Рэнкинг
Рентабельность уставного капитала российских микрофинансовых и микрокредитных организаций

Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг российских микрофинансовых и микрокредитных организаций по рентабельности уставного капитала.

К теме законодательных изменений в сфере финансового рынка мы обращались ранее в нашей публикации «Микрокредиты для бизнеса увеличатся».

Для рэнкинга были отобраны российские микрофинансовые и микрокредитные организации (ТОП-10) с наибольшим объемом выручки за последний имеющийся в органах государственной статистики отчетный период (2015 г.). Далее они были ранжированы по убыванию показателя рентабельности уставного капитала (Таблица 1).

Рентабельность уставного капитала (%) - характеризует эффективность использования уставного капитала предприятия и отражает, сколько чистой прибыли приходится на рубль уставного капитала. Чем больше показатель, тем эффективнее компания использует капитал вложенный в уставный фонд. Однако, при анализе необходимо учитывать, что слишком высокие показатели, превышающее средние значения в экономике или по отрасли в несколько раз, может свидетельствовать о незначительной сумме уставного капитала при относительно высокой сумме чистой прибыли.

Для наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии организации необходимо обращать внимание на всю имеющуюся совокупность коэффициентов, финансовых и других показателей.

Таблица 1. Чистая прибыль, выручка, рентабельность уставного капитала и индекс платежеспособности Глобас-i микрофинансовых и микрокредитных организаций (ТОП-10)
Наименование, ИНН, регионЧистая прибыль 2015 г., млн руб.Выручка 2015 г., млн руб.Выручка 2015 г. к 2014 г., (+/- %)Рентабельность уставного капитала, %Индекс платёжеспособности Глобас-i
ООО МИКРОКРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ ЦЕНТРОФИНАНС ГРУПП
ИНН 2902076410 Архангельская область
88,8 749,9 95,0 888 120,00 295
Высокий
ООО МИКРОФИНАНСОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЮПИТЕР 6
ИНН 7840460408 Санкт-Петербург
11,5 63,5 176,1 115 270,00 265
Высокий
ООО МИКРОКРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ НЕПТУН 8
ИНН 7801631988 Санкт-Петербург
8,1 85,3 500,7 80 630,00 283
Высокий
ООО МИКРОФИНАНСОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАКТА-КРЕДИТ -ЗАПАД
ИНН 5260319581 Нижегородская область
9,8 133,3 8,0 49 140,00 298
Высокий
ООО МИКРОФИНАНСОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАКТА-КРЕДИТ-РЕГИОНЫ
ИНН 5260228430 Нижегородская область
8,4 126,6 2,4 41 805,00 287
Высокий
ООО МИКРОКРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ СРОЧНАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ
ИНН 0266031078 Республика Башкортостан
1,0 16,0 56,9 10 050,00 236
Высокий
ООО МИКРОФИНАНСОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЖОЙ МАНИ
ИНН 5407496776 Новосибирская область
0,6 61,0 0,0 5 780,00 304
Удовлетворительный
ООО МИКРОФИНАНСОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АГЕНТСТВО ПРАВОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ИНН 5260170290 Нижегородская область
0,3 39,2 -38,5 2 038,46 260
Высокий
ООО МИКРОКРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ ПЛУТОН 5
ИНН 7801632011 Санкт-Петербург
-116,0 253,9 16826,7 -1 159 530,00 361
Удовлетворительный
МИКРОКРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ ФОНД РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНН 3666144160 Воронежская область
3,6 26,3 27,7 * 255
Высокий

*) – для МИКРОКРЕДИТНОЙ КОМПАНИИ ФОНД РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ показатель рентабельности уставного капитала не рассчитывается за отсутствием уставного капитала в соответствии с организационной правовой формой «Фонд».

Среднее значение показателя рентабельности уставного капитала в группе компаний ТОП-10 в 2015 г. составило 3 700,38%. Среднее значение показателя без экстремальных значений в группе компаний ТОП-35 составило 9 596,22%.

Восьми компаниям из ТОП-10 присвоен высокий индекс платежеспособности Глобас-i, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства.

ООО МФО ДЖОЙ МАНИ и ООО МКК ПЛУТОН 5 присвоен удовлетворительный индекс платежеспособности Глобас-i в связи с непродолжительным сроком деятельности компаний.

Рентабельность уставного капитала и выручка микрофинансовых и микрокредитных организаций (ТОП-10)
Рисунок 1. Рентабельность уставного капитала и выручка микрофинансовых и микрокредитных организаций (ТОП-10)

Суммарная выручка предприятий ТОП-10 в 2015 г. составила 1,6 млрд рублей, что на 3% больше, чем в 2014 г. При этом суммарная чистый прибыль в этой же группе снизился на 56%. Четыре компании из ТОП-10 (выделены красным цветом в Талице 1) допустили снижение величины чистой прибыли или убыток по сравнению с предыдущим периодом.

В группе компаний ТОП-35 увеличение суммарной выручки за этот же период составило 1%, при снижении суммарного чистой прибыли на 53%.

У девяти компаний ТОП-10, как и по группе ТОП-35, наблюдаются положительные значения рентабельности уставного капитала.

Микрофинансовые и микрокредитные организации демонстрируют сверхвысокие значения этого показателя, что может свидетельствовать о чрезвычайно высоких суммах чистой прибыли по отношению к средствам, вложенным в уставный капитал. По мнению экспертов, такое положение дел на фоне сложной экономической ситуации в целом, снижения активности населения по получению кредитов в банковских учреждениях (Рисунок 2) и с учетом социальной значимости деятельности микрофинансовых и микрокредитных организаций может вызывать вопросы о совершенстве законодательного регулирования этой деятельности.

Рост / снижение от года к году сумм кредитов, депозитов и прочих размещенных средства, предоставленных банками физическим лицам, % (расчетные данные на основе сведений Центрального банка РФ)
Рисунок 2. Рост / снижение от года к году сумм кредитов, депозитов и прочих размещенных средства, предоставленных банками физическим лицам, % (расчетные данные на основе сведений Центрального банка РФ)

Данные за 10 мес. 2016 г. приведены к соответствующему периоду 2015 г.

При этом, общий размер выданных банками физическим лицам кредитов, депозитов и прочих размещенных средства составил за 10 месяцев 2016 г. 10,6 трлн рублей.

Пока этот показатель на порядок превышает быстро растущие объемы микрокредитования. Так, по данным Национального бюро кредитных историй, за третий квартал 2016 г. объем микрокредитов, выданных 700 микрофинансовыми организациями России, составил 109,8 млрд. руб. Из них 60,3 млрд. рублей – это займы на покупку потребительских товаров, 49,5 млрд. рублей - микрозаймы. За 9 месяцев 2016 г. объем микрокредитов вырос на 23,2 %.

Всего по состоянию на 1 октября было зафиксировало 7,97 млн действующих займов, что на 33,3% больше, чем во втором квартале этого года. При этом, в структуре портфеля минкрофинансовых институтов на микрозаймы приходится 45%, а на кредиты на потребительские товары – 55%. Впервые за три года выросла просроченная задолженность по микрокредитам – с 21,2% до 21,9% и снизился средний размер таких займов, в первую очередь на потребительские товары – с 21,1 тыс. рублей до 18,3 тыс. рублей. В настоящее время в России уже около 10 миллионов человек воспользовались привлечением микрокредитов.

Ярко выраженной концентрации микрофинансовых и микрокредитных организации в регионах страны не наблюдается. Однако, обращает на себя внимание незначительное количество этих организаций в г. Москве – как крупнейшем в России финансовым центром. Об этом говорят сведения Информационно-аналитической системы Глобас-i, согласно которым 35 предприятий отрасли с наибольшим объемом выручки за 2015 год сосредоточены в 15 регионах России (Рисунок 3).

Распределение 35 микрофинансовых и микрокредитных организаций по регионам России
Рисунок 3. Распределение 35 микрофинансовых и микрокредитных организаций по регионам России
Статья
Большие проблемы малого бизнеса

Сможет ли правительственная поддержка оживить стагнирующую отрасль?

Несмотря на действующие меры государственной помощи, малый бизнес продолжает находиться в кризисе. Как результат, все большее количество предпринимателей приходят к выводу: заниматься бизнесом в России не выгодно.

Кто есть кто? В соответствии с действующим законодательством, к малому бизнесу относятся предприятия с численностью персонала до 100 человек и предельным уровнем годовой выручки до 800 млн руб. Информация о предприятиях малого бизнеса содержится в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), который начал свою работу 1 августа 2016 г. Ведение Реестра осуществляется Федеральной налоговой службой. Кроме предприятий малого бизнеса, в нем отражены сведения о средних предприятиях (численность персонала до 200 человек, годовая выручка до 2 млрд руб.) и микропредприятиях (численность персонала до 15 человек, годовая выручка до 120 млн руб.). Всего на данный момент в Едином реестре субъектов МСП зарегистрировано более 5,7 млн хозяйствующих субъектов (в том числе 3 млн индивидуальных предпринимателей), обеспечивающих рабочие места для 18 млн граждан. В основном малый бизнес сосредоточен в сферах торговли и услуг. Доля МСП в российском ВВП составляет порядка 20%.

