Статья
Тенденции деятельности водного транспорта

Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций деятельности крупнейших российских компаний водного транспорта.

Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 - 2017 годы) компании морского и речного транспорта (ТОП-10 и ТОП-1000). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.

Чистые активы - показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов считается отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.

Таблица 1. Крупнейшие российские компании водного транспорта с наибольшими и наименьшими размерами чистых активов в 2015 – 2017 годах
Наименование, ИНН, регион, вид деятельности Стоимость чистых активов, млрд руб. Индекс платежеспособности Глобас
2015 2016 2017
1 2 3 4 5 6
1 ПАО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ МОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО
ИНН 2540047110 г. Москва
Деятельность морского грузового транспорта
30,71 down26,50 down17,88 309 Удовлетворительный
2 ООО ОБОРОНЛОГИСТИКА
ИНН 7718857267 г. Москва
Деятельность морского грузового транспорта
1,19 up1,26 up8,39 249 Высокий
3 НАО СУДОХОДНАЯ КОМПАНИЯ ВОЛЖСКОЕ ПАРОХОДСТВО
ИНН 5260902190 Нижегородская область
Деятельность внутреннего водного грузового транспорта
5,96 up7,23 up7,55 153 Наивысший
4 ПАО СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ПАРОХОДСТВО
ИНН 7812023195 Санкт-Петербург
Деятельность морского грузового транспорта
4,84 up5,23 up5,97 164 Наивысший
5 ООО КОНТЕЙНЕРНЫЙ ТЕРМИНАЛ НУТЭП
ИНН 2315024369 Краснодарский край
Деятельность морского грузового транспорта
1,43 up3,60 up4,81 173 Наивысший
996 ООО НАХОДКА-ПОРТБУНКЕР
ИНН 2508060331 Приморский край
Деятельность морского грузового транспорта
В отношении компании рассматривается дело о признании ее банкротом
-0,13 down-1,03 down-1,24 550 Неудовлетворительный
997 ООО АКВАМАРИН
ИНН 7702655931 г. Москва
Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта
-1,78 down-1,87 down-2,13 348 Удовлетворительный
998 ООО ПАЛМАЛИ
ИНН 6164087026 Ростовская область
Деятельность морского грузового транспорта
Находится в стадии ликвидации с 21.11.2018
-3,04 up-2,85 down-4,72 600 Неудовлетворительный
999 ООО МАГАДАН-ТРАНЗИТ
ИНН 4909910131 Магаданская область
Деятельность морского пассажирского транспорта
В отношении компании рассматривается дело о признании ее банкротом
0,02 up0,03 down-5,42 600 Неудовлетворительный
1000 ПАО ВОЛЖСКОЕ НЕФТЕНАЛИВНОЕ ПАРОХОДСТВО ВОЛГОТАНКЕР
ИНН 6317019185 Самарская область
Деятельность морского грузового транспорта
Находится в стадии ликвидации с 17.03.2008
4,29 down-7,80 down-7,82 600 Неудовлетворительный

Up — рост показателя к предыдущему периоду, Up — снижение показателя к предыдущему периоду.

За десятилетний период средние размеры чистых активов компаний ТОП-1000 имеют тенденцию к снижению (Рисунок 1).

Рисунок 1. Изменение средних отраслевых показателей размера чистых активов компаний водного транспорта в 2008 – 2017 годах Рисунок 1. Изменение средних отраслевых показателей размера чистых активов компаний водного транспорта в 2008 – 2017 годах

Доли компаний с недостаточностью имущества в ТОП-1000 в последние три года увеличиваются (Рисунок 2).

Рисунок 2. Доля компаний с отрицательными значениями размера чистых активов в ТОП-1000 в 2015 – 2017 годах Рисунок 2. Изменение средних отраслевых показателей размера чистых активов компаний водного транспорта в 2008 – 2017 годах

Выручка от реализации
Объем выручки 10 ведущих компаний отрасли в 2017 году составил 23% от суммарной выручки компаний ТОП-1000. (Рисунок 3). Это свидетельствует об относительно высоком уровне конкуренции в отрасли.

Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2017 года ТОП-1000 Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2017 года ТОП-1000

В целом за десятилетний период наблюдается снижение показателей средних отраслевых объемов выручки (Рисунок 4).

Рисунок 4. Изменение средних отраслевых показателей выручки компаний водного транспорта в 2008 – 2017 годах Рисунок 4. Изменение средних отраслевых показателей выручки компаний водного транспорта в 2008 – 2017 годах

Прибыль и убытки
Объем прибыли 10 лидеров отрасли в 2017 году составил 40% от суммарной прибыли ТОП-1000 (Рисунок 5).

Рисунок 5. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарном объеме прибыли 2017 года ТОП-1000 Рисунок 5. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарном объеме прибыли 2017 года ТОП-1000

В течение последних десяти лет средние отраслевые значения показателей чистой прибыли имеют тенденцию к снижению (Рисунок 6).

Рисунок 6. Изменение средних отраслевых значений показателей чистой прибыли компаний водного транспорта в 2008 – 2017 годах Рисунок 6. Изменение средних отраслевых значений показателей чистой прибыли компаний водного транспорта в 2008 – 2017 годах

За трехлетний период средние значения показателей чистой прибыли компаний ТОП-1000 имеют тенденцию к росту, при этом увеличивается и средний размер чистого убытка. (Рисунок 6).

Рисунок 7. Изменение средних значений показателей прибыли и убытка компаний ТОП-1000 в 2015 – 2017 годах Рисунок 7. Изменение средних значений показателей прибыли и убытка компаний ТОП-1000 в 2015 – 2017 годах

Основные финансовые коэффициенты
За десятилетний период средние отраслевые показатели коэффициента общей ликвидности находились в основном ниже интервала рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0, начиная с 2011 года, с тенденций к снижению (Рисунок 8).

Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) - показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.

Рисунок 8. Изменение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности компаний водного транспорта в 2008 – 2017 годах Рисунок 8. Изменение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности компаний водного транспорта в 2008 – 2017 годах

В течение десяти лет средние отраслевые значения коэффициента рентабельности инвестиций находились на относительно невысоком уровне, с тенденцией к снижению (Рисунок 9).

Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.

Рисунок 9. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций компаний водного транспорта в 2008 – 2017 годах Рисунок 9. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций компаний водного транспорта в 2008 – 2017 годах

Коэффициент оборачиваемости активов - рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.

За десятилетний период показатели данного коэффициента деловой активности имеют тенденцию к росту (Рисунок 10).

Рисунок 10. Изменение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов компаний водного транспорта в 2008 – 2017 годах Рисунок 10. Изменение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов компаний водного транспорта в 2008 – 2017 годах

Структура услуг
Наибольшую долю в суммарной выручке ТОП-1000 имеют компании, специализирующиеся на морских грузовых перевозках (Рисунок 11).

Рисунок 11. Распределение видов деятельности в суммарной выручке компаний ТОП-1000 Рисунок 11. Распределение видов деятельности в суммарной выручке компаний ТОП-1000

83% компаний ТОП-1000 зарегистрированы в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ. При этом, их доля в общем объеме выручки компаний ТОП-1000 в 2017 году составила почти 36% (Рисунок 12).

Рисунок 12. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-1000, % Рисунок 12. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-1000, %

Основные регионы деятельности
Компании ТОП-1000 распределены по территории России относительно равномерно с учетом специфики деятельности и географического положения и зарегистрированы в 62 регионах. Наибольшие доли объема их выручки сосредоточены в Санкт-Петербурге и Приморском крае (Рисунок 13).

Рисунок 13. Распределение выручки компаний ТОП-1000 по регионам России Рисунок 13. Распределение выручки компаний ТОП-1000 по регионам России

Скоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения компаний ТОП-1000 показывает, что наибольшая часть из них находится в среднем финансовом положении (Рисунок 14).

Рисунок 14. Распределение компаний ТОП-1000 по скорингу бухгалтерской отчетности Рисунок 14. Распределение компаний ТОП-1000 по скорингу бухгалтерской отчетности

Индекс платежеспособности Глобас
Большей части компаний из ТОП-1000 присвоен наивысший или высокий Индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства (Рисунок 15).

Рисунок 15. Распределение компаний ТОП-1000 по Индексу платежеспособности Глобас Рисунок 15. Распределение компаний ТОП-1000 по Индексу платежеспособности Глобас

Вывод
Комплексная оценка деятельности крупнейших российских компаний водного транспорта, учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует о некотором преобладании в отрасли отрицательных тенденций (Таблица 2).

Таблица 2. . Положительные и отрицательные тенденции, факторы оценки отрасли
Тенденции и факторы оценки Удельный вес фактора, %
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера чистых активов down-10
Рост / снижение доли предприятий с отрицательными значениями чистых активов down-10
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера выручки down-10
Уровень конкуренции / монополизации up10
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера чистой прибыли (убытка) down-10
Рост / снижение средних размеров чистой прибыли компаний ТОП-1000 up10
Рост / снижение средних размеров чистого убытка компаний ТОП-1000 down-10
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности down-10
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций down-10
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов up10
Доля малого и среднего бизнеса в отрасли по объему выручки более 30% up10
Региональная концентрация up10
Финансовое положение (наибольшая доля) up5
Индекс платежеспособности Глобас (наибольшая доля) up10
Среднее значение факторов down-0,4

Up — положительная тенденция (фактор), Up — отрицательная тенденция (фактор).

Рэнкинг
Рентабельность активов водного транспорта

Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг крупнейших российских компаний водного транспорта. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 - 2017 годы) компании морского и речного транспорта (ТОП-10). Далее они были ранжированы по коэффициенту рентабельности активов (Таблица 1). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.

Рентабельность активов (%) - отношение суммы чистой прибыли и процентов к уплате к величине совокупных активов компании. Показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица совокупных активов.

Коэффициент, характеризует эффективность использования компанией своих ресурсов и финансового менеджмента предприятия. Поэтому чем выше значение этого показателя, тем выше эффективность бизнеса, то есть выше отдача на каждую вложенную в активы денежную единицу.

Специалистами Информационного агентства Credinform, с учетом фактического положения дел как в целом в экономике, так и в отраслях, разработан и реализован в Информационно-аналитической системе Глобас расчет практических значений финансовых коэффициентов, которые могут быть признаны нормальными для конкретной отрасли. Для компаний водного транспорта средние отраслевые практические значения коэффициента рентабельности активов в 2017 году составили от -4,11%.

Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность показателей и финансовых коэффициентов.

Таблица 1. Чистая прибыль, выручка, коэффициент рентабельности активов, индекс платежеспособности Глобас крупнейших российских компаний водного транспорта (ТОП-10)
Наименование, ИНН, регион, вид деятельности Выручка от продаж, млрд руб. Чистая прибыль (убыток), млрд руб. Рентабельность активов, (%) Индекс платежеспособности Глобас
2016 2017 2016 2017 2016 2017
1 2 3 4 5 6 7 8
ООО ВЛАДИВОСТОКСКИЙ МОРСКОЙ КОНТЕЙНЕРНