Статья
Налоги, налоги, налоги…

Одной из приоритетных задач государства является формирование доходной части бюджета. Как известно основные доходы в казну формируются за счет налоговых поступлений. Их доля в структуре бюджета составляет около 90%. Основная часть налоговых поступлений в бюджет 2013-2015 гг. состоит из следующих статей доходов: таможенные пошлины составляют 32-33%, налог на добавленную стоимость - НДС (31-34%), налог на добычу полезных ископаемых - НДПИ (18%), налог на прибыль организаций (3-4%), акцизы (5-6%).

В настоящее время государство продолжает политику формирования доходной части бюджета путем увеличения налогового бремени. Так согласно Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 годов доходы должны вырасти за счет НДПИ, акцизов (федеральные налоги) и налога на недвижимость (региональный налог).

Формула расчета ставки НДПИ определяется в зависимости от сырья. Например: при освоении новых морских месторождений углеводородного сырья предлагается ввести ставки от 5 до 30% в зависимости от категории сложности проекта. При добыче газа горючего природного и газового конденсата предполагается применение коэффициентов к ставкам НДПИ, зависящим от условий добычи и стадии разработки месторождений. Для твердых полезных ископаемых планируется проработать вопрос об установлении ставки НДПИ с учетом мировых цен на них. 

Ставки алкогольных акцизов, на табак, на бензин будут изменяться в зависимости от экономической ситуации в России. Например, акцизы на алкогольную, спиртосодержащую продукцию и пиво на 2016 год предлагается проиндексировать на 10% к уровню предыдущего года, а для остальных видов алкогольной продукции - осуществить индексацию в размере прогнозируемого уровня инфляции.

С 2014г. налог на недвижимость предполагается формировать исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Кроме того, в конце 2012г. обсуждалась возможность замены НДС налогом с продаж. По мнению Правительства РФ, с одной стороны, этот налог является бюджетообразующим, принося не менее 30% доходов в федеральный бюджет, но, с другой стороны, вызывает замечания в части администрирования и несправедливого распределения доходов между федеральным, региональными и местными бюджетами. По причине возможно высокой ставки на уровне 25-30%, необходимостью изменения всех специальных налоговых режимов, расширения налоговой базы Правительство приняло решение не заменять НДС налогом с продаж.

Наряду с этим аудиторы Счетной палаты РФ считают, что преференции по налогу на прибыль выглядят неоправданно, не способствуют росту экономической активности. Предполагается, что налоговые льготы должны способствовать созданию рабочих мест, модернизации производства, сертификации продукции, безопасности труда и т.д. Однако на деле предоставление льгот не приносит ожидаемых результатов.

Вместе с тем, эксперты указывают на то, что сокращение количества льгот в сложившейся экономической обстановке крайне опасно. Попытками уменьшения налоговых льгот и преференций можно добиться только увеличения оттока капитала из России и вывода многих компаний не только в офшорные и квази-офшорные зоны, но даже в юрисдикции, где налоговая нагрузка выше, но преференции позволяют получить оптимальный налоговый климат.

Бизнес сообщество не раз высказывалось о снижении налогового бремени на бизнес. В качестве аргументов приводится факт ухода бизнеса в тень. Так, недавно, на одном из совещаний с Президентом РФ в Воронеже была озвучена цифра: «42% ВВП – объем теневой экономики России». И это неоспоримый факт. Возможно, поэтому остался без изменения налог на прибыль организаций, но при этом выплаты по страховым взносам достигают 30%.

В связи с увеличением в 2013г. суммы взносов для индивидуальных предпринимателей по сравнению с 2012г. в 2,07 раза сотни тысяч ИП закрыли свой бизнес. Минэкономразвития заявил, что уже 426 тысяч предпринимателей снялись с учета, при этом большинство продолжают работать, но... в "тени", что, в конечном итоге, подтолкнуло Госдуму и Правительство подготовить законопроект о снижении ставок страховых взносов для малого бизнеса. Кроме того, в Минэкономразвития обсуждают идею ввести систему патентов для индивидуальных предпринимателей.

Наряду с этим следует отметить утверждение ряда экспертов, что причиной повышения налогов является отсутствие денег у страны и предрекают ей судьбу по греческому сценарию. Однако деньги есть. Они в настоящее время выведены из России и спрятаны в офшорах, находятся в Фонде национального благосостояния, Резервном фонде и т.п. 

Повышение налогов – это самый простой шаг для увеличения доходной части бюджета. Однако здесь следует подчеркнуть, что возможности бизнеса небезграничные. Не удивительно, что теневая экономика России приближается к половине объема ВВП. И это наиболее важная проблема особенно в условиях экономического кризиса.

Как считают эксперты Credinform, для ее решения не надо повышать налоги на бизнес, а следует идти по обратному пути: снижать налоговое бремя таким образом, чтобы создавались условия для возврата денежных средств в страну, инвестирования в экономику, создания рабочих мест, модернизации промышленности РФ, развития новых технологий, строительства новых производств и т.п. Именно налоговая политика должна быть направлена не только на формирование бюджета, но и быть инструментом стимулирования развития экономики, побудителем вложения в нее денежных средств.

Статья
Компаний с офшорными учредителями стало меньше на 15%

В Российской федерации зарегистрировано более 24 тыс. юридических лиц, учредители которых расположены на территориях офшорных зон, в прошлом году этот показатель был выше на 15%. При этом на апрель этого года 64% подобных компаний числятся в Москве, а большинство их учредителей зарегистировано на Кипре. 

На апрель 2013 года, по данным информационной системы ГЛОБАС-i ®, в пятерку областей Российской Федерации по числу компаний с офшорными учредителями входят: Москва - 65% (15828 компаний), Санкт-Петербурга – 7,43% (1828 компаний), Московская область – 6,20% (1525 компаний), Краснодарский край – около 2% (387 компаний) и Свердловская область – около 1,5% (339 компаний).

Лидером по происхождению учредителей среди офшорных зон и зон льготного налогообложения на сегодняшний день остается Кипр - 46%, за ним следуют Британские Виргинские острова - 20%, Сейшельские Острова и Белиз. По мнению экспертов Credinform, Кипр в результате антикризисной программы перестанет быть «налоговой гаванью» и интерес к нему со стороны бизнесменов, прежде всего российских, снизится. Однако капитал продолжит искать выгодные для себя условия существования. Не исключено, найдет их в странах, как и Кипр, не являющихся офшорами, но предлагающих низкие налоговые ставки 

Традиционно основным видом деятельности российские юридические лица с офшорными учредителями указывают оптовую торговлю - 23%, рекламную деятельность - 10%, консультирование - 3,5%.