Статья
Контрактная система закупок изменилась

В целях обеспечения конкуренция между поставщиками и предупреждения злоупотреблений закупки для государственных или муниципальных нужд в России проводятся через конкурсные процедуры.

Федеральным законом от 30.10.2018 №393-ФЗ «О внесении изменения в статью 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для научных организаций сделано исключение. Теперь эти организации могут осуществлять закупки без проведения конкурсных процедур, но не более чем на 20 млн руб. в год. Ограничена и максимальная стоимость закупки у единственного поставщика суммой в 400 тыс. руб. Годовой объем таких закупок не может превышать половину стоимости всех закупок организации. Таким образом, по мнению инициаторов изменений, государственные закупки на небольшие суммы будут более прозрачными.

Такие правилам уже действуют для государственных и муниципальных учреждений, в сферах культуры, охраны природы, физкультуры и спорта.

Для научных организаций процедуры закупок станут значительно проще. Это открывает возможности экономии выделяемых для них бюджетные средства, за счет сокращения больших подразделений для проведения конкурсных закупок.

Согласно сведениям Информационно-аналитической системы Глобас в настоящее время в России насчитывается около 48 тысяч действующих организаций, занимающихся профессиональной научной деятельностью, научными исследованиями и разработками. Из них, чуть более 4 тысяч - аккредитованы на различных электронных торговых площадках.

Информация об их хозяйственной деятельности, в том числе, о проведении закупок, в полном объеме доступна для подписчиков системы Глобас

Статья
Тенденции производства средств транспорта

Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций деятельности крупнейших российских производителей транспортных средств и оборудования.

Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 - 2017 годы) компании - производители морских, железнодорожных, воздушных транспортных средств и оборудования, за исключением производства автотранспорта и боевых машин (ТОП-10 и ТОП-1000). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.

Чистые активы - показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов считается отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.

Таблица 1. Крупнейшие российские производители транспортных средств и оборудования с наибольшими и наименьшими размерами чистых активов в 2015 – 2017 годах
Наименование, ИНН, регион, вид деятельности Стоимость чистых активов,
млрд руб
Индекс платежеспособности Глобас
2015 2016 2017
1 2 3 4 5 6
1 НАО ОБЪЕДИНЕННАЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ
ИНН 7838395215 Санкт-Петербург
Строительство кораблей, судов и плавучих конструкций
164,70 up183,06 up241,87 257 Высокий
2 ПАО АВИАЦИОННАЯ ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ СУХОЙ
ИНН 7740000090 г. Москва
Производство вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов
189,16 down184,66 down123,24 163 Наивысший
3 НАО ГРАЖДАНСКИЕ САМОЛЕТЫ СУХОГО
ИНН 7714175986 г. Москва
Производство вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов
-30,29 up73,87 down73,14 256 Высокий
4 НАО ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СЕВЕРНОЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
ИНН 2902059091 Архангельская область
Строительство кораблей, судов и плавучих конструкций
33,60 up44,13 up54,16 170 Наивысший
5 НАО УЛАН-УДЭНСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД
ИНН 0323018510 Республика Бурятия
Производство вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов
43,84 down38,88 up39,73 222 Высокий
996 ПАО ЛЮДИНОВСКИЙ ТЕПЛОВОЗОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД
ИНН 4024000014 Калужская область
Предоставление услуг по восстановлению и оснащению (завершению) железнодорожных локомотивов, трамвайных моторных вагонов и прочего подвижного состава
0,01 down-1,05 down-1,80 318 Удовлетворительный
997 НАО ЭНГЕЛЬССКИЙ ЛОКОМОТИВНЫЙ ЗАВОД
ИНН 6449062691 Саратовская область
Производство железнодорожных локомотивов и подвижного состава
-0,42 down-0,95 down-1,87 341 Удовлетворительный
998 ПАО НОВОКУЗНЕЦКИЙ ВАГОНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД
ИНН 4217101428 Кемеровская область
Производство несамоходных железнодорожных, трамвайных и прочих вагонов для перевозки грузов
Находится в стадии ликвидации с 02.03.2017
-0,37 down-0,91 down-2,37 600 Неудовлетворительный
999 ПАО АРМАВИРСКИЙ ЗАВОД ТЯЖЕЛОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
ИНН 2302044590 Краснодарский край
Производство несамоходных железнодорожных, трамвайных и прочих вагонов для перевозки грузов
Находится в стадии ликвидации с 13.07.2016
-2,64 down-2,66 down-4,48 600 Неудовлетворительный
1000 НАО ПРОМТРАКТОР-ВАГОН
ИНН 2128701370 Чувашская Республика - Республика Чувашия
Предоставление услуг по восстановлению и оснащению (завершению) железнодорожных локомотивов, трамвайных моторных вагонов и прочего подвижного состава
-4,81 down-9,14 down-102,03 366 Удовлетворительный

