Статья
Изменения в правилах регистрации бизнеса

В 2018 году и начале 2019 года вступили в действие изменения, касающиеся государственной регистрации ООО и индивидуальных предпринимателей (ИП). Предлагаем краткий обзор этих новшеств.

  • Зарегистрировать ИП или ООО можно как через обращение в налоговые органы, так и через многофункциональные центры (МФЦ). С 2108 года Федеральная налоговая служба (ФНС РФ) и МФЦ начали осуществлять взаимодействие между собой в электронном виде и с начала 2019 года сроки государственной регистрации через МФЦ сократились и стали такими же, как и через органы ФНС.
  • В соответствии с п.3 ст.11 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при подаче в налоговые органы документов для регистрации бизнеса в заявлении необходимо обязательно указать адрес электронной почты. На этот адрес или на адрес, уже содержащийся в реестре, будут направляться документы по итогам рассмотрения заявления о регистрации, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью. Получить документы можно и в бумажном виде, но для этого надо направить запрос в соответствующий регистрирующий орган ФНС.
  • Ранее, независимо от причины отказа в регистрации, повторная подача документов предполагала уплату государственной пошлины еще раз. Теперь в течение 3-х месяцев со дня вынесения решения об отказе можно снова направить документы, не уплачивая при этом повторно государственную пошлину. Документы, представленные в налоговые органы ранее и не содержащие ошибок, подавать повторно нет необходимости.
  • С начала 2019 года зарегистрировать бизнес можно без уплаты государственной пошлины, если подавать документы на регистрацию в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью.

По сведениям ФНС РФ в январе 2019 года было зарегистрировано 17415 вновь созданных юридических лиц и 58574 индивидуальных предпринимателя и крестьянских (фермерских) хозяйств. Информация о них, а также обо всех хозяйствующих субъектах, в том числе архивная, доступна в полном объеме для подписчиков Информационно-аналитической системы Глобас.

Статья
Тенденции деятельности гостиниц

Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций деятельности крупнейших российских предприятий гостиничного хозяйства.

Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 - 2017 годы) предприятия (ТОП-10 и ТОП-1000). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.

Чистые активы - показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов считается отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.

Таблица 1. Крупнейшие российские предприятия гостиничного хозяйства с наибольшими и наименьшими размерами чистых активов в 2015 – 2017 годах
№ п/п в ТОП-1000, Наименование, ИНН, регион, вид деятельности Стоимость чистых активов, млрд руб. Индекс платежеспособности Глобас
2015 2016 2017
1 2 3 4 5
1 ООО ЭКОЛОГО-ТУРИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР В ПАРКОВОМ
ИНН 9103016009 Республика Крым
5,99 up6,06 up7,64 191 Наивысший
2 ООО ПРОМЕТЕЙ-СИТИ
ИНН 7702648726 г. Москва
3,77 up3,68 up3,71 210 Высокий
3 ПАО ГОСТИНИЧНЫЙ КОМПЛЕКС КОСМОС
ИНН 7717016198 г. Москва
2,88 up3,22 up3,65 141 Наивысший
4 ООО ВИЗИТ-МОСКВА
ИНН 7703026485 г. Москва
4,28 up4,32 down3,55 251 Высокий
5 НАО ЛОТТЕ РУС
ИНН 7704169180 г. Москва
0,63 up2,62 up3,32 238 Высокий
996 ООО ХОТЕЛ ДЕВЕЛОПМЕНТ КОМПАНИ
ИНН 6658383040 Свердловская область
-4,16 down-4,25 down-4,30 320 Удовлетворительный
997 НАО КРАСНАЯ ПОЛЯНА
ИНН 2320102816 Краснодарский край
1,31 down-4,21 down-5,37 275 Высокий
998 ООО ИНВЕСТГРУПП-ОТЕЛЬ
ИНН 7724654956 Краснодарский край
В отношении компании рассматривается дело о признании ее банкротом
-5,64 down-6,35 down-7,01 550 Неудовлетворительный
999 ООО ЮГ-НОВЫЙ ВЕК
ИНН 2320092269 Краснодарский край
-12,28 down-15,47 down-10,57 320 Удовлетворительный
1000 ООО КОМПАНИЯ ПО ДЕВЕЛОПМЕНТУ ГОРНОЛЫЖНОГО КУРОРТА РОЗА ХУТОР
ИНН 7702347870 г. Москва
-31,01 down-41,09 down-42,81 267 Высокий

Up — рост показателя к предыдущему периоду, Up — снижение показателя к предыдущему периоду.

За десятилетний период средние размеры чистых активов компаний ТОП-1000 имеют тенденцию к снижению (Рисунок 1).

Рисунок 1. Изменение средних отраслевых показателей размера чистых активов предприятий гостиничного хозяйства в 2008 – 2017 годах Рисунок 1. Изменение средних отраслевых показателей размера чистых активов предприятий гостиничного хозяйства в 2008 – 2017 годах

Доли компаний с недостаточностью имущества в ТОП-1000 в последние три года находятся на относительно высоком уровне и имеют тенденцию к снижению (Рисунок 2).

Рисунок 2. Доля компаний с отрицательными значениями размера чистых активов в ТОП-1000 в 2015 – 2017 годах Рисунок 2. Доля компаний с отрицательными значениями размера чистых активов в ТОП-1000 в 2015 – 2017 годах

Выручка от реализации
Объем выручки 10 ведущих компаний отрасли в 2017 году составил 16% от суммарной выручки компаний ТОП-1000. (Рисунок 3). Это свидетельствует о высоком уровне конкуренции в отрасли.

Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2017 года ТОП-1000 Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2017 года ТОП-1000

В целом за десятилетний период наблюдается снижение показателей средних отраслевых объемов выручки (Рисунок 4).

Рисунок 4. Изменение средних отраслевых показателей выручки предприятий гостиничного хозяйства в 2008 – 2017 годах Рисунок 4. Изменение средних отраслевых показателей выручки предприятий гостиничного хозяйства в 2008 – 2017 годах

Прибыль и убытки
Объем чистой прибыли 10 лидеров отрасли в 2017 году составил 27% от суммарной чистой прибыли в ТОП-1000 (Рисунок 5).

Рисунок 5. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарном объеме чистой прибыли 2017 года ТОП-1000 Рисунок 5. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарном объеме чистой прибыли 2017 года ТОП-1000

В течение последних десяти лет средние отраслевые значения показателей чистой прибыли имеют тенденцию снижению (Рисунок 6).

Рисунок 6. Изменение средних отраслевых значений показателей чистой прибыли предприятий гостиничного хозяйства в 2008 – 2017 годах Рисунок 6. Изменение средних отраслевых значений показателей чистой прибыли предприятий гостиничного хозяйства в 2008 – 2017 годах

За трехлетний период средние значения показателей чистой прибыли компаний ТОП-1000 увеличиваются, при этом наблюдается значительный средний размер чистого убытка с тенденцией к снижению. (Рисунок 6).

Рисунок 7. Изменение средних значений показателей прибыли и убытка компаний ТОП-1000 в 2015 – 2017 годах Рисунок 7. Изменение средних значений показателей прибыли и убытка компаний ТОП-1000 в 2015 – 2017 годах

Основные финансовые коэффициенты
За десятилетний период средние отраслевые показатели коэффициента общей ликвидности с 2014 года находились ниже интервала рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0, с тенденций к снижению (Рисунок 8).

Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) - показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.

Рисунок 8. Изменение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности предприятий гостиничного хозяйства в 2008 – 2017 годах Рисунок 8. Изменение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности предприятий гостиничного хозяйства в 2008 – 2017 годах

В течение десяти лет средние отраслевые значения коэффициента рентабельности инвестиций имеют тенденцию к снижению (Рисунок 9).

Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.

Рисунок 9. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций предприятий гостиничного хозяйства в 2007 – 2016 годах Рисунок 9. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций предприятий гостиничного хозяйства в 2007 – 2016 годах

Коэффициент оборачиваемости активов - рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.

За десятилетний период показатели данного коэффициента деловой активности имеют тенденцию к снижению (Рисунок 10).

Рисунок 10. Изменение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов предприятий гостиничного хозяйства в 2008 – 2017 годах Рисунок 10. Изменение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов предприятий гостиничного хозяйства в 2008 – 2017 годах

Структура производства и услуг
Наибольшую долю в суммарной выручке ТОП-1000 имеют предприятия, специализирующиеся на деятельности гостиниц и прочих мест для временного проживания (Рисунок 11).

Рисунок 11. Распределение видов деятельности в суммарной выручке компаний ТОП-1000 Рисунок 11. Распределение видов деятельности в суммарной выручке компаний ТОП-1000

73% компаний ТОП-1000 зарегистрированы в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ. При этом, доля их выручки в общем объеме в 2017 году составила 35%, что значительно выше среднего показателя по стране (Рисунок 12).

Рисунок 12. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-1000, % Рисунок 12. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-1000, %

Основные регионы деятельности
Компании ТОП-1000 распределены по территории России неравномерно и зарегистрированы в 77 регионах. Наибольшие доли объема их выручки сосредоточены в крупнейших мегаполисах – г. Москве и Санкт-Петербурге (Рисунок 13).

Рисунок 13. Распределение выручки компаний ТОП-1000 по регионам России Рисунок 13. Распределение выручки компаний ТОП-1000 по регионам России

Скоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения компаний ТОП-1000 показывает, что наибольшая часть из них находится в среднем финансовом положении (Рисунок 14).

Рисунок 14. Распределение компаний ТОП-1000 по скорингу бухгалтерской отчетности Рисунок 14. Распределение компаний ТОП-1000 по скорингу бухгалтерской отчетности

Индекс платежеспособности Глобас
Наибольшей части компаний из ТОП-1000 присвоен наивысший или высокий индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их способности в полном объеме отвечать по своим долговым обязательствам (Рисунок 15).

Рисунок 15. Распределение компаний ТОП-1000 по Индексу платежеспособности Глобас Рисунок 15. Распределение компаний ТОП-1000 по Индексу платежеспособности Глобас

Вывод
Комплексная оценка деятельности крупнейших российских предприятий гостиничного хозяйства, учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует о преобладании в отрасли отрицательных тенденций (Таблица 2).

Таблица 2. Положительные и отрицательные тенденции, факторы оценки отрасли
Тенденции и факторы оценки Удельный вес фактора, %
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера чистых активов down-10
Рост / снижение доли предприятий с отрицательными значениями чистых активов up5
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера выручки down-10
Уровень конкуренции / монополизации up10
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера чистой прибыли (убытка) down-10
Рост / снижение средних размеров чистой прибыли компаний ТОП-1000 up10
Рост / снижение средних размеров чистого убытка компаний ТОП-1000 up5
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности down-10
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций down-10
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов down-10
Доля малого и среднего бизнеса в отрасли по объему выручки более 22% up10
Региональная концентрация down-10
Финансовое положение (наибольшая доля) up5
Индекс платежеспособности Глобас (наибольшая доля) up10
Среднее значение факторов down-1,1

Up — положительная тенденция (фактор), Up — отрицательная тенденция (фактор).