынки позволяет увеличивать выручку, поднимать уровень оплаты труда, расширять персонал, и тем самым влиять на уровень благосостояния внутри страны.

Конкурентоспособность определяет успех как отдельно взятой компании, так и государства в целом. Увеличивая долю во внешней торговле, Россия могла бы избежать опасного противостояния со странами Запада.

По словам политика и писателя эпохи Французской революции Бенжамена Констана, «... Война — это порыв, торговля — расчет. Но именно поэтому должно наступить время, когда торговля заменит войну. Мы подошли к такому времени».