По данным Информационно-аналитической системы ГЛОБАС-i, в России зарегистрировано 44 160 компаний, работающих в сфере деятельности туристических агентств, из них только 1 500 организаций предоставили бухгалтерскую отчётность в Росстат за 2011 год - последний отчетный период.
Исходя из отчётности, объём рынка туристических услуг в России на 2011 год составляет более 54 млрд. руб. За прошлый отчётный период (2010 г.) этот показатель оказался на отметке в 37 млрд. руб. Изменение составило 47%. Однако чистая прибыль туристических компаний в 2011 году снизилась на 52% (340 млн. руб.). Уменьшение размера чистой прибыли при увеличении объемов реализации может говорить о снижении эффективности функционирования отрасли, в том числе о падении рентабельности продаж, отражающей способность компаний контролировать свои издержки.
По данным Информационного Агентства Credinform большинство компаний (44%), занятых в туристической отрасли и предоставивших отчётность за 2011 год, имеют удовлетворительный индекс платёжеспособности ГЛОБАС-i. На выполнение их долговых обязательств значительное влияние может оказывать изменение экономической ситуации. Однако предприятий с высоким индексом платёжеспособности в этой отрасли в России также достаточно много (42%). Риск невыполнения финансовых обязательств у таких организаций незначителен. Низкий индекс платёжеспособности присвоен 11% из всех сдавших отчётность. У этой группы высокая зависимость не только от изменения экономической ситуации, но и от заёмных средств. К сожалению, в России крайне мало туристических компаний с максимальным наивысшим индексом – всего 3%. С точки зрения сотрудничества, получения прибыли и минимизации рисков, предприятия данной группы были бы наиболее привлекательными для инвестирования и заключения контрактов.
№ | Наименование | ИНН | Оборот, тыс. руб., 2011 г. | Чистая прибыль, тыс. руб., 2011 г. | Индекс платёжеспособности |
1 | ЗАО ФИРМА НЕВА | 7813034418 | 3 684 068,00 | 401,00 | 255 (высокий) |
2 | ООО Верса | 7802137274 | 3 392 209,00 | 10 993,00 | 223 (высокий) |
3 | ООО СОЛВЕКС-ТУРНЕ | 7813080157 | 2 514 081,00 | 2 228,00 | 217 (высокий) |
4 | ООО Южный Крест Трэвел | 7707650655 | 2 169 558,00 | 4 871,00 | 257 (высокий) |
5 | ООО АкадемСервис | 5024053441 | 1 766 151,00 | 5 239,00 | 241 (высокий) |
6 | ООО ВодоходЪ | 7707511820 | 1 748 113,00 | 24 314,00 | 260 (высокий) |
7 | ЗАО Сирена-Трэвел | 7714171484 | 1 212 948,00 | 437 080,00 | 153 (наивысший) |
8 | ЗАО АгентствоДАВС | 7704524814 | 631 860,00 | 45 258,00 | 173 (наивысший) |
9 | ОАО Хабаровская компания по иностранному туризму и коммерции Интур-Хабаровск | 2702032046 | 615 755,00 | 11 364,00 | 204 (высокий) |
10 | ООО Интерком | 7708676102 | 606 822,000 | 76 531,00 | 284 (высокий) |
По итогам 2011 года наметилась и положительная тенденция: в выборку действующих туристических компаний не попала ни одна организация с неудовлетворительным индексом платёжеспособности, при котором сотрудничество с такими компаниями рекомендуется отклонять.
Основную часть выручки турфирмы России получают, отправляя граждан за рубеж. По данным Росстата в 2012 году с целью туризма россияне совершили 15,332 млн. поездок, и это на 5,8% больше чем в 2011 году. Однако, сравнив рост зарубежных туристических путешествий сограждан в предыдущие годы, можно сделать вывод, о том, что 2012 год характеризовался достаточно вялым интересом к выездному туризму. К примеру, в 2011 году по сравнению с 2010-м рост составил 15%, а в 2010-м относительно 2009-го – 32%.
Подобное развитие туристического рынка некоторые эксперты объясняют снижением покупательной способности населения. Также среди возможных причин можно назвать увеличение в 2012 году стоимости турпакетов, что снизило спрос на массовых направлениях. Рост стоимости путёвок был обусловлен более внимательным подходом туроператоров к вопросам ценообразования. После рекордного количества банкротств, отмеченных в прошлом году на туристическом рынке, эксперты заметили снижение активности демпинговых войн, в результате чего снизилось количество горящих туров.
Наиболее популярными направлениями для зарубежного отдыха россиян по-прежнему остаются Турция, Египет, Китай, Таиланд и Испания. Скорее всего, в текущем году положение первой тройки не изменится, хотя, по некоторым оценкам, подняться до третьего места имеет все шансы Испания, в последние годы это направление демонстрирует стабильный рост и интерес у наших туристов.
