Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций деятельности крупнейших российских компаний водного транспорта.
Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 - 2017 годы) компании морского и речного транспорта (ТОП-10 и ТОП-1000). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Чистые активы - показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов считается отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.
№ | Наименование, ИНН, регион, вид деятельности | Стоимость чистых активов, млрд руб. | Индекс платежеспособности Глобас | ||
2015 | 2016 | 2017 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | ПАО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ МОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО ИНН 2540047110 г. Москва Деятельность морского грузового транспорта |
30,71 | ![]() |
![]() |
309 Удовлетворительный |
2 | ООО ОБОРОНЛОГИСТИКА ИНН 7718857267 г. Москва Деятельность морского грузового транспорта |
1,19 | ![]() |
![]() |
249 Высокий |
3 | НАО СУДОХОДНАЯ КОМПАНИЯ ВОЛЖСКОЕ ПАРОХОДСТВО ИНН 5260902190 Нижегородская область Деятельность внутреннего водного грузового транспорта |
5,96 | ![]() |
![]() |
153 Наивысший |
4 | ПАО СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ПАРОХОДСТВО ИНН 7812023195 Санкт-Петербург Деятельность морского грузового транспорта |
4,84 | ![]() |
![]() |
164 Наивысший |
5 | ООО КОНТЕЙНЕРНЫЙ ТЕРМИНАЛ НУТЭП ИНН 2315024369 Краснодарский край Деятельность морского грузового транспорта |
1,43 | ![]() |
![]() |
173 Наивысший |
996 | ООО НАХОДКА-ПОРТБУНКЕР ИНН 2508060331 Приморский край Деятельность морского грузового транспорта В отношении компании рассматривается дело о признании ее банкротом |
-0,13 | ![]() |
![]() |
550 Неудовлетворительный |
997 | ООО АКВАМАРИН ИНН 7702655931 г. Москва Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта |
-1,78 | ![]() |
![]() |
348 Удовлетворительный |
998 | ООО ПАЛМАЛИ ИНН 6164087026 Ростовская область Деятельность морского грузового транспорта Находится в стадии ликвидации с 21.11.2018 |
-3,04 | ![]() |
![]() |
600 Неудовлетворительный |
999 | ООО МАГАДАН-ТРАНЗИТ ИНН 4909910131 Магаданская область Деятельность морского пассажирского транспорта В отношении компании рассматривается дело о признании ее банкротом |
0,02 | ![]() |
![]() |
600 Неудовлетворительный |
1000 | ПАО ВОЛЖСКОЕ НЕФТЕНАЛИВНОЕ ПАРОХОДСТВО ВОЛГОТАНКЕР ИНН 6317019185 Самарская область Деятельность морского грузового транспорта Находится в стадии ликвидации с 17.03.2008 |
4,29 | ![]() |
![]() |
600 Неудовлетворительный |
— рост показателя к предыдущему периоду,
— снижение показателя к предыдущему периоду.
За десятилетний период средние размеры чистых активов компаний ТОП-1000 имеют тенденцию к снижению (Рисунок 1).

Доли компаний с недостаточностью имущества в ТОП-1000 в последние три года увеличиваются (Рисунок 2).

Выручка от реализации
Объем выручки 10 ведущих компаний отрасли в 2017 году составил 23% от суммарной выручки компаний ТОП-1000. (Рисунок 3). Это свидетельствует об относительно высоком уровне конкуренции в отрасли.

В целом за десятилетний период наблюдается снижение показателей средних отраслевых объемов выручки (Рисунок 4).

Прибыль и убытки
Объем прибыли 10 лидеров отрасли в 2017 году составил 40% от суммарной прибыли ТОП-1000 (Рисунок 5).

В течение последних десяти лет средние отраслевые значения показателей чистой прибыли имеют тенденцию к снижению (Рисунок 6).

За трехлетний период средние значения показателей чистой прибыли компаний ТОП-1000 имеют тенденцию к росту, при этом увеличивается и средний размер чистого убытка. (Рисунок 6).

Основные финансовые коэффициенты
За десятилетний период средние отраслевые показатели коэффициента общей ликвидности находились в основном ниже интервала рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0, начиная с 2011 года, с тенденций к снижению (Рисунок 8).
Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) - показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.

В течение десяти лет средние отраслевые значения коэффициента рентабельности инвестиций находились на относительно невысоком уровне, с тенденцией к снижению (Рисунок 9).
Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.

Коэффициент оборачиваемости активов - рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.
За десятилетний период показатели данного коэффициента деловой активности имеют тенденцию к росту (Рисунок 10).

Структура услуг
Наибольшую долю в суммарной выручке ТОП-1000 имеют компании, специализирующиеся на морских грузовых перевозках (Рисунок 11).

83% компаний ТОП-1000 зарегистрированы в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ. При этом, их доля в общем объеме выручки компаний ТОП-1000 в 2017 году составила почти 36% (Рисунок 12).

Основные регионы деятельности
Компании ТОП-1000 распределены по территории России относительно равномерно с учетом специфики деятельности и географического положения и зарегистрированы в 62 регионах. Наибольшие доли объема их выручки сосредоточены в Санкт-Петербурге и Приморском крае (Рисунок 13).

Скоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения компаний ТОП-1000 показывает, что наибольшая часть из них находится в среднем финансовом положении (Рисунок 14).

Индекс платежеспособности Глобас
Большей части компаний из ТОП-1000 присвоен наивысший или высокий Индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства (Рисунок 15).

Вывод
Комплексная оценка деятельности крупнейших российских компаний водного транспорта, учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует о некотором преобладании в отрасли отрицательных тенденций (Таблица 2).
Тенденции и факторы оценки | Удельный вес фактора, % |
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера чистых активов | ![]() |
Рост / снижение доли предприятий с отрицательными значениями чистых активов | ![]() |
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера выручки | ![]() |
Уровень конкуренции / монополизации | ![]() |
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера чистой прибыли (убытка) | ![]() |
Рост / снижение средних размеров чистой прибыли компаний ТОП-1000 | ![]() |
Рост / снижение средних размеров чистого убытка компаний ТОП-1000 | ![]() |
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности | ![]() |
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций | ![]() |
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов | ![]() |
Доля малого и среднего бизнеса в отрасли по объему выручки более 30% | ![]() |
Региональная концентрация | ![]() |
Финансовое положение (наибольшая доля) | ![]() |
Индекс платежеспособности Глобас (наибольшая доля) | ![]() |
Среднее значение факторов | ![]() |
— положительная тенденция (фактор),
— отрицательная тенденция (фактор).
Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг крупнейших российских компаний водного транспорта. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 - 2017 годы) компании морского и речного транспорта (ТОП-10). Далее они были ранжированы по коэффициенту рентабельности активов (Таблица 1). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Рентабельность активов (%) - отношение суммы чистой прибыли и процентов к уплате к величине совокупных активов компании. Показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица совокупных активов.
Коэффициент, характеризует эффективность использования компанией своих ресурсов и финансового менеджмента предприятия. Поэтому чем выше значение этого показателя, тем выше эффективность бизнеса, то есть выше отдача на каждую вложенную в активы денежную единицу.
Специалистами Информационного агентства Credinform, с учетом фактического положения дел как в целом в экономике, так и в отраслях, разработан и реализован в Информационно-аналитической системе Глобас расчет практических значений финансовых коэффициентов, которые могут быть признаны нормальными для конкретной отрасли. Для компаний водного транспорта средние отраслевые практические значения коэффициента рентабельности активов в 2017 году составили от -4,11%.
Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность показателей и финансовых коэффициентов.
Наименование, ИНН, регион, вид деятельности | Выручка от продаж, млрд руб. | Чистая прибыль (убыток), млрд руб. | Рентабельность активов, (%) | Индекс платежеспособности Глобас | |||
2016 | 2017 | 2016 | 2017 | 2016 | 2017 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ООО ВЛАДИВОСТОКСКИЙ МОРСКОЙ КОНТЕЙНЕРНЫЙ ТЕРМИНАЛ ИНН 2537073208 Приморский край Деятельность морского грузового транспорта |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
200 Высокий |
НАО РОСНЕФТЕФЛОТ ИНН 6501096047 г. Москва Деятельность морского грузового транспорта |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
166 Наивысший |
НАО СУДОХОДНАЯ КОМПАНИЯ ВОЛЖСКОЕ ПАРОХОДСТВО ИНН 5260902190 Нижегородская область Деятельность внутреннего водного грузового транспорта Находится в процессе реорганизации в форме присоединения к нему других юридических лиц с 28.06.2018 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
153 Наивысший |
ООО СКФ ШЕЛЬФ ИНН 7841472237 Санкт-Петербург Деятельность морского грузового транспорта |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
200 Высокий |
ПАО СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ПАРОХОДСТВО ИНН 7812023195 Санкт-Петербург Деятельность морского грузового транспорта |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
164 Наивысший |
ООО ПРАЙМ ШИППИНГ ИНН 6317060306 Самарская область Деятельность внутреннего водного грузового транспорта |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
195 Наивысший |
ООО ГАЗПРОМНЕФТЬ ШИППИНГ ИНН 7805480017 Санкт-Петербург Деятельность морского грузового транспорта |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
239 Высокий |
ООО НАЯДА ИНН 2508042212 Приморский край Деятельность морского грузового транспорта |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
243 Высокий |
ООО НИКО ИНН 2538001527 Приморский край Деятельность морского грузового транспорта |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
247 Высокий |
ПАО ЛЕНСКОЕ ОБЪЕДИНЕННОЕ РЕЧНОЕ ПАРОХОДСТВО ИНН 1435029085 Республика Саха (Якутия) Деятельность внутреннего водного грузового транспорта |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
192 Наивысший |
Итого по компаниям ТОП-10 | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||
Среднее значение по компаниям ТОП-10 | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
Среднее отраслевое значение | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
— улучшение показателя к предыдущему периоду,
— ухудшение показателя к предыдущему периоду.
Среднее значение коэффициента рентабельности активов ТОП-10 выше рекомендуемого, среднего отраслевого и практического значений показателя. В 2017 году шесть компаний из ТОП-10 улучшили показатели по сравнению с предыдущим периодом.

В течение 10 лет средние отраслевые значения коэффициента рентабельности активов имеют тенденцию к снижению. (Рисунок 2).
