Штрафы, блокировка веб-ресурсов, приостановление деятельности для юридических и физических лиц, перепродающих выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) – такие предложения содержит проект Федерального закона, переданный Минэкономразвития России в марте 2019 года на рассмотрение в Госдуму.
Необходимость законопроекта, по мнению разработчиков, вызвана большим количеством появившихся в интернете сайтов, на которых, в том числе за плату, предлагаются выписки из ЕГРН. Таким образом, государственную услугу, возложенную на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), оказывают коммерческие организации без возможности контроля качества со стороны ведомства. Кроме того, услуга весьма востребована. Объем рынка выписок из ЕГРН оценивается примерно в 2,5 млрд рублей.
Законопроектом предлагается внести изменения в КоАП и установить ответственность за создание, наполнение, ведение и использование сайтов, дающих возможность доступа к сведениям из ЕГРН. Размер санкций может составить существенные суммы. Так, за повторное нарушение предполагается штраф до 600 тыс. рублей.
Если законопроект будет принят, изменения планируется ввести до конца 2019 года. Инициатор законопроекта полагает, что применение новых норм позволит уменьшить риски несанкционированного доступа к ЕГРН, в результате которого добросовестные потребители государственных услуг не могут своевременно и качественно получать доступ к системным ресурсам и серверам Росреестра.
Если законопроект будет принят, изменения планируется ввести до конца 2019 года. Инициатор законопроекта полагает, что применение новых норм позволит уменьшить риски несанкционированного доступа к ЕГРН, в результате которого добросовестные потребители государственных услуг не могут своевременно и качественно получать доступ к системным ресурсам и серверам Росреестра.
Надеемся, что добросовестным распространителям данной услуги – профессиональным информационным агентствам будет оказано содействие в доступе к данной информации, и сведения о юридических и физических лицах будут дополнены важными фактами владения недвижимой собственностью.
Публичное обсуждение законопроекта заканчивается 26 апреля 2019 года.
Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций деятельности крупнейших российских производителей автотранспортных средств.
Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 - 2017 годы) предприятия (ТОП-10 и ТОП-1000). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Чистые активы - показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов считается отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.
№ п/п в ТОП-1000, Наименование, ИНН, регион, вид деятельности | Стоимость чистых активов, млрд руб. | Индекс платежеспособности Глобас | ||
2015 | 2016 | 2017 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 ПАО КАМАЗ ИНН 1650032058 Республика Татарстан Производство грузовых автомобилей |
41,6 | ![]() |
![]() |
192 Наивысший |
2 ООО ХЕНДЭ МОТОР МАНУФАКТУРИНГ РУС ИНН 7801463902 Санкт-Петербург Производство автотранспортных средств |
16,1 | ![]() |
![]() |
209 Высокий |
3 ООО ФОЛЬКСВАГЕН ГРУП РУС ИНН 5042059767 Калужская область Производство автотранспортных средств |
22,2 | ![]() |
![]() |
237 Высокий |
4 ПАО ГАЗ ИНН 5200000046 Нижегородская область Производство прочих комплектующих и принадлежностей для автотранспортных средств |
23,2 | ![]() |
![]() |
210 Высокий |
5 НАО РЕНО РОССИЯ ИНН 7709259743 г. Москва Производство автотранспортных средств |
18,7 | ![]() |
![]() |
219 Высокий |
996 ПАО АВТОКРАН ИНН 3731024644 Ивановская область Производство автомобилей специального назначения Находится в стадии ликвидации с 08.06.2017 |
-1,0 | ![]() |
![]() |
600 Неудовлетворительный |
997 НАО АВТОМОБИЛИ И МОТОРЫ УРАЛА ИНН 6658169550 Свердловская область Производство автотранспортных средств Находится в стадии ликвидации с 17.02.2012 |
-3,9 | ![]() |
![]() |
600 Неудовлетворительный |
998 ООО ФОРД СОЛЛЕРС ХОЛДИНГ ИНН 1646021952 Республика Татарстан Производство автотранспортных средств |
4,0 | ![]() |
![]() |
311 Удовлетворительный |
999 ПАО АВТОВАЗ ИНН 6320002223 Самарская область Производство легковых автомобилей |
-43,1 | ![]() |
![]() |
267 Высокий |
1000 ПАО ЧЕБОКСАРСКИЙ АГРЕГАТНЫЙ ЗАВОД ИНН 2126001687 Чувашская Республика - Республика Чувашия Производство прочих комплектующих и принадлежностей для автотранспортных средств В отношении компании рассматривается дело о признании ее банкротом |
-2,0 | ![]() |
![]() |
550 Неудовлетворительный |
— рост показателя к предыдущему периоду,
— снижение показателя к предыдущему периоду.
За десятилетний период средние размеры чистых активов компаний ТОП-1000 имеют тенденцию к снижению (Рисунок 1).

Доли компаний с недостаточностью имущества в ТОП-1000 в последние три года находятся на относительно высоком уровне и имеют тенденцию к снижению (Рисунок 2).

Выручка от реализации
Объем выручки 10 ведущих компаний отрасли в 2017 году составил 58% от суммарной выручки компаний ТОП-1000. (Рисунок 3). Это свидетельствует об относительно высоком уровне монополизации в отрасли, с учетом специфики производства.

В целом за десятилетний период наблюдается снижение показателей средних отраслевых объемов выручки (Рисунок 4).

Прибыль и убытки
Объем чистой прибыли 10 лидеров отрасли в 2017 году составил 54% от суммарной чистой прибыли в ТОП-1000 (Рисунок 5).

В течение последних десяти лет средние отраслевые показатели чистой прибыли находились в основном в зоне отрицательных значений. Таким образом, чистый убыток имеет тенденцию к увеличению (Рисунок 6).

За трехлетний период средние значения показателей чистой прибыли компаний ТОП-1000 увеличиваются, при этом наблюдается значительный средний размер чистого убытка с тенденцией к его увеличению. (Рисунок 6).

Основные финансовые коэффициенты
За десятилетний период средние отраслевые показатели коэффициента общей ликвидности с 2014 года находились в основном в интервале рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0, с тенденций к снижению (Рисунок 8).
Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) - показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.

В течение десяти лет средние отраслевые значения коэффициента рентабельности инвестиций имеют тенденцию к снижению (Рисунок 9).
Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.

Коэффициент оборачиваемости активов - рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.
За десятилетний период показатели данного коэффициента деловой активности имеют тенденцию к увеличению (Рисунок 10).

Структура производства
Наибольшую долю в суммарной выручке ТОП-1000 имеют предприятия, имеющие широкую специализацию на производстве автотранспортных средств. (Рисунок 11).

71% компаний ТОП-1000 зарегистрированы в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ. При этом, доля их выручки в общем объеме в 2017 году составила всего около 5%, что значительно ниже среднего показателя по стране (Рисунок 12).

Основные регионы деятельности
Компании ТОП-1000 распределены по территории России относительно равномерно, с учетом специфики отраслевого производства и зарегистрированы в 65 регионах. Наибольшие доли объема их выручки сосредоточены в Республике Татарстан, Санкт-Петербурге, Самарской и Калужской областях (Рисунок 13).

Скоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения компаний ТОП-1000 показывает, что наибольшая часть из них находится в среднем финансовом положении (Рисунок 14).

Индекс платежеспособности Глобас
Наибольшей части компаний из ТОП-1000 присвоен наивысший и высокий индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их способности в полном объеме отвечать по своим долговым обязательствам (Рисунок 15).

Индекс промышленного производства
По сведениям Федеральной службы государственной статистики, в производстве автотранспорта в течение 12 месяцев 2018 года наблюдается тенденция к снижению показателей индекса промышленного производства (Рисунок 16). При этом средний показатель индекса от месяца к месяцу составил 101,7%.

Вывод
Комплексная оценка деятельности крупнейших российских производителей автотранспортных средств, учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует о преобладании в отрасли негативных тенденций (Таблица 2).
Тенденции и факторы оценки | Удельный вес фактора, % |
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера чистых активов | ![]() |
Рост / снижение доли предприятий с отрицательными значениями чистых активов | ![]() |
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера выручки | ![]() |
Уровень конкуренции / монополизации | ![]() |
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера чистой прибыли (убытка) | ![]() |
Рост / снижение средних размеров чистой прибыли компаний ТОП-1000 | ![]() |
Рост / снижение средних размеров чистого убытка компаний ТОП-1000 | ![]() |
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности | ![]() |
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций | ![]() |
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов | ![]() |
Доля малого и среднего бизнеса в отрасли по объему выручки более 22% | ![]() |
Региональная концентрация | ![]() |
Финансовое положение (наибольшая доля) | ![]() |
Индекс платежеспособности Глобас (наибольшая доля) | ![]() |
Индекс промышленного производства | ![]() |
Среднее значение факторов | ![]() |
— положительная тенденция (фактор) ,
— отрицательная тенденция (фактор).