Интересно, что максимальный рост количества поездок за границу относительно 2011 г. показали Эмираты. Здесь количество путешественников из России увеличилось на 39%. Турция же, несмотря на максимальные показатели количества турпоездок, потеряла 6% относительно показателей 2011 г. Достаточно неожиданным стали показатели по Финляндии: посещение страны с целью туризма снизилось на 44% в 2012 г. Скорее всего это связано с перераспределением въезда по целям прибытия. Россияне, въезжая по многократным визам за покупками, чаше стали указывать цель прибытия «частную», а не «туристическую».
Основной проблемой прошлого сезона оставались банкротства туроператоров и турагентств. Чтобы избежать подобных массовых случаев с этого года кроме расходов на страхование операторы должны будут платить взносы в фонд экстренной помощи туристам. Ежегодный взнос составит 0,1% от оборота, но не менее 100 000 рублей. Однако остаётся открытым вопрос, все ли туристические компании смогут оплатить такую сумму без ущерба для бизнеса и как это отразится на ценах турпродуктов.
Одним из способов снижения рисков сотрудничества с недобросовестными туроператорами является получение информации из ежедневно обновляемой базы данных ГЛОБАС-i® Информационного Агентства Credinform.
Информационное агентство Крединформ подготовило рэнкинг «Рентабельность продаж производителей резиновых изделий (шин, покрышек, камер и т.д.) в Российской Федерации». Для данного рэнкинга нами были отобраны крупнейшие по объему выручки производители резиновых изделий в РФ, затем данные производители были ранжированы по показателю «рентабельность продаж».
Указанный финансовый показатель относится к коэффициентам рентабельности и характеризует операционную эффективность компании. Данные показатели интересны, в первую очередь, для инвесторов и собственников, т.к. показатель характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности и показывает, сколько предприятие имеет чистой прибыли с рубля продаж. В частности, рассматриваемый показатель – рентабельность продаж – является отношением чистой прибыли к величине выручки от всех видов продаж и демонстрирует долю чистой прибыли в объеме продаж предприятия. Рекомендуемое значение для рассматриваемого показателя изменяются в зависимости от отрасли. В данном случае этот показатель должен попадать в диапазон значений 0-5.
№ | Наименование | ИНН | Оборот за 2011, млн.руб. | Рентабельность продаж | Индекс платёжеспособности |
1 | ЗАО Кордиант-Восток | 5506024164 | 2 894,57 | -3,137 | 278 (высокий) |
2 | ОАО Нижнекамскшина | 1651000027 | 23 765,53 | 0,132 | 267 (высокий) |
3 | ОАО Уральский завод резиновых технических изделий | 6664002550 | 2 329,06 | 1,274 | 281 (высокий) |
4 | ОАО Волтайр-Пром | 3435900531 | 7 015,56 | 1,415 | 238 (высокий) |
5 | ООО АвтоШинная Компания | 2466084120 | 4 524,38 | 1,639 | 229 (высокий) |
6 | ОАО Омскшина | 5506007419 | 11 844,30 | 3,148 | 199 (наивысший) |
7 | ОАО Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции шинный завод | 7601001509 | 7 794,49 | 5,020 | 225 (высокий) |
8 | ОАО Курскрезинотехника | 4632001454 | 4 958,73 | 7,598 | 184 (наивысший) |
9 | ООО МИШЛЕН Русская Компания по производству шин | 5073007462 | 15 994,45 | 8,169 | 234 (высокий) |
10 | ООО Нокиан Тайерс | 4703073810 | 15 691,32 | 19,033 | 187 (наивысший) |
Всем компаниям из первой десятки наиболее крупных по обороту Агентством Крединформ был присвоен наивысший и высокий индекс платёжеспособности, что подтверждает эффективность их деловой активности.
Показатель рентабельности продаж ЗАО Кордиант-Восток отрицательный, однако, остальные финансовые показатели говорят о хорошем уровне платёжеспособности компании, что и подтверждается высоким индексом ГЛОБАС-i. Показатели рентабельности продаж ОАО Нижнекамскшина, ОАО Уральский завод резиновых технических изделий, ОАО Волтайр-Пром, ООО АвтоШинная Компания и ОАО Омскшина попадают в диапазон нормальных значений по отрасли производства резиновых изделий.
ОАО Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции шинный завод, ОАО Курскрезинотехника, ООО МИШЛЕН Русская Компания по производству шин и ООО Нокиан Тайерс превысили рекомендуемое значение рентабельности продаж.
Для сохранения рыночной устойчивости и обеспечения возможностей для дальнейшего развития данным предприятиям необходимо больше внимания уделять рентабельности продаж, а также более эффективно управлять своей структурой пассивов.