Льготы не для всех. В качестве причин нынешней негативной ситуации представители малого бизнеса называют и удорожание кредитов, и влияние санкций, но, в первую очередь, предприниматели указывают на низкую эффективность мер государственной поддержки. По мнению предпринимателей, предоставляемые льготы зачастую тут же нивелируются принятием новых нормативных актов, влекущих за собой увеличение налоговой нагрузки, необходимость ежемесячно отчитываться перед Пенсионным фондом и тратить ресурсы на оспаривание кадастровой стоимости. Лишь частично работают некоторые льготы, как, например, выделение малому бизнесу квоты в 10% в объеме закупок госкомпаний и 15% в госзакупках. Так, в госзакупках успешно участвуют компании техобслуживания транспорта, которым помогают крупные международные мероприятия, форумы, спортивные соревнования, а компании оптовой торговли и IT чаще других жалуются на непрозрачность и сложность процедур в закупках госкомпаний, из-за которых формально действующими льготами воспользоваться невозможно. Льготная аренда помещений, продвигаемая как антикризисная мера, также эффективна не для всех.

Слово за Правительством. В июне Минэкономики представило Стратегию развития МСП до 2030 г., а совсем недавно Проектный офис Правительства представил новый нацпроект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (утвержден 5 декабря), курировать который будет первый вице-премьер Игорь Шувалов. Ранее для поддержки отрасли была создана Федеральная корпорация по развитию МСП. Стратегия развития МСП направлена на упрощение доступа бизнеса к капиталу, а также снижение административной нагрузки. План мероприятий, направленных на реализацию стратегии, состоит из 45 пунктов, всего три из которых предусматривают выделение дополнительного финансирования (расширение грантовой поддержки, внесение имущественного взноса в Корпорацию по развитию МСП для повышения доступности лизинга, развитие центров компетенций в инновационной сфере). Целью стратегии является удвоение доли МСП в ВВП – до 40%, что соответствует уровню развитых стран. Нацпроект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» является уточнением Стратегии развития МСП и программы деятельности Федеральной корпорации по развитию МСП на ближайшее время. По планам Правительства, проект должен быть реализован в срок до марта 2019 г. Критериями его успешности станут рост числа субъектов МСП, а также рост доли кредитов малому бизнесу в общем портфеле кредитов банков. Реализация проекта предусматривает различные меры поддержки индивидуальных и малых предпринимателей. В частности, благодаря расширению доступа субъектов хозяйствования к закупкам крупнейших заказчиков, годовой объем их закупок у индивидуальных и малых предпринимателей в 2018 г. должен составить не менее 17,5%. Кроме того, в рамках реализации проекта запланировано развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для индивидуального и малого предпринимательства, что должно повысить информированность предпринимателей о существующих возможностях для создания и развития бизнеса и уровень их экономической и финансовой грамотности.

Выживание сегодня ради процветания в будущем. В нынешних условиях экономической стагнации именно субъекты малого бизнеса могли бы стать тем источником экономического роста, который способствует подъему всех остальных отраслей. Однако сегодня на повестке дня субъектов МСП стоит вопрос не процветания, а выживания. В условиях растущей конкуренции и снижения спроса малые предприниматели вынуждены снижать издержки, сокращать зарплату персонала, увеличивать время его работы и диверсифицировать бизнес. Низкая эффективность государственной поддержки и дорогие кредитные средства являются важными, но не единственными причинами стагнации МСП. Нельзя забывать о проблемах в сферах госзакупок и контрольно-надзорной деятельности, с которыми ежедневно сталкивается бизнес – сообщество, и которые препятствуют осуществлению эффективной деятельности, в первую очередь, именно малых предприятий (см. Статью от 06.10.2016, а также Статью от 19.10.2016). Инициативы государства в решении данных вопросов есть, остается ждать их эффективной реализации. И, судя по всему, представители малого бизнеса надеются на положительный эффект от последних правительственных шагов: предприниматели с оптимизмом смотрят в будущее, рассчитывая достигнуть докризисных показателей 2013 г. уже в течение ближайших двенадцати месяцев. Ряд экспертов дают более осторожные прогнозы, однако и они соглашаются с тем, что докризисного уровня можно будет достичь в 2018 г.