Статья
Об экономической ситуации в морских портах России

Исторически сложилось, что порты РФ всегда играли и продолжают играть важную роль в развитии экономики страны. Это обусловлено географическим расположением территории России, которая омывается 12 морями трёх океанов и Каспийским морем. Сегодняшний Реестр морских портов РФ включает 67 портов, расположенных в Арктическом, Балтийском, Азово-Черноморском, Каспийском и Дальневосточном бассейнах.

По итогам января-августа 2016 года грузооборот морских портов составил 468,6 млн тонн, увеличившись, таким образом, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5,7%. Среди грузов наибольший процентный прирост показали руды – 5,8 млн т (+35,2%), уголь – 89,3 млн т (+12,0%), зерно – 20,6 млн т (+10,6%), сырая нефть - 146,4 млн т (9,8%).

Наибольший объем грузов за январь-август 2016 года перевалили порты Азово-Черноморского бассейнов. Чуть отстают порты Балтийского бассейна, причем отставание происходит с 2015 года. Это связано с экономическими и геополитическими факторами, в результате которых резко снизилась перевалка контейнерных грузов; с влиянием ситуации на внутренних водных путях; поворотом в экономическом сотрудничестве на Юг и Восток, приведшим к смене географии маршрутов следования грузов. Грузооборот морских портов за январь-август 2016 года по бассейнам представлен в таблице 1.

Таблица 1. Грузооборот морских портов России за январь-август 2016г.
 Арктический бассейнБалтийский бассейнАзово-Черноморский бассейнКаспийский бассейнДальневосточный бассейн
Всего, млн тонн 30,0 155,3 158,0 3,7 121,5
изменение, % + 28,3 +2,1 +4,7 - 19,6 +8,1
Сухие грузы, млн тонн 17,5 58,3 67,6 1,8 73,1
изменение, % + 8,8 +0,6 +12,3 - 14,0 +13,6
Наливные грузы, млн 12,5 97,0 90,4 1,9 48,4
изменение, % + в 1,7 раза +3,1 - 0,3 -24,2 +0,8

В Азово-Черноморском бассейне наибольший объем грузов за 8 месяцев текущего года перевалил порт Новороссийск – до 85,8 млн т. (+1,9%). Прирост выше 10% показали порты Керчь – до 6,2 млн т (+35,2%), Ростов-на-Дону – до 8,5 млн т (+27,7%), Ейск – до 2,5 млн т (+13,0%) Темрюк – до 1,9 млн т (+12,4%) и Тамань – до 8,5 млн т (+10,8%). В Балтийском бассейне успешными отмечены порты Усть-Луга до 60,3 млн т (+5,1%) и Приморск до 43,3 млн т (+11,7%).

В зависимости от геополитических тенденций происходит развитие портов тех или иных регионов. В связи с антисанкционной политикой сегодня в приоритете у государства развитие Арктики и Юго-Восточного направления. В этих регионах планируется либо создание транспортной инфраструктуры, либо развитие портовых узлов, поэтому сюда и будут направляться в первую очередь денежные потоки. Поэтому портам Балтийского бассейна вряд ли придется рассчитывать на приток инвестиций.

Тем не менее, по мнению аналитиков, порты Балтии будут продолжать удерживать лидирующие позиции по суммарному грузообороту, хотя в случае очередного витка кризиса или девальвации рубля объемы перевалки грузов могут показать резкое снижение. У российских портов Северо-Запада имеется возможности перехвата грузов из портов близлежащих расположенных государств Балтии. В планах России продолжать работу по переориентации нефтепродуктов на экспорт через собственные порты. Для увеличения контейнерных перевозок активно начал работу в этом году многофункциональный морской перегрузочный комплекс (ММПК) «Бронка» на административной территории Санкт-Петербурга, вблизи города Ломоносов.

При этом важно, и об этом говорится уже давно, создать более привлекательные условия, касающиеся таможенных процедур, тарифов, мощностей, хранения и т.п. Так, с 1 августа 2016 года на территории «Бронка» заработал в экспериментальном режиме Центр электронного декларирования. Вместе с тем следует помнить, что российские предприниматели в свое время инвестировали в развитие прибалтийских портов, поэтому будут и дальше осуществлять перевалку грузов с использованием собственных мощностей.

Статья
Уточнен порядок исполнения государственного оборонного заказа

С 15 июля текущего года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 №317-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и статью 7.29.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Закон был внесен на рассмотрение Государственной думы в мае 2016 г. по инициативе Президента РФ и нацелен на гарантированное и качественное исполнение государственных оборонных заказов (ГОЗ).

В целом закон расширяет права головного исполнителя по государственному оборонному заказу и уточняет процедуру сопровождения контрактов банками. В частности, головному исполнителю ГОЗ предоставлено право на покрытие расходов, произведенных из собственных средств предприятия, на создание запасов материалов, сырья, полуфабрикатов и комплектующих, необходимых для исполнения ГОЗ. Это даст возможность головным исполнителям своевременно погашать кредиты, взятые для создания этих запасов, еще до окончания исполнения ГОЗ, что в конечном итоге может повлиять на снижение издержек и, соответственно, снизит себестоимость продукции.

Кроме этого, законом введено новое понятие – «продукция с длительным технологическим циклом производства (более шести месяцев)». Определение порядка отнесения к продукции с длительным технологическим циклом производства и разработка процедуры выдачи соответствующих документов возложены на федеральные органы исполнительной власти, обладающие соответствующей компетенцией в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом» и Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос».

Государственный заказчик по ГОЗ наделен правом перечислять средства в размере прибыли головному исполнителю, разработчику или изготовителю продукции с длительным технологическим циклом после частичного исполнения государственного контракта. Основанием для такой выплаты является официальный документ о принятой государственным заказчиком продукции, т.е. отдельной партии товара или отдельного этапа выполненных работ (услуг). При этом предприятия, занимающие в сфере исполнения ГОЗ доминирующие позиции, обязаны заключать контракты на исполнение ГОЗ при отсутствии экономически или технологически аргументированных и оправданных причин для отказа. Нарушение этой обязанности может стать основанием для административного наказания в виде штрафов для должностных лиц в размере от 30 до 50 тысяч рублей, а для юридических лиц - от 300 тысяч до одного миллиона рублей.

Подписчики Информационно-аналитической системы Глобас-i могут ознакомиться со списком предприятий, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 №213-ФЗ, Указом Президента РФ от 04.08.2004 №1009, Распоряжением Правительства РФ от 23.01.2003 №91-р, Федеральным законом от 29.04.2008 №57-ФЗ, а так же, провести анализ контрактов, закупок и тендеров, воспользовавшись новым аналитическим инструментом в соответствующем разделе Системы.