Up — рост показателя к предыдущему периоду, Up — снижение показателя к предыдущему периоду.

За десятилетний период средние размеры чистых активов компаний ТОП-1000 имеют тенденцию к увеличению (Рисунок 1).

Рисунок 1. Изменение средних отраслевых показателей размера чистых активов производителей транспортных средств и оборудования в 2008 – 2017 годах Рисунок 1. Изменение средних отраслевых показателей размера чистых активов производителей транспортных средств и оборудования в 2008 – 2017 годах

Доли компаний с недостаточностью имущества в ТОП-1000 в последние три года увеличиваются (Рисунок 2).

Рисунок 2. Доля компаний с отрицательными значениями размера чистых активов в ТОП-1000 в 2015 – 2017 годах Рисунок 2. Доля компаний с отрицательными значениями размера чистых активов в ТОП-1000 в 2015 – 2017 годах

Выручка от реализации
Объем выручки 10 ведущих компаний отрасли в 2017 году составил 45% от суммарной выручки компаний ТОП-1000. (Рисунок 3). Это свидетельствует о высоком уровне монополизации в отрасли.

Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2017 года ТОП-1000 Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2017 года ТОП-1000

В целом за десятилетний период наблюдается рост показателей средних отраслевых объемов выручки (Рисунок 4).

Рисунок 4. Изменение средних отраслевых показателей выручки производителей транспортных средств и оборудования в 2008 – 2017 годах Рисунок 4. Изменение средних отраслевых показателей выручки производителей транспортных средств и оборудования в 2008 – 2017 годах

Прибыль и убытки
Объем прибыли 10 лидеров отрасли в 2017 году составил 60% от суммарной прибыли ТОП-1000 (Рисунок 5).

Рисунок 5. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарном объеме прибыли 2017 года ТОП-1000 Рисунок 5. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарном объеме прибыли 2017 года ТОП-1000

В течение последних десяти лет средние отраслевые значения показателей чистой прибыли имеют тенденцию к увеличению (Рисунок 6).

Рисунок 6. Изменение средних отраслевых значений показателей чистой прибыли производителей транспортных средств и оборудования в 2008 – 2017 годах Рисунок 6. Изменение средних отраслевых значений показателей чистой прибыли производителей транспортных средств и оборудования в 2008 – 2017 годах

За трехлетний период средние значения показателей чистой прибыли компаний ТОП-1000 имеют тенденцию к росту, при этом увеличивается и средний размер чистого убытка. (Рисунок 6).

Рисунок 7. Изменение средних значений показателей прибыли и убытка компаний ТОП-1000 в 2015 – 2017 годах Рисунок 7. Изменение средних значений показателей прибыли и убытка компаний ТОП-1000 в 2015 – 2017 годах

Основные финансовые коэффициенты
За десятилетний период средние отраслевые показатели коэффициента общей ликвидности находились в интервале рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0, с тенденций к росту (Рисунок 8).

Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) - показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.

Рисунок 8. Изменение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности производителей транспортных средств и оборудования в 2008 – 2017 годах Рисунок 8. Изменение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности производителей транспортных средств и оборудования в 2008 – 2017 годах

В течение десяти лет средние отраслевые значения коэффициента рентабельности инвестиций находились на относительно невысоком уровне, но с тенденцией к росту (Рисунок 9).

Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.

Рисунок 9. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций производителей транспортных средств и оборудования в 2008 – 2017 годах Рисунок 9. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций производителей транспортных средств и оборудования в 2008 – 2017 годах

Коэффициент оборачиваемости активов - рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.

За десятилетний период показатели данного коэффициента деловой активности имеют тенденцию к снижению (Рисунок 10).

Рисунок 10. Изменение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов производителей транспортных средств и оборудования в 2008 – 2017 годах Рисунок 10. Изменение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов производителей транспортных средств и оборудования в 2008 – 2017 годах

Структура производства
Наибольшую долю в суммарной выручке ТОП-1000 имеют компании, специализирующиеся на производстве вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов (Рисунок 11).

Рисунок 11. Распределение видов деятельности в суммарной выручке компаний ТОП-1000 Рисунок 11. Распределение видов деятельности в суммарной выручке компаний ТОП-1000

73% компаний ТОП-1000 зарегистрированы в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ. При этом, их доля в общем объеме выручки компаний ТОП-1000 в 2017 году составила чуть более 2% (Рисунок 12).

Рисунок 12. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-1000, % Рисунок 12. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-1000, %

Основные регионы деятельности
Компании ТОП-1000 распределены по территории России крайне неравномерно и зарегистрированы в 67 регионах. Почти 36% объема их выручки сосредоточены в двух столицах - г. Москве и в Санкт-Петербурге (Рисунок 13).

Рисунок 13. Распределение выручки компаний ТОП-1000 по регионам России Рисунок 13. Распределение выручки компаний ТОП-1000 по регионам России

Скоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения компаний ТОП-1000 показывает, что наибольшая часть из них находится в среднем финансовом положении (Рисунок 14).

Рисунок 14. Распределение компаний ТОП-1000 по скорингу бухгалтерской отчетности Рисунок 14. Распределение компаний ТОП-1000 по скорингу бухгалтерской отчетности

Индекс платежеспособности Глобас
Большей части компаний из ТОП-1000 присвоен наивысший или высокий Индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства (Рисунок 15).

Рисунок 15. Распределение компаний ТОП-1000 по Индексу платежеспособности Глобас Рисунок 15. Распределение компаний ТОП-1000 по Индексу платежеспособности Глобас

Индекс промышленного производства
По сведениям Федеральной службы государственной статистики, в течение 12 месяцев 2017 – 2018 годов наблюдается тенденция к снижению индекса промышленного производства транспортных средств и оборудования. За 9 месяцев 2018 года индекс снизился в среднем на 0,8%, но в целом за период с ноября 2017 года по октябрь 2018 года - вырос в среднем 2,1% (Рисунок 16).

Рисунок 16. Индекс промышленного производства транспортных средств и оборудования в 2017 – 2018 годах, месяц к месяцу (%) Рисунок 16. Индекс промышленного производства транспортных средств и оборудования в 2017 – 2018 годах, месяц к месяцу (%)

Вывод
Комплексная оценка деятельности крупнейших российских производителей транспортных средств и оборудования, учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует о незначительном преобладании в отрасли благоприятных тенденций (Таблица 2).

Таблица 2. Положительные и отрицательные тенденции, факторы оценки отрасли
Тенденции и факторы оценки Удельный вес фактора, %
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера чистых активов up10
Рост / снижение доли предприятий с отрицательными значениями чистых активов down-10
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера выручки up10
Уровень конкуренции / монополизации down-10
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера чистой прибыли (убытка) up10
Рост / снижение средних размеров чистой прибыли компаний ТОП-1000 up10
Рост / снижение средних размеров чистого убытка компаний ТОП-1000 down-10
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности up10
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций up10
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов, раз down-10
Доля малого и среднего бизнеса в отрасли по объему выручки более 30% down-10
Региональная концентрация down-10
Финансовое положение (наибольшая доля) up5
Индекс платежеспособности Глобас (наибольшая доля) up10
Индекс промышленного производства down-10
Среднее значение факторов up0,3

Up — положительная тенденция (фактор), Up — отрицательная тенденция (фактор).