Статья
Уточнена процедура получения разрешения на увеличение уставного капитала страховой организации за счет средств зарубежных инвесторов или их дочерних обществ

Правила расчета размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах (УК) страховых организаций и перечень документов, обязательных для получения разрешений Банка России на отчуждение акций и/или долей в УК страховых организаций в пользу зарубежных инвесторов и или их дочерних обществ регламентируются соответствующим Указанием Центрального банка РФ от 22.09.2014 №3386-У.

Центральный банк РФ каждый год, по состоянию на 1 января, производит расчет размеров (квот) иностранного капитала в УК страховых организаций. Это делается в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, на основании сведений об УК страховых организаций, раскрываемых в Отчете об акционерах (участниках) и иных аффилированных лицах (Отчет).

Размер иностранного капитала в УК страховых организаций рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего зарубежным инвесторам и их дочерним обществам в УК страховых организаций, к совокупному УК страховых организаций.

В свою очередь, совокупный УК страховых организаций является суммой УК организаций с лицензиями на страховую деятельность.

Суммарный капитал зарубежных инвесторов и их дочерних обществ в совокупном УК страховых организаций, рассчитывается на основе сведений из упомянутого выше Отчета, по номинальной стоимости акций или долей в УК зарубежных инвесторов и их дочерних обществ.

Порядок, регламентирующий получение разрешений на увеличение УК, за счет зарубежных инвестиций или на отчуждение, в т. ч. путем продажи зарубежным инвесторам своих акций или долей в УК установлен тем же Указанием Центрального банка РФ №3386-У с изменениями, внесенными Указанием ЦБ РФ от 29.07.2016 №4091-У.

Для получения такового разрешения необходимо направить в Центральный банк РФ заявление с приложением документов согласно перечню, подробно изложенному в Указаниях ЦБ РФ. Среди документов этого перечня: копии учредительных документов и подтверждение юридической регистрации зарубежных инвесторов или физических лиц с указанием их адресов; письменное согласие зарубежного контрольного органа на участие инвестора в УК страховой организации на территории России, или заключение об отсутствии необходимости этого согласия; бухгалтерская (финансовая) отчетность зарубежного инвестора с приложением аудиторского заключения, при его наличии; копии лицензий или специальных разрешений зарубежного инвестора, подтверждающие его страховую деятельность и бухгалтерская (финансовая) отчетность за последние пять лет; первоначальное согласие антимонопольного органа на сделку или документ об отсутствии необходимости этого согласия; сведения о составе акционеров или участников страховой организации по каждому юридическому лицу, с указанием конечных бенефициаров - физических лиц.

В Указаниях также подробно изложен перечень документов для разрешения на увеличение размера УК за счет средств дочерних обществ зарубежных инвесторов.

Такой же пакет документов должны представлять и российские акционеры или участники для получения права на отчуждение принадлежащих им акций или долей в УК страховой организации в пользу зарубежных инвесторов или их дочерних обществ.

Аналогичный порядок получения разрешения касается и случаев отчуждения акций страховой организации в пользу неограниченного круга лиц на торгах с потенциальным участием зарубежных инвесторов или их дочерних обществ.

Указанные выше заявления и документы могут быть представлены в ЦБ РФ в электронной форме через «Личный кабинет» на официальном сайте банка, либо на бумажном носителе с соблюдением правил установленных для таких документов.

Документы, направляемые от зарубежных государственных органов или других публичных организаций, необходимо легализовать в порядке, установленном отечественным законодательством, если это не противоречит международным договорам, с участием Российской Федерации и государств по месту регистрации учредителей или участников - нерезидентов. Копии документов, составленных на иностранном языке должны сопровождаться заверенным нотариально переводом на русский язык.

Согласно сведениям ЦБ РФ из Единого государственного реестра субъектов страхового дела на 1 октября 2016 г. в целом по стране насчитывалось 390 организаций с действующими страховыми лицензиями. В числе этих организаций, согласно данным Информационно-аналитической системы Глобас-i, 50 компаний (13% от общего количества) имеют в структуре капитала долю иностранного участия, в т. ч.: 18 компаний имеют 100% иностранного участия, 17 компаний - от 80% до 99,99%, 3 компании - от 50% до 80%, 8 компаний - от 25% до 50% и 4 компании - до 25%.

Статья
О процедуре обмена налоговой информацией с другими странами

В мае 2016 года Федеральная налоговая служба РФ (ФНС РФ), участвуя в форуме Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по налоговому администрированию, подписала многостороннее соглашение об автоматическом стандартизированном обмене налоговыми органами различных стран информацией о налогоплательщиках. В соответствии с соглашением, ФНС РФ будет получать сведения о российских резидентах, имеющих бизнес за рубежом. Обмен финансовой информацией с налоговыми службами других стран начнет происходить с 2018 года по сведениям за 2017 год.

Реализация данного соглашения потребовала внесения ряда нормативно-правовых положений в законодательство Российской Федерации. В частности, в Налоговом кодексе появятся новые разделы: о представлении в налоговые органы документации по международным группам компаний и по исполнению международных договоров РФ по вопросам налогообложения и взаимной административной помощи по налоговым делам.

В результате нормативно-правовые положения будут устанавливать механизм сбора налоговыми органами информации для автоматического обмена ею с иностранными государствами. Данные сведения должны будут представлять российские финансовые организации и международные группы компаний. Причем предоставление налоговой службой России информации в рамках автоматического обмена не считается разглашением налоговой тайны.

Международной группой компаний (МГК) согласно определению в Налоговом кодексе будет считаться группа организаций или иностранных структур без образования юридического лица, связанные между собой через участие и контроль, и для которой составляется консолидированная финансовая отчетность. В её состав должна входить хотя бы одна организация, которая признается налоговым резидентом РФ.

Участники группы, совокупная выручка которой составляет более 50 млрд руб., обязаны представлять в налоговый орган уведомление об участии в ней и страновые сведения. Кроме того, по требованию налоговых органов в течение трех месяцев должна представляться глобальная документация и национальная документация.

Уведомление должно содержать наименование, основной государственный регистрационный номер и идентификационный номер каждого участника группы. Страновые сведения МГК должна представлять в форме отчета и включать информацию:

  • об общей сумме доходов за финансовый год с разбивкой по сделкам с дочерними участниками и другими лицами;
  • о прибыли/убытке до налогообложения за финансовый год;
  • о накопленной прибыли на дату окончания финансового года;
  • об исчисленном налоге на прибыль и о сумме уплаченного налога на неё;
  • о размере уставного капитала, величине материальных активов;
  • о среднесписочной численности работников.

Налоговый кодекс также будет иметь раздел с описанием механизма автоматического обмена финансовой информацией с иностранными государствами в налоговых целях. В рамках данной процедуры организации финансового рынка будут обязаны предоставлять налоговикам финансовую информацию о своих клиентах, выгодоприобретателях и лицах, их контролирующих; сведения о договорах финансовых услуг. С этой целью организации финансового рынка должны запрашивать соответствующую информацию у клиентов.

В случае отказа предоставить сведения банк вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке или, если это первый договор, отказаться от его заключения. Кроме того, законодательство предусматривает административное наказание в виде штрафов за нарушения в предоставлении информации. Сумма штрафов будет варьироваться от 50 тыс. до 500 тыс. рублей в зависимости от нарушения.