Статья
ФАС могут лишить монополии по контролю над свободной конкуренцией

В экспертном сообществе развернулась дискуссия по поводу реформирования Федеральной антимонопольной службы (ФАС), в части перераспределения ее полномочий между другими ведомствами.

Провести ревизию полномочий службы премьер Дмитрий Медведев поручил по итогам заседания экспертного совета при Правительстве РФ 23 июня. Большой набор полномочий ФАС влияет на качество работы службы, утверждают эксперты, что не позволяет концентрироваться на ключевых проблемах развития конкуренции.

В частности предлагается:
- передать Росфиннадзору контроль за закупками государства и госкомпаний;
- передать Минэкономразвития нормотворческие полномочия ФАС;
- объединить ФАС с Федеральной службой по тарифам (ФСТ).

В Минэкономразвития предложения экспертов восприняли с резкой критикой. Росфиннадзор следит за достоверностью бюджетных расходов и их целевым использованием, а ФАС - за конкуренцией на торгах. Передача полномочий может привести к «размыванию» функций контроля.

В случае же передачи нормотворческих полномочий возникнет либо бесконтрольность, либо двойная ответственность. При этом роль другого ведомства будет чисто технической: предложения по изменению в законодательство все равно будет формировать антимонопольный орган.

Вопрос об объединении ФАС и ФСТ также находится на стадии обсуждения.

В то же время, в предпринимательской среде, напротив, призывают не урезать полномочия, а расширять их, так как сегодня это единственный орган, который реально защищает бизнес от монополистов и чиновников.

Статья
В 2015 году бизнесу и населению следует ожидать повышения налоговой нагрузки

Несмотря на сворачивание дискуссии о введение налога с продаж и увеличении НДС, которая вызвала массу споров о целесообразности подобных шагов, в 2015 году нам так или иначе предстоит ощутить повышение совокупной налоговой нагрузки: ряд изменений уже внесены Правительством России в Налоговый кодекс РФ.

  • Налог на дивиденды.

Ставка налога на доходы физических лиц, полученные в виде дивидендов, увеличивается с 9 до 13%. Также предложено увеличить и ставки налога на прибыль компаний по доходам от долевого участия в деятельности организаций. Минфин ожидает, что только изменение налога для компаний даст в 2015 г. дополнительный доход в 10,9 млрд руб.

  • Страховые взносы.

Сейчас страховые взносы в Фонд обязательного медицинского страхования составляют 5,1%. Их взимают с годовой зарплаты 624 тыс. руб. (52 тыс. в месяц). Все, что выше, взносами не облагается. Теперь этот порог снимается, и взносы будут брать со всех зарплат. При этом основной тариф останется 5,1%, сохранятся и льготные ставки. В 2015 г. в федеральном бюджете запланировано 140 млрд руб. дополнительных доходов от этого нововведения.

  • Акциз на газ.

Предложено обложить акцизами экспорт газа в Турцию по трубопроводу «Голубой поток». Дополнительные доходы от акциза – 41,7 млрд руб. в 2015 г.

  • Акциз на сигареты.

Сейчас производители сигарет в России платят акциз 800 руб. за 1 тыс. сигарет (специфическая часть) плюс 8,5% от их розничной стоимости (адвалорная часть), но не менее 1040 руб. Согласно Налоговому кодексу, в 2015 г. ставка должна была вырасти до 960 руб. плюс 9% от розничной стоимости (не менее 1250 руб.). В 2016 г. – до 1200 тыс. руб. плюс 9,5% от розничной стоимости (не менее 1600 руб.). Предложенный вариант поправок предполагает сохранение в 2015 г. прежних планов роста специфической части акциза (до 960 руб.) и увеличивает адвалорную часть до 9,5%. В 2016 г. также меняется только адвалорная часть акциза – до 10%. В 2017 г. предлагается установить специфическую часть акциза в 1350 руб. и адвалорную – 10,5%. В 2015 г. бюджет получит – 24 млрд руб.

  • Водный налог.

Индексация ставок водного налога и платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, не проводилась с 2005 г. При этом тарифы на воду, отпускаемую потребителям, увеличились более чем в шесть раз. Проект бюджета предполагает, что в 2015 г. будет проведена индексация в 1,28 раза, в 2016 г. – в 1,64 и в 2017 г. – в 2,08 раза. Ускоренная индексация будет проходить до 2026 г., потом – только на инфляцию. Дополнительные доходы в 2015 г. – 2,8 млрд руб. 

  • Плата за лес.

Индексация ставок платы за использование лесов не проводилась с 2009 г. Минфин предлагает провести ее в 1,05 раза в 2015 г., в 1,1 раза – в 2016 г. и в 1,15 раза – в 2017 г. Предложение внесено в правительство еще в июле 2014 г., возражений не было. Дополнительные доходы в 2015 г. - 800 млн руб.