Статья
Перспективы выхода экономики из рецессии

Статистика макроэкономических показателей России по итогам 6 месяцев (октябрь-декабрь 2015 г. и январь-март 2016 г.) подтверждает заявление экспертов, что пик кризиса пройден в 2015 г. и возобновился рост экономики (см. таблица 1). Положительные тенденции в 2016 г. отмечены в сельском хозяйстве, перевозках железнодорожным транспортом, платных услугах населению, отчасти в розничной торговле. Индексы потребительских цен и цен производителей промышленных товаров показали устойчивую динамику к снижению. Вместе с тем, проблемы в экономике отразились на показателях занятости - численность безработных продолжает расти.

Таблица 1. Основные макроэкономические показатели 
 Октябрь 2015 г.Ноябрь 2015 г.Декабрь 2015 г.Январь 2016 г.Февраль 2016 г.Март 2016 г.
Валовой внутренний продукт, млрд. рублей 53 361,3     80412,5   80 804,3
Индекс промышленного производства, в % к аналогичному месяцу предыдущего года 96,4 96,5 95,5 97,3 101 99,5
Продукция сельского хозяйства, млрд. рублей 721,8 471,2 211,4 159 179,5 262,2
Грузооборот транспорта, млрд. т-км 459,1 443,2 458,6 428,3 405,6 432,2
   в том числе: железнодорожного транспорта 198,6 196,9 202 182,9 185 197,8
Оборот розничной торговли, млрд. рублей 2 378,3 2 366,9 2 865 2 125,1 2 086,4 2 230,1
Объем платных услуг населению, млрд. рублей 675,8 676,9 718,8 641,1 660,9 682
Внешнеторговый оборот, млрд. долларов США 43,1 44,4 42 45,9 27,4 33
    в том числе: экспорт товаров 26,4 27,2 25,5 28,4 17,6 20,2
                      импорт товаров 16,8 17,2 16,4 17,4 9,7 12,8
Инвестиции в основной капитал, млрд. рублей 1 547,6 1 446,8 2 460,3 14555,91)    
Индекс потребительских цен, в % к аналогичному месяцу предыдущего года 115,6 115 112,9 109,8 108,1 107,3
Индекс цен производителей промышленных товаров, в % к аналогичному месяцу предыдущего года 114,2 113,9 110,7 107,5 103,5 100,8
Реальные располагаемые денежные доходы, в % к аналогичному месяцу предыдущего года 94,4 94,6 99,3 93,7 93,1 98,2
Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций:   номинальная, рублей 33 240 33 857 42 684 32 122 32 990 35 570
  реальная, в % к аналогичному месяцу   предыдущего года 89,1 91 90 93,9 97,4 101,6
Общая численность безработных, млн. человек 4,3 4,4 4,4 4,4 4,4 4,6
Численность официально зарегистрированных  безработных, млн. человек 0,9 0,9 1 1 1,1 1,1

Примечание: 1) данные за январь-декабрь 2015 года

Несмотря на положительные тенденции, есть основания полагать, что выход экономики из рецессии будет затяжным. Это обусловлено следующими факторами: низкие цены на нефть, слабость национальной валюты, высокая инфляция и процентная ставка, дефицит инвестиций, длительность реализации программы импортозамещения, низкая покупательная способность и другими. Следует также среди указанных факторов отметить наличие системных дисбалансов, которые заключаются в зависимости от цен на нефть, чувствительности по отношению к спекулятивным потокам капитала, неэффективности основных инструментов экономической политики.

Российское рейтинговое агентство АРКА, с учетом складывающейся ситуации в экономике, выпустило свой первый макропрогноз, который охватывает период с 2016 г. до 2020 г. В 2016 г. агентство прогнозирует цену на нефть в среднем 39 долларов США за баррель, спад ВВП - 1,8%, сокращение инвестиций - до 5,2%, рубль будет колебаться в границах 68-71 руб./$, инфляция составит 7,2%. По версии АРКА, рост промышленного производства начнется не ранее 2017 г. и не будет превышать 1% в год.

Вестник
Закупки поддержат экономику

Несмотря на кризисные явления в экономике, в России растет число закупок государственных компаний и бюджетных учреждений, осуществляемых в рамках 223-ФЗ и 44-ФЗ. Основное отличие двух федеральных законов, регулирующих контрактную систему, заключается в источнике финансирования. Так в закупках по 223-ФЗ заказчик оплачивает (осуществляет) поставку товара (работы, услуги) за счет собственных средств, в том числе через гранты, средства, полученные при осуществлении приносящей доход деятельности, а по 44-ФЗ - за счет средств федерального и местных бюджетов.

Всего по итогам 2015 г. было размещено более 3,0 млн извещений о закупках по 44-ФЗ, что выше на 10,4% уровня 2014 г. и почти 1,3 млн извещений о закупках по 223-ФЗ, прирост за год составил 18,4% (см. рисунок 1).

Количество извещений о закупках по 223-ФЗ и 44 (94-ФЗ)Рисунок 1. Количество извещений о закупках по 223-ФЗ и 44 (94-ФЗ)

Рост абсолютного числа закупок сопровождается значительным увеличением общей стоимости всех закупочных процедур, деньги на осуществление которых (при условии заключения договоров, контрактов) будут направлены поставщикам, что монетарно поддержит бизнес при существующих трудностях привлечения кредита и частных инвестиций (см. рисунок 2). Суммарный объем закупок по размещенным извещениям в 2015 г. оценивается в 29,5 трлн руб., что составляет 36,5% ВВП РФ (80,8 трлн руб.).

В относительном выражении, стоимость закупок по 223-ФЗ выросла за год на 29,9% (до 23,1 трлн руб.), по 44-ФЗ - на 7,2% (до 6,5 трлн руб.).

Общая стоимость закупок по размещенным извещениям, млрд руб.Рисунок 2. Общая стоимость закупок по размещенным извещениям, млрд руб.

Согласно данным рисунка 3, в 2015 г. на 9,7% увеличилась средняя стоимость одной закупки, проводимой по 223-ФЗ (до 18,2 млн руб.), а средняя стоимость закупки по 44-ФЗ незначительно снизилась - на 3,0% (до 2,1 млн руб.).

Средняя стоимость одной закупки по опубликованным извещениям, млн руб.Рисунок 3. Средняя стоимость одной закупки по опубликованным извещениям, млн руб.

По данным на 2 мая 2016 г. закупки по 223-ФЗ осуществляет 80,6 тыс. зарегистрированных заказчиков, что почти в два раза выше их количества на конец 2013 г. В закупках по 44-ФЗ (94-ФЗ) на текущий момент участвует около 260 тыс. заказчиков, и их число незначительно превышает данные конца 2013 года (см. рисунок 4), поскольку количество бюджетных организаций в России не имеет тенденции к значительному увеличению.

Количество зарегистрированных заказчиковРисунок 4. Количество зарегистрированных заказчиков

Максимальная общая стоимость контрактов в результате проведения закупок по 44-ФЗ по итогам 2015 г. была указана Федеральным казенным учреждением «Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань» Федерального дорожного агентства». Управление заключило контракты на общую сумму в 228,3 млрд руб. Компания осуществляет проектирование и строительство моста через Керченский пролив. Далее в рейтинге крупнейших заказчиков следуют Департамент строительства г. Москвы – 133,6 млрд руб., и Министерство обороны РФ – 114 млрд руб. (см. таблицу 1).

Говоря об учреждениях, которые наиболее часто осуществляют закупки по 44-ФЗ, можно увидеть несколько иную картину: на первом месте находится Департамент здравоохранения г. Москвы, который в минувшем году разместил 3504 извещения о закупках, на втором месте следует Государственное казенное учреждение «Управление материально-технического обеспечения Министерство здравоохранения Республики Башкортостан» – 3179 закупок.

Таблица 1. Крупнейшие заказчики по сумме заключенных контрактов и количеству закупок в 2015 г. по 44-ФЗ

Наименование заказчикаСумма заключенных контрактов, млн руб.
1 Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань» Федерального дорожного агентства» 228 344
2 Департамент строительства города Москвы 133 582
3 Министерство обороны Российской Федерации 114 030
4 Федеральное космическое агентство («Роскосмос») 104 850
5 Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга 94 713
Наименование заказчикаКоличество закупок
1 Департамента здравоохранения города Москвы 3 504
2 Государственное казенное учреждение «Управление материально-технического обеспечения Министерство здравоохранения Республики Башкортостан» 3 179
3 Министерство обороны Российской Федерации 2 257
4 Департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области 2 132
5 Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Новосибоблфарм» 1 966

По общей стоимости закупок, осуществляемых в рамках 223-ФЗ, безоговорочным лидером выступает ОАО НК Роснефть. Суммарная стоимость лотов этого заказчика составляет 5,6 трлн руб. или более 24% от суммы всех закупок по данному ФЗ (см. таблицу 2).

А главный российский перевозчик - ОАО РЖД, наиболее часто участвует в закупках в качестве заказчика: в 2015 г. компания провела 18 182 закупочные процедуры.

Таблица 2. Крупнейшие заказчики по суммарной цене лотов и количеству закупок в 2015 г. по 223-ФЗ

Наименование заказчикаСуммарная стоимость лотов, млн руб.
1 ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» 5 609 444
2 ООО «Газпром переработка Благовещенск» 801 560
3 АО «Уралсевергаз - независимая газовая компания» 630 939
4 ООО «Кузбасская энергосетевая компания» 629 619
5 ОАО «Газпром нефтехим Салават» 603 003
Наименование заказчикаКоличество закупок
1 ОАО «Российские железные дороги» 18 182
2 ПАО «Ростелеком» 7 746
3 ПАО «Сбербанк России» 5 565
4 ПАО «Т Плюс» 5 451
5 ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» 3 569

Таким образом, контрактная система, призванная на конкурсной основе реализовывать закупочную деятельность государственных бюджетных юридических лиц, снизить коррупционную составляющую и повысить их прозрачность, превратилась к тому же в огромную систему перераспределения финансовых потоков в реальную экономику, размер которой сопоставим с квартальным ВВП России, например, за IV-й квартал 2015 г. - 22,0 трлн руб. Данный факт можно рассматривать как благо для предпринимательской среды, в условиях жесткой монетарной политики ЦБ и невозможности кредитоваться в западных банках из-за введенных санкций. К этому источнику «длинных» денег могут подключаться не только крупные поставщики, но также и малый бизнес, ИП и даже физические лица, предлагающие рынку уникальный продукт. Согласно Федеральному закону*, не менее чем 15% совокупного годового объема закупок должны осуществляться у субъектов малого предпринимательства.

* Согласно ч. 1, ст.30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок.