Статья
Россия вынуждена встать на путь диверсификации

Президент РФ Владимир Путин 4 декабря 2014 года в своём Послании Федеральному собранию в качестве одной из первоочередных задач, стоящих пред страной, выделил уход от импортозависимой модели развития. Помочь в этом могут отечественные сырьевые компании. «При реализации крупных нефтяных, энергетических, транспортных проектов они должны ориентироваться на отечественного производителя, формировать спрос на его продукцию», - отметил президент.

Послание было оглашено во время сильнейшей девальвации рубля по отношению к другим валютам, масштабы которой сопоставимы только с кризисным 1998 г. Текущее обесценение российской валюты уже превзошло показатели 2008 г. Курс доллара США с начала года вырос почти на 70%, евро на 50%. Драматическая ситуация на фоне дешевеющей нефти далека от своего завершения, масштабная волатильность на рыке продолжится.

Такими темпами страна рискует погрузиться в неконтролируемый процесс роста цен, что приведет к раскручиванию девальвационно-инфляционной спирали, со всеми вытекающими сложностями для экономики и ее агентов.

Ухудшающиеся условия кредитования, неудовлетворительная бизнес-среда и заметно подорожавший импорт - все это, в конечном счете, отразится на населении и его реальных доходах.

Россия волей–неволей будет вынуждена начать развивать свою обрабатывающую промышленность, привлекать научный потенциал для развертывания новых секторов экономики. Иначе структурные проблемы, так явно обнажившиеся сегодня, просто не позволят нам занять свое достойное место в мире.

Статья
Для контролирующих органов в России введены новые правила надзора

15 ноября 2014 вступил в силу Федеральный закон № 307-ФЗ, согласно которому были внесены изменения в порядок осуществления надзора контролирующими органами.

Бизнес давно жалуется на огромное количество проверок со стороны надзорных органов, которые действуют «удушающе» на экономическое развитие страны. В последнее время помимо плановых проверок государственные органы проводят огромное количество внеплановых. При этом о данных контрольных мероприятиях невозможно узнать заранее. В принятом законе не прописано сокращение количества внеплановых проверок, однако теперь должен быть четко обозначен повод визита, а компания должна быть заранее уведомлена.

О необходимости избавить бизнес от «навязчивого» надзора и контроля говорил и президент в ходе ежегодного послания Федеральному Собранию. Глава государства предложил сделать проверки бизнеса публичными, а для малого бизнеса с хорошей репутацией необходимо ввести «надзорные каникулы» сроком на три года. Путин также отметил, что в следующем году запускается специальный реестр, содержащий информацию о том, какой орган и с какой целью инициировал проверку, и какие результаты были получены.

Принятый закон вводит запрет на требование документов, не относящихся к предмету проверки. Однако в законе не прописан перечень вопросов, относящихся к предмету проверки. Безусловно, должна прослеживаться связь между поводом для проверки и перечнем запрашиваемых документов, но как разграничить, что относится к предмету проверки, а что налоговые органы запрашивать уже не имеют права, закон не уточняет.

Еще одна норма закона гласит, что если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение предписания об устранении выявленного в компании нарушения, предметом такой проверки может являться только исполнение этого предписания, т.е. проверяющие должны проконтролировать, что нарушение устранено, и не углубляться в деятельность организации. Однако на практике эта норма вряд ли спасет компанию от лишнего внимания проверяющих, т.к. нет ограничения, что внеплановые проверки могут проводиться только по этому поводу. То есть проверяющие могут проверить деятельность организации в том объеме, который им покажется необходимым.

Вместе с тем президент выразил желание, чтобы между бизнесом и государством строились доверительные партнерские отношения и отметил, что следует переломить «обвинительный уклон» в работе надзорных органов.

В Системе Глобас-i® имеется возможность посмотреть какие проверки компании были запланированы контролирующими органами и в какой месяц они должны быть произведены. Согласно сводному плану проверок субъектов предпринимательства Генеральной прокуратуры РФ, в Систему добавлены планы проверок Федеральной налоговой службы, Государственной инспекции труда, Роспотребнадзора, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, МЧС РФ, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, районных администраций, жилищных инспекций и других надзорных органов.