Вестник
Исторический минимум однодневок в ЕГРЮЛ

По данным ФНС на 1 января 2020 года в России насчитывалось 3,72 млн действующих юридических лиц. Начиная с 2016 г. заметно их стремительное сокращение. Кризис российской экономики или результат противодействия теневому бизнесу? Какие меры реализуются Федеральной налоговой службой для очищения бизнес-среды от неблагонадежных компаний? Рассмотрим статистические данные и подведем промежуточный итог, ведь борьба с однодневками еще не окончена.

Количество действующих компаний в России достигло пика в 2016 году. Активно снижаясь, к 2020 году число юридических лиц сократилось на 22,8% (см. рисунок 1). Взглянув на динамику изменения количества организаций можно предположить, что в России образовалась неблагоприятная экономическая среда. Так ли это?

Рисунок 1. Число действующих юридических лиц в ЕГРЮЛ Рисунок 1. Число действующих юридических лиц в ЕГРЮЛ

Борьба с однодневками

Кризис характеризуется увеличением числа банкротств. Однако ликвидации по этой причине к 2020 году не превышают 9 тыс., что составляет 1,3% от общего числа компаний, прекративших деятельность (см. рисунок 2).

Основной причиной ликвидации на протяжении многих лет остается инициатива налоговой службы. В 2019 году количество компаний, исключенных из ЕГРЮЛ с пометкой «по решению ФНС», составило 85% от всех ликвидаций.

В 2016 году налоговая служба получила право выявлять компании с признаками недостоверности и принудительно ликвидировать их. В результате такой борьбы ЕГРЮЛ очищается от сомнительных организаций.

По данным Информационно-аналитической системы Глобас, за 5 лет число однодневок снизилось примерно с 30% до 2%. На сегодня около 76 тыс. организаций имеют весомые негативные признаки, характерные для фирм однодневок. По сравнению с предыдущим годом таких компаний стало в два раза меньше. При этом свидетельства неблагонадежности встречаются у более чем 370 тыс. фирм. Неблагонадежные компании помогает выявлять «Оценка по критериям однодневки» – один из основных Индексов Глобас. Индекс находит не только однодневок, но и ненадежных юридических лиц, занижающих сумму НДС; должников по обязательным платежам и компании, не представляющие отчетность в налоговые органы.

Борьба с альтернативными ликвидациями

Одновременно с сокращением однодневок с 2016 года в 6,5 раз уменьшается количество фирм, проходящих реорганизацию (см. рисунок 2). Теперь начало такой процедуры является основанием для проведения строгой проверки со стороны ФНС на предмет уплаты налогов и достоверности сведений. В этой связи также сократилось количество однодневок через процессы слияния или присоединения, часто используемые при альтернативных ликвидациях.

Количество добровольных ликвидаций при этом выросло на 19% до 74 тыс. в 2020 году (см. рисунок 2). Предприниматели предпочитают проходить легальную процедуру прекращения деятельности. Ранее бизнесмены, не заботясь о своей репутации, просто «бросали» компании с задолженностью или недостоверными сведениями и создавали новые. Сегодня такие лица лишены права участвовать в руководстве и регистрировать новые компании в течение 3-х лет.

Рисунок 2. Причины прекращения деятельности юридических лиц Рисунок 2. Причины прекращения деятельности юридических лиц

Итоги

Уменьшение числа компаний в ЕГРЮЛ является следствием борьбы ФНС с недобросовестными организациями. Наличие кризисных явлений статистикой ликвидаций не подтверждается.

Последние 5 лет налоговые органы ведут активную борьбу с теневым сектором экономики. Изучив статистические данные, можно утверждать, что одостигнуты действительно значительные результаты по очищению бизнеса, а ряд принятых процедур этому способствовали.

Усиление контроля за сомнительными организациями со стороны ФНС имеет и обратную сторону: рост давления на добросовестных предпринимателей, усложнение налогового и финансового учета, высокая вероятность незаслуженного отнесения некоторых представителей малого бизнеса и вновь созданных организаций к разряду неблагонадежных.

Как известно, теневой рынок подстраивается под известные критерии благонадежности: для сомнительных операций выбираются давно зарегистрированные компании с активным движением по счетам, на сайтах известных рекрутинговых агентств размещаются объявления о вакансиях для демонстрации ложной активности, создаются псевдо-сайты.

Поэтому проверка контрагентов была и остается сложной задачей служб безопасности предприятий, требующей лучших инструментов для оперативной и достоверной проверки и анализа бизнес-среды.

Информационно-аналитическая система Глобас владеет для этого всеми ресурсами: Индексы, Регламент проверки, Мониторинг, Анализ списков, раздел Связи, Отчет по критериям ФНС, и другие разделы и функции, которые помогают специалистам осуществлять анализ бизнес-партнеров быстро и эффективно.

Статья
Изменение закона об унитарных предприятиях

Федеральным законом от 27 декабря 2019 года №485-ФЗ внесены изменения в Федеральные законы «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и «О защите конкуренции».

Поправками ограничиваются сферы деятельности унитарных предприятий (УП). Так, установлено, что целями функционирования УП могут быть:

  • обеспечение работы Министерства обороны и Росгвардии;
  • проведение работ в областях деятельности естественных монополий и обращения с радиоактивными отходами;
  • устранение последствий чрезвычайных ситуаций и недопущение угрозы нормальной жизнедеятельности населения;
  • использование комплексов морских портов, находящихся сугубо в федеральной собственности;
  • деятельность за пределами территории России;
  • деятельность учреждений культуры, искусства, кинематографа и сбережения культурных ценностей;
  • обеспечение жизни населения на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях.

На всех остальных конкурентных товарных рынках создание УП с 8 января 2020 года запрещено. Уже действующие УП до 1 января 2025 года подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителей.

При этом, государственные органы или организации, уполномоченные создавать УП имеют право направить в Федеральную антимонопольную службу РФ запросы о соответствии законодательству деятельности предприятий.

В случаях обнаружения УП, созданных или функционирующих с нарушениями законодательства, антимонопольные органы обязаны уведомить учредителей об обязательности ликвидации таких предприятий. При отказе исполнения этих предписаний, УП ликвидируются принудительно в судебном порядке по иску антимонопольных органов.

Подписчики Информационно-аналитической системы Глобас имеют возможность ознакомится с деятельностью всех государственных и муниципальных унитарных предприятий. Всего в системе представлены сведения о более 12 700 действующих предприятий и 32 700 неактивных.