Вестник
Рост туристических поездок россиян в прошлом году оказался ниже среднего

По данным Информационно-аналитической системы ГЛОБАС-i, в России зарегистрировано 44 160 компаний, работающих в сфере деятельности туристических агентств, из них только 1 500 организаций предоставили бухгалтерскую отчётность в Росстат за 2011 год - последний отчетный период.

Исходя из отчётности, объём рынка туристических услуг в России на 2011 год составляет более 54 млрд. руб. За прошлый отчётный период (2010 г.) этот показатель оказался на отметке в 37 млрд. руб. Изменение составило 47%. Однако чистая прибыль туристических компаний в 2011 году снизилась на 52% (340 млн. руб.). Уменьшение размера чистой прибыли при увеличении объемов реализации может говорить о снижении эффективности функционирования отрасли, в том числе о падении рентабельности продаж, отражающей способность компаний контролировать свои издержки.

По данным Информационного Агентства Credinform большинство компаний (44%), занятых в туристической отрасли и предоставивших отчётность за 2011 год, имеют удовлетворительный индекс платёжеспособности ГЛОБАС-i. На выполнение их долговых обязательств значительное влияние может оказывать изменение экономической ситуации. Однако предприятий с высоким индексом платёжеспособности в этой отрасли в России также достаточно много (42%). Риск невыполнения финансовых обязательств у таких организаций незначителен. Низкий индекс платёжеспособности присвоен 11% из всех сдавших отчётность. У этой группы высокая зависимость не только от изменения экономической ситуации, но и от заёмных средств. К сожалению, в России крайне мало туристических компаний с максимальным наивысшим индексом – всего 3%. С точки зрения сотрудничества, получения прибыли и минимизации рисков, предприятия данной группы были бы наиболее привлекательными для инвестирования и заключения контрактов.

Индекс платёжеспособности и чистая прибыль ТОП-10 туристических операторов России
(Компании ранжированы по обороту)
Наименование ИНН Оборот, тыс. руб., 2011 г. Чистая прибыль, тыс. руб., 2011 г. Индекс платёжеспособности
1 ЗАО ФИРМА НЕВА 7813034418 3 684 068,00   401,00 255 (высокий)
2 ООО Верса 7802137274 3 392 209,00 10 993,00 223 (высокий)
3 ООО СОЛВЕКС-ТУРНЕ 7813080157 2 514 081,00 2 228,00 217 (высокий)
4 ООО Южный Крест Трэвел 7707650655 2 169 558,00 4 871,00 257 (высокий)
5 ООО АкадемСервис 5024053441 1 766 151,00 5 239,00 241 (высокий)
6 ООО ВодоходЪ 7707511820 1 748 113,00 24 314,00 260 (высокий)
7 ЗАО Сирена-Трэвел 7714171484 1 212 948,00 437 080,00 153 (наивысший)
8 ЗАО АгентствоДАВС 7704524814 631 860,00 45 258,00 173 (наивысший)
9 ОАО Хабаровская компания по иностранному туризму и коммерции Интур-Хабаровск 2702032046 615 755,00 11 364,00 204 (высокий)
10 ООО Интерком 7708676102 606 822,000 76 531,00 284 (высокий)

 

По итогам 2011 года наметилась и положительная тенденция: в выборку действующих туристических компаний не попала ни одна организация с неудовлетворительным индексом платёжеспособности, при котором сотрудничество с такими компаниями рекомендуется отклонять.

Основную часть выручки турфирмы России получают, отправляя граждан за рубеж. По данным Росстата в 2012 году с целью туризма россияне совершили 15,332 млн. поездок, и это на 5,8% больше чем в 2011 году. Однако, сравнив рост зарубежных туристических путешествий сограждан в предыдущие годы, можно сделать вывод, о том, что 2012 год характеризовался достаточно вялым интересом к выездному туризму. К примеру, в 2011 году по сравнению с 2010-м рост составил 15%, а в 2010-м относительно 2009-го – 32%.

Подобное развитие туристического рынка некоторые эксперты объясняют снижением покупательной способности населения. Также среди возможных причин можно назвать увеличение в 2012 году стоимости турпакетов, что снизило спрос на массовых направлениях. Рост стоимости путёвок был обусловлен более внимательным подходом туроператоров к вопросам ценообразования. После рекордного количества банкротств, отмеченных в прошлом году на туристическом рынке, эксперты заметили снижение активности демпинговых войн, в результате чего снизилось количество горящих туров.

Наиболее популярными направлениями для зарубежного отдыха россиян по-прежнему остаются Турция, Египет, Китай, Таиланд и Испания. Скорее всего, в текущем году положение первой тройки не изменится, хотя, по некоторым оценкам, подняться до третьего места имеет все шансы Испания, в последние годы это направление демонстрирует стабильный рост и интерес у наших туристов.

