Статья
О заграничных активах россиян

С 01 января 2015 года Федеральным законом №376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» поэтапно вводилась обязанность налогоплательщиков сообщать в налоговые органы о наличии иностранных активов, счетов в зарубежных банках и другой сопутствующей информации.

Указанные положения и нормы получили дальнейшее развитие в последующих федеральных законах:

  • «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», №347-ФЗ от 04.11.2014;
  • «О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса РФ и статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)», №85-ФЗ от 06.04.2015;
  • «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)», №150-ФЗ от 08.06.2015 и других.

На сегодняшний день сосчитать, какое количество граждан имеют бизнес или банковские счета за рубежом, не представляется возможным. Эксперты оценивают их в сотни тысяч. В первую очередь счета открывают покупатели зарубежной недвижимости, так как с них удобно платить за коммунальные услуги, получать арендные платежи, или денежные средства от продажи недвижимости и т.п. Российские граждане, имеющие бизнес за рубежом, не спешат уведомлять государство, ФНС РФ в частности, о своих зарубежных активах, придумывая различные способы ухода.

Наибольшей популярностью среди российских граждан, имеющих на зарубежных счетах от 1 млн долларов США, по данным аналитиков, пользуются переезд за границу, или потеря статуса налогового резидентства России путем проживания в стране менее 183 дней или оформление иностранного гражданства. В последнем случае помогают программы инвестиционного гражданства и резидентства. Главной причиной смены гражданства является не столько увеличение налоговой нагрузки, сколько нежелание, чтобы об активах за рубежом узнало государство. При этом на реальную эмиграцию решаются владельцы состояний от 30 млн долларов США.

Иной способ ухода от информирования ФНС РФ сводится к смене бенефициаров путем переписывания своих активов на третьих лиц, фонды и трастовые компании. Эксперты также отмечают, что одним из способов является перевод денежных средств со счетов в иностранных банках в другие виды активов. Наконец, среди самых легких, но менее востребованных, оказался способ простого закрытия счета за границей. В этом случае деньги вернулись в Россию, либо были переведены в так называемые безопасные юрисдикции.

Безопасными юрисдикциями считаются те страны, которые не присоединились к соглашению об автоматическом стандартизированном обмене налоговыми органами различных стран информацией о налогоплательщиках, которое Россия подписала в мае 2016 года. Согласно соглашению, ФНС РФ будет получать сведения о российских резидентах, имеющих свой бизнес за рубежом. Обмен финансовой информацией с налоговыми службами других стран начнет происходить с 2018 года по сведениям за 2017 год.

Однако эти безопасные юрисдикции можно считать условными, так как, одобряя автоматический обмен налоговой информацией, страны G20 договорились применять санкции к государствам, которые не участвуют в обмене налоговой информацией. Прибыль контролируемых иностранных компаний, расположенных в данных юрисдикциях, согласно российскому законодательству не будет освобождаться от налогообложения.

Следует подчеркнуть, что сокрытие данных о зарубежных счетах может повлечь наложение штрафов в соответствии с налоговым и валютным законодательством. Например, уклонением от уплаты налогов может квалифицироваться случай не сообщения в налоговую службу о своем счете за границей и получение на него доходов в течение многих лет. В этом случае ФНС РФ потребует доплатить налоги и выпишет штраф на сумму от 100 тыс. до 300 тыс. рублей в зависимости от недоплаченной суммы.

Статья
Изменения в законодательстве об уголовной ответственности предпринимателей

Президентом России подписан Федеральный закон от 19.12.2016 №436-ФЗ «О внесении изменений в статью 299 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Закон ужесточил ответственность правоохранительных органов за безосновательное преследование предпринимателей и принуждение их к прекращению ведения бизнеса. В соответствии с новой редакцией ст. 299 УК РФ должностные лица в органах правопорядка могут быть подвергнуты уголовному преследованию за незаконное возбуждение уголовных дел, которые связаны с их личной заинтересованностью в прекращении хозяйственной деятельности предпринимателя. Такое нарушение влечет наказание для должностных лиц в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет.

Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности теперь наказывается лишением свободы на срок до 7 лет. Такое же нарушение, связанное с обвинением в совершении тяжкого и особо тяжкого преступления или повлекшее причинение крупного ущерба или тяжкие последствия, - влечет лишение свободы на срок от 5 до 10 лет.

При этом крупным признается ущерб, превышающий полтора миллиона рублей.

Необходимо отметить, что ранее Пленум Верховного суда России принял постановление, защищающее предпринимателей от необоснованного уголовного преследования.

В Уголовно-процессуальном кодексе РФ содержатся нормы, запрещающие арестовывать на время следствия предпринимателей, обвиняемых в преступлениях экономической направленности. Это касается статей о мошенничестве, присвоении или растрате денежных средств, причинении ущерба путем злоупотребления доверием. Помимо этого, арест не может быть применен к обвиняемым по делам о незаконной предпринимательской и банковской деятельности; легализации денежных средств, приобретенных преступным путем; об ограничении конкуренции. Правоприменительная практика показала, что перечисленные выше нормы нуждаются в дополнительных разъяснениях.

Постановление Верховного суда поясняет, что запрещено брать под стражу предпринимателей уже судимых ранее, но за неэкономические преступления, при условии впервые совершенного им экономического преступления.

Верховный суд запретил возбуждать уголовные дела против предпринимателей по статье «Мошенничество» без наличия заявления от потерпевших.

По мнению экспертов, все перечисленные выше изменения будут способствовать гуманизации уголовного законодательства в отношении предпринимателей и позволят в дальнейшем создать условия для снижения давления на бизнес и улучшения делового климата в целом.

Принимаемые в последние годы меры по совершенствованию законодательства уже дают положительные результаты по сокращению числа необоснованно привлеченных к уголовной ответственности граждан. Об этом говорят данные Генеральной Прокуратуры РФ (Рисунок 1).

Число лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности (в относительном выражении на 1000 обвиняемых); условных единиц
Рисунок 1. Число лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности (в относительном выражении на 1000 обвиняемых); условных единиц