Тенденции деятельности водного транспорта
Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций деятельности крупнейших российских компаний водного транспорта.
Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 - 2017 годы) компании морского и речного транспорта (ТОП-10 и ТОП-1000). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Чистые активы - показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов считается отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.
| № | Наименование, ИНН, регион, вид деятельности | Стоимость чистых активов, млрд руб. | Индекс платежеспособности Глобас | ||
| 2015 | 2016 | 2017 | |||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| 1 | ПАО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ МОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО ИНН 2540047110 г. Москва Деятельность морского грузового транспорта |
30,71 | 26,50 |
17,88 |
309 Удовлетворительный |
| 2 | ООО ОБОРОНЛОГИСТИКА ИНН 7718857267 г. Москва Деятельность морского грузового транспорта |
1,19 | 1,26 |
8,39 |
249 Высокий |
| 3 | НАО СУДОХОДНАЯ КОМПАНИЯ ВОЛЖСКОЕ ПАРОХОДСТВО ИНН 5260902190 Нижегородская область Деятельность внутреннего водного грузового транспорта |
5,96 | 7,23 |
7,55 |
153 Наивысший |
| 4 | ПАО СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ПАРОХОДСТВО ИНН 7812023195 Санкт-Петербург Деятельность морского грузового транспорта |
4,84 | 5,23 |
5,97 |
164 Наивысший |
| 5 | ООО КОНТЕЙНЕРНЫЙ ТЕРМИНАЛ НУТЭП ИНН 2315024369 Краснодарский край Деятельность морского грузового транспорта |
1,43 | 3,60 |
4,81 |
173 Наивысший |
| 996 | ООО НАХОДКА-ПОРТБУНКЕР ИНН 2508060331 Приморский край Деятельность морского грузового транспорта В отношении компании рассматривается дело о признании ее банкротом |
-0,13 | -1,03 |
-1,24 |
550 Неудовлетворительный |
| 997 | ООО АКВАМАРИН ИНН 7702655931 г. Москва Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта |
-1,78 | -1,87 |
-2,13 |
348 Удовлетворительный |
| 998 | ООО ПАЛМАЛИ ИНН 6164087026 Ростовская область Деятельность морского грузового транспорта Находится в стадии ликвидации с 21.11.2018 |
-3,04 | -2,85 |
-4,72 |
600 Неудовлетворительный |
| 999 | ООО МАГАДАН-ТРАНЗИТ ИНН 4909910131 Магаданская область Деятельность морского пассажирского транспорта В отношении компании рассматривается дело о признании ее банкротом |
0,02 | 0,03 |
-5,42 |
600 Неудовлетворительный |
| 1000 | ПАО ВОЛЖСКОЕ НЕФТЕНАЛИВНОЕ ПАРОХОДСТВО ВОЛГОТАНКЕР ИНН 6317019185 Самарская область Деятельность морского грузового транспорта Находится в стадии ликвидации с 17.03.2008 |
4,29 | -7,80 |
-7,82 |
600 Неудовлетворительный |
— рост показателя к предыдущему периоду,
— снижение показателя к предыдущему периоду.
За десятилетний период средние размеры чистых активов компаний ТОП-1000 имеют тенденцию к снижению (Рисунок 1).
Рисунок 1. Изменение средних отраслевых показателей размера чистых активов компаний водного транспорта в 2008 – 2017 годахДоли компаний с недостаточностью имущества в ТОП-1000 в последние три года увеличиваются (Рисунок 2).
Рисунок 2. Изменение средних отраслевых показателей размера чистых активов компаний водного транспорта в 2008 – 2017 годахВыручка от реализации
Объем выручки 10 ведущих компаний отрасли в 2017 году составил 23% от суммарной выручки компаний ТОП-1000. (Рисунок 3). Это свидетельствует об относительно высоком уровне конкуренции в отрасли.
Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2017 года ТОП-1000В целом за десятилетний период наблюдается снижение показателей средних отраслевых объемов выручки (Рисунок 4).
Рисунок 4. Изменение средних отраслевых показателей выручки компаний водного транспорта в 2008 – 2017 годахПрибыль и убытки
Объем прибыли 10 лидеров отрасли в 2017 году составил 40% от суммарной прибыли ТОП-1000 (Рисунок 5).
Рисунок 5. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарном объеме прибыли 2017 года ТОП-1000В течение последних десяти лет средние отраслевые значения показателей чистой прибыли имеют тенденцию к снижению (Рисунок 6).