Интересно, что максимальный рост количества поездок за границу относительно 2011 г. показали Эмираты. Здесь количество путешественников из России увеличилось на 39%. Турция же, несмотря на максимальные показатели количества турпоездок, потеряла 6% относительно показателей 2011 г. Достаточно неожиданным стали показатели по Финляндии: посещение страны с целью туризма снизилось на 44% в 2012 г. Скорее всего это связано с перераспределением въезда по целям прибытия. Россияне, въезжая по многократным визам за покупками, чаше стали указывать цель прибытия «частную», а не «туристическую».

Основной проблемой прошлого сезона оставались банкротства туроператоров и турагентств. Чтобы избежать подобных массовых случаев с этого года кроме расходов на страхование операторы должны будут платить взносы в фонд экстренной помощи туристам. Ежегодный взнос составит 0,1% от оборота, но не менее 100 000 рублей. Однако остаётся открытым вопрос, все ли туристические компании смогут оплатить такую сумму без ущерба для бизнеса и как это отразится на ценах турпродуктов.

Одним из способов снижения рисков сотрудничества с недобросовестными туроператорами является получение информации из ежедневно обновляемой базы данных ГЛОБАС-i® Информационного Агентства Credinform.

 
Рэнкинг
Рентабельность продаж производителей резиновых технических изделий в России

Информационное агентство Крединформ подготовило рэнкинг «Рентабельность продаж производителей резиновых изделий (шин, покрышек, камер и т.д.) в Российской Федерации». Для данного рэнкинга нами были отобраны крупнейшие по объему выручки производители резиновых изделий в РФ, затем данные производители были ранжированы по показателю «рентабельность продаж».

Указанный финансовый показатель относится к коэффициентам рентабельности и характеризует операционную эффективность компании. Данные показатели интересны, в первую очередь, для инвесторов и собственников, т.к. показатель характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности и показывает, сколько предприятие имеет чистой прибыли с рубля продаж. В частности, рассматриваемый показатель – рентабельность продаж – является отношением чистой прибыли к величине выручки от всех видов продаж и демонстрирует долю чистой прибыли в объеме продаж предприятия. Рекомендуемое значение для рассматриваемого показателя изменяются в зависимости от отрасли. В данном случае этот показатель должен попадать в диапазон значений 0-5.

Индекс платёжеспособности и рентабельность продаж наиболее крупных по обороту производители резиновых изделий 
Наименование ИНН Оборот за 2011, млн.руб. Рентабельность продаж Индекс платёжеспособности
1 ЗАО Кордиант-Восток 5506024164 2 894,57 -3,137 278 (высокий)
2 ОАО Нижнекамскшина 1651000027 23 765,53 0,132 267 (высокий)
3 ОАО Уральский завод резиновых технических изделий 6664002550 2 329,06 1,274 281 (высокий)
4 ОАО Волтайр-Пром 3435900531 7 015,56 1,415 238 (высокий)
5 ООО АвтоШинная Компания 2466084120 4 524,38 1,639 229 (высокий)
6 ОАО Омскшина 5506007419 11 844,30 3,148 199 (наивысший)
7 ОАО Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции шинный завод 7601001509 7 794,49 5,020 225 (высокий)
8 ОАО Курскрезинотехника 4632001454 4 958,73 7,598 184 (наивысший)
9 ООО МИШЛЕН Русская Компания по производству шин 5073007462 15 994,45 8,169 234 (высокий)
10 ООО Нокиан Тайерс 4703073810 15 691,32 19,033 187 (наивысший)

 

Всем компаниям из первой десятки наиболее крупных по обороту Агентством Крединформ был присвоен наивысший и высокий индекс платёжеспособности, что подтверждает эффективность их деловой активности.

Показатель рентабельности продаж ЗАО Кордиант-Восток отрицательный, однако, остальные финансовые показатели говорят о хорошем уровне платёжеспособности компании, что и подтверждается высоким индексом ГЛОБАС-i. Показатели рентабельности продаж ОАО Нижнекамскшина, ОАО Уральский завод резиновых технических изделий, ОАО Волтайр-Пром, ООО АвтоШинная Компания и ОАО Омскшина попадают в диапазон нормальных значений по отрасли производства резиновых изделий.

ОАО Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции шинный завод, ОАО Курскрезинотехника, ООО МИШЛЕН Русская Компания по производству шин и ООО Нокиан Тайерс превысили рекомендуемое значение рентабельности продаж.

Для сохранения рыночной устойчивости и обеспечения возможностей для дальнейшего развития данным предприятиям необходимо больше внимания уделять рентабельности продаж, а также более эффективно управлять своей структурой пассивов.