Вестник
Цветы не исчезнут в праздник

Уважаемые Дамы и Господа,

Информационное агентство Credinform поздравляет прекрасную половину человечества с праздником весны – 8 Марта! Этот день трудно себе представить без его традиционного украшения, символа красоты и обновления – букета свежих цветов.

Ни для кого не секрет, что российские цветочные бутики заполнены продукцией, поставляемой в основном из-за рубежа. Недостаток агроклиматических ресурсов, а также малое количество тепличных хозяйств не способны удовлетворить спрос в течение всего года. Дефицит отечественной продукции особенно заметен в зимний период и ранней весной, когда отмечается Международный женский день – пик самого массового спроса на цветы.

Девальвация рубля по отношению к основным иностранным валютам внесла существенные коррективы в состояние этого рынка, как в стоимостном, так и в натуральном выражении (см. рисунок 1). По итогам 2015 г. в страну было завезено 72,3 тыс. тонн цветов, что меньше уровня 2014 г. (78,9 тыс. тонн) на 8,4%. Если же говорить о денежном объеме импорта, который в 2015 г. составил 492,7 млн долл. (612,7 млн долл. в 2014 г.), то фиксируемый спад еще более существенен: минус 19,5%.

Динамика импорта свежесрезанных цветов в натуральном и денежном выражении, тыс. тонн, млн долл. Рисунок 1. Динамика импорта свежесрезанных цветов в натуральном и денежном выражении, тыс. тонн, млн долл.

Произошли изменения и в географии поставок свежих цветов (см. рисунок 2): Нидерланды, являющиеся до недавнего времени безоговорочным лидером, уступили первое место латиноамериканскому государству Эквадор, продукция которого в 2015 г. уже заняла 37% рынка в натуральном выражении. Сравнительная легкость переключения логистических потоков на Южную Америку объясняется прежде всего тем, что Эквадор уже давно является крупнейшим поставщиком бананов в РФ, а хорошие политические отношения между странами послужили упразднению дополнительных административных и таможенных барьеров на пути торговли.

Для справки, цветочная продукция закупается в 69-ти странах, в том числе, таких экзотичных как Танзания, Гана, Суринам, Малави, Мали и др.

Основные импортеры в РФ свежесрезанных цветов, % от общего объема поставок в натуральном выражении, 2015 г. Рисунок 2. Основные импортеры в РФ свежесрезанных цветов, % от общего объема поставок в натуральном выражении, 2015 г.

Розы являются самым любимыми цветами в России – 46,7% рынка приходится именно на эти великолепные растения. Далее по популярности следуют: хризантемы - 22%, гвоздики - 8,7%, лилии - 2,1%. Наименьшим спросом пользуются орхидеи и гладиолусы – 0,6% и 0,1% рынка соответственно (см. рисунок 3).

Структура российского рынка свежесрезанных цветов, % от общего объема поставок в натуральном выражении, 2015 г. Рисунок 3. Структура российского рынка свежесрезанных цветов, % от общего объема поставок в натуральном выражении, 2015 г.

Как показывает статистика, цены на цветы больше всего растут в конце февраля - начале марта, когда наблюдается наибольший спрос, что является абсолютно предсказуемым сезонным явлением. Однако в минувшем году и, по всей вероятности, в 2016 г., помимо весеннего ажиотажа, будет наблюдаться дополнительное инфляционное давление, обусловленное продолжающимся обесценением рубля, и как следствие, подорожанием импорта (см. рисунок 4).

Сегодня в Санкт-Петербурге один свежесрезанный цветок в среднем стоит 100 рублей, в Москве - 78 рублей, причём за год произошло подорожание на 15-30%.

Среднерыночные цены на свежесрезанные цветы в Санкт-Петербурге и Москве, руб. за шт. Рисунок 4. Среднерыночные цены на свежесрезанные цветы в Санкт-Петербурге и Москве, руб. за шт.

Снижение импорта и подъем цен дают хорошую возможность отечественным аграрным компаниям и фермерским хозяйствам занять освободившуюся нишу и увеличить масштабы культивирования цветов в защищенном грунте (тепличных хозяйствах) в пределах страны.

Несмотря на все сложности, нет никаких сомнений, что наступающий праздник будет также наполнен ароматом цветов, теплыми словами и особенной атмосферой.

В заключение праздничного выпуска Информационное агентство Credinform еще раз поздравляет прекрасных женщин с праздником 8 Марта и желает всем здоровья, благополучия и весеннего настроения!

Статья
Антикризисный план: мероприятия ближайшей и среднесрочной перспективы

Экономическая ситуация в начале 2016 года не придала импульс развитию в стране и пока не вселяет оптимизма. Сверхвысокая волатильность мировой цены на нефть, курса рубля к доллару США, фондовых рынков показали несостоятельность прогнозов на 2016 год и вынудили соответствующие структуры (Минэкономразвития, ЦБ РФ, Минфин) просчитать развитие экономики России с учетом 40, 30, 20 долларов США за баррель нефти. Макроэкономические показатели по итогам января 2016 года, по данным Росстата, представлены в таблице 1.

Таблица 1. Макроэкономические показатели в России, по состоянию на конец января 2016 года
 Январь
2016г.
В % кСправочно
январю
2015г.
декабрю
2015г.
январь 2015г. в % к
январю
2014г.
декабрю
2014г.
Валовой внутренний продукт, млрд рублей 80412,51) 96,32)   100,73)  
Индекс промышленного производства4),5)   97,3 80,3 100,9 78,8
Продукция сельского хозяйства, млрд рублей 159,0 102,5 58,5 102,8 59,1
Грузооборот транспорта, млрд т-км 428,3 100,9 93,3 96,1 95,8
Оборот розничной торговли, млрд рублей 2125,1 92,7 73,6 96,4 67,3
Объем платных услуг населению, млрд рублей 641,1 97,3 87,9 100,66) 88,16)
Внешнеторговый оборот, млрд долларов США 45,97) 72,98) 109,39) 76,78) 105,09)
в том числе: экспорт товаров 28,4 74,0 111,3 77,5 104,4
импорт товаров 17,4 71,2 106,2 75,4 106,0
Инвестиции в основной капитал, млрд рублей 14555,910) 91,62)   98,53)  
Индекс потребительских цен   109,8 101,0 115,0 103,9
Индекс цен производителей промышленных товаров4)   107,5 98,8 107,0 101,3
Общая численность безработных, млн человек 4,4 106,2 100,1 97,96) 103,06)
Численность официально зарегистрированных безработных, млн человек 1,0 110,1 101,6 97,36) 102,66)

В сложившихся условиях руководство страны пришло к выводу о необходимости разработки очередного антикризисного плана, хотя в конце 2015 года подчеркивалось отсутствие для этого оснований. По результатам многократных обсуждений, доработок, поиска требуемых денежных средств на его реализацию антикризисный план приобрел свои очертания, и состоит из двух разделов. Первая часть включает неотложные или оперативные меры, вторая – стратегические меры, ориентированные на среднесрочный результат.

Оперативные меры сводятся к поддержке регионов и отраслей, среди них:

  • оказание финансовой помощи регионам на покрытие дефицитной части бюджета, выплаты пособий по безработице; моногородам – на обучение управленцев современным методам проектного управления и создания комфортной городской среды; 
  • нормализация финансового сектора, докапитализация ВЭБа, сохранение госгарантий по кредитам, предоставление субсидий для компенсации части затрат на модернизацию. 

Особое внимание будет уделяться потенциально перспективным отраслям промышленности, как автопром, жилищное строительство, транспортное машиностроение, легпром, агропром, в частности:

  • в автопроме - продолжение программ утилизации, льготного автокредитования, лизинга; субсидирование платежей по инвесткредитам; увеличение доли экспорта автомобилей; обновление парка машин скорой и неотложной помощи;
  • в строительной отрасли - будет продолжено действие программ поддержки ипотечного жилищного кредитования, субсидирования процентных ставок по ипотеке; оказание помощи ипотечным заемщикам, попавшим в сложную финансовую ситуацию; 
  • в транспортном машиностроении - будут реализованы три блока мер: меры по ускоренному списанию вагонов с истекшим сроком службы и обновлению парка грузового подвижного состава; меры по обеспечению безопасности при эксплуатации подвижного состава; меры по поддержке производителей инновационных вагонов;
  • в легкой промышленности - реализация мер финансовой поддержки, которые направлены на обеспечение доступности финансовых ресурсов и стимулирования спроса на продукцию легпрома;
  • в сельском хозяйстве – наращивание финансирования по действующим программам, расширение льгот на покупку отечественной техники, поддержка малых форм хозяйствования.

Среднесрочные меры включают следующие:

  • меры поддержки малого предпринимательства, в частности: повышение порога «упрощенки» до 120 млн рублей; продление ЕНВД после 2018 года; установление единого вычета по налогу на имущество в размере 500 кв. метров для организаций, применяющих спецрежимы; льготные условия на аренду госсобственности; смягчение ряда экологических платежей;
  • ограничение и упорядочивание проверок, улучшение инвестиционного климата, гарантии участия в госзакупках, помощь с кредитованием, облегчение входа на рынок;
  • проведение аудита издержек инфраструктурных монополий, госкомпаний, проверка нормативно-правовых актов на деловую активность;
  • продолжение деятельности по снижению издержек, стимулированию несырьевого экспорта, развитию перспективных технологий;
  • самозанятые граждане получат возможность подачи добровольного уведомления об осуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности в налоговые органы. 

Антикризисный план 2016 года отличается от плана 2015 года ориентацией на поддержку отраслей экономики с потенциалом развития, а не банковского сектора. План рассчитан, в том числе и на структурные преобразования, цель которых получить отдачу от финансовых вложений в среднесрочной перспективе. Реализация заложенных мер позволит преодолеть негативные тенденции в экономике и диверсифицировать экономику России.

Ссылки к таблице:

1) Данные за 2015г. (первая оценка).

2) 2015г. в % к 2014 году.

3) 2014г. в % к 2013 году.

4) По видам деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды".

5) С учетом поправки на неформальную деятельность.

6) Показатели рассчитаны без учета сведений по Республике Крым и г.Севастополю.

7) Данные за декабрь 2015 года.

8) Декабрь 2015г. и декабрь 2014г. в % к соответствующему периоду предыдущего года, в фактически действовавших ценах.

9) Декабрь 2015г. и декабрь 2014г. в % к предыдущему месяцу, в фактически действовавших ценах.

10) Данные за январь-декабрь 2015 года.