Рисунок 6. Изменение средних отраслевых значений показателей чистой прибыли компаний водного транспорта в 2008 – 2017 годахЗа трехлетний период средние значения показателей чистой прибыли компаний ТОП-1000 имеют тенденцию к росту, при этом увеличивается и средний размер чистого убытка. (Рисунок 6).
Рисунок 7. Изменение средних значений показателей прибыли и убытка компаний ТОП-1000 в 2015 – 2017 годахОсновные финансовые коэффициенты
За десятилетний период средние отраслевые показатели коэффициента общей ликвидности находились в основном ниже интервала рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0, начиная с 2011 года, с тенденций к снижению (Рисунок 8).
Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) - показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.
Рисунок 8. Изменение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности компаний водного транспорта в 2008 – 2017 годахВ течение десяти лет средние отраслевые значения коэффициента рентабельности инвестиций находились на относительно невысоком уровне, с тенденцией к снижению (Рисунок 9).
Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.
Рисунок 9. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций компаний водного транспорта в 2008 – 2017 годахКоэффициент оборачиваемости активов - рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.
За десятилетний период показатели данного коэффициента деловой активности имеют тенденцию к росту (Рисунок 10).
Рисунок 10. Изменение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов компаний водного транспорта в 2008 – 2017 годахСтруктура услуг
Наибольшую долю в суммарной выручке ТОП-1000 имеют компании, специализирующиеся на морских грузовых перевозках (Рисунок 11).
Рисунок 11. Распределение видов деятельности в суммарной выручке компаний ТОП-100083% компаний ТОП-1000 зарегистрированы в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ. При этом, их доля в общем объеме выручки компаний ТОП-1000 в 2017 году составила почти 36% (Рисунок 12).
Рисунок 12. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-1000, %Основные регионы деятельности
Компании ТОП-1000 распределены по территории России относительно равномерно с учетом специфики деятельности и географического положения и зарегистрированы в 62 регионах. Наибольшие доли объема их выручки сосредоточены в Санкт-Петербурге и Приморском крае (Рисунок 13).
Рисунок 13. Распределение выручки компаний ТОП-1000 по регионам РоссииСкоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения компаний ТОП-1000 показывает, что наибольшая часть из них находится в среднем финансовом положении (Рисунок 14).
Рисунок 14. Распределение компаний ТОП-1000 по скорингу бухгалтерской отчетностиИндекс платежеспособности Глобас
Большей части компаний из ТОП-1000 присвоен наивысший или высокий Индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства (Рисунок 15).
Рисунок 15. Распределение компаний ТОП-1000 по Индексу платежеспособности ГлобасВывод
Комплексная оценка деятельности крупнейших российских компаний водного транспорта, учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует о некотором преобладании в отрасли отрицательных тенденций (Таблица 2).
| Тенденции и факторы оценки | Удельный вес фактора, % |
| Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера чистых активов | -10 |
| Рост / снижение доли предприятий с отрицательными значениями чистых активов | -10 |
| Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера выручки | -10 |
| Уровень конкуренции / монополизации | 10 |
| Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера чистой прибыли (убытка) | -10 |
| Рост / снижение средних размеров чистой прибыли компаний ТОП-1000 | 10 |
| Рост / снижение средних размеров чистого убытка компаний ТОП-1000 | -10 |
| Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности | -10 |
| Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций | -10 |
| Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов | 10 |
| Доля малого и среднего бизнеса в отрасли по объему выручки более 30% | 10 |
| Региональная концентрация | 10 |
| Финансовое положение (наибольшая доля) | 5 |
| Индекс платежеспособности Глобас (наибольшая доля) | 10 |
| Среднее значение факторов | -0,4 |
— положительная тенденция (фактор),
— отрицательная тенденция (фактор).
Рентабельность активов водного транспорта
Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг крупнейших российских компаний водного транспорта. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 - 2017 годы) компании морского и речного транспорта (ТОП-10). Далее они были ранжированы по коэффициенту рентабельности активов (Таблица 1). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Рентабельность активов (%) - отношение суммы чистой прибыли и процентов к уплате к величине совокупных активов компании. Показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица совокупных активов.
Коэффициент, характеризует эффективность использования компанией своих ресурсов и финансового менеджмента предприятия. Поэтому чем выше значение этого показателя, тем выше эффективность бизнеса, то есть выше отдача на каждую вложенную в активы денежную единицу.
Специалистами Информационного агентства Credinform, с учетом фактического положения дел как в целом в экономике, так и в отраслях, разработан и реализован в Информационно-аналитической системе Глобас расчет практических значений финансовых коэффициентов, которые могут быть признаны нормальными для конкретной отрасли. Для компаний водного транспорта средние отраслевые практические значения коэффициента рентабельности активов в 2017 году составили от -4,11%.
Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность показателей и финансовых коэффициентов.
| Наименование, ИНН, регион, вид деятельности | Выручка от продаж, млрд руб. | Чистая прибыль (убыток), млрд руб. | Рентабельность активов, (%) | Индекс платежеспособности Глобас | |||
| 2016 | 2017 | 2016 | 2017 | 2016 | 2017 | ||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| ООО ВЛАДИВОСТОКСКИЙ МОРСКОЙ КОНТЕЙНЕРНЫЙ ТЕРМИНАЛ ИНН 2537073208 Приморский край Деятельность морского грузового транспорта |
3,53 |
4,50 |
0,44 |
0,31 |
34,80 |
37,91 |
200 Высокий |
| НАО РОСНЕФТЕФЛОТ ИНН 6501096047 г. Москва Деятельность морского грузового транспорта |
6,20 |
4,99 |
1,64 |
1,12 |
26,88 |
13,96 |
166 Наивысший |
| НАО СУДОХОДНАЯ КОМПАНИЯ ВОЛЖСКОЕ ПАРОХОДСТВО ИНН 5260902190 Нижегородская область Деятельность внутреннего водного грузового транспорта Находится в процессе реорганизации в форме присоединения к нему других юридических лиц с 28.06.2018 |
4,54 |
5,27 |
1,36 |
0,94 |
14,03 |
10,97 |
153 Наивысший |
| ООО СКФ ШЕЛЬФ ИНН 7841472237 Санкт-Петербург Деятельность морского грузового транспорта |
2,89 |
6,92 |
0,35 |
0,36 |
18,56 |
10,47 |
200 Высокий |
| ПАО СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ПАРОХОДСТВО ИНН 7812023195 Санкт-Петербург Деятельность морского грузового транспорта |
6,99 |
7,01 |
0,40 |
0,74 |
5,12 |
10,04 |
164 Наивысший |
| ООО ПРАЙМ ШИППИНГ ИНН 6317060306 Самарская область Деятельность внутреннего водного грузового транспорта |
5,99 |
6,05 |
0,79 |
0,87 |
4,67 |
4,96 |
195 Наивысший |
| ООО ГАЗПРОМНЕФТЬ ШИППИНГ ИНН 7805480017 Санкт-Петербург Деятельность морского грузового транспорта |
1,11 |
5,83 |
-0,99 |
0,74 |
-0,39 |
2,87 |
239 Высокий |
| ООО НАЯДА ИНН 2508042212 Приморский край Деятельность морского грузового транспорта |
1,38 |
5,44 |
-0,03 |
0,03 |
-2,45 |
2,11 |
243 Высокий |
| ООО НИКО ИНН 2538001527 Приморский край Деятельность морского грузового транспорта |
5,58 |
5,64 |
0,04 |
0,01 |
4,44 |
0,66 |
247 Высокий |
| ПАО ЛЕНСКОЕ ОБЪЕДИНЕННОЕ РЕЧНОЕ ПАРОХОДСТВО ИНН 1435029085 Республика Саха (Якутия) Деятельность внутреннего водного грузового транспорта |
4,82 |
5,34 |
0,03 |
0,04 |
0,35 |
0,42 |
192 Наивысший |
| Итого по компаниям ТОП-10 | 43,03 |
56,98 |
4,94 |
5,16 |
|||
| Среднее значение по компаниям ТОП-10 | 4,30 |
5,70 |
0,49 |
0,52 |
10,60 |
9,44 |
|
| Среднее отраслевое значение | 0,061 |
0,098 |
0,003 |
0,000 |
2,41 |
-0,03 |
|
— улучшение показателя к предыдущему периоду,
— ухудшение показателя к предыдущему периоду.
Среднее значение коэффициента рентабельности активов ТОП-10 выше рекомендуемого, среднего отраслевого и практического значений показателя. В 2017 году шесть компаний из ТОП-10 улучшили показатели по сравнению с предыдущим периодом.
Рисунок 1. Коэффициент рентабельности активов и выручка крупнейших российских компаний водного транспорта (ТОП-10)В течение 10 лет средние отраслевые значения коэффициента рентабельности активов имеют тенденцию к снижению. (Рисунок 2).
Рисунок 2. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности активов российских компаний водного транспорта в 2008 – 2017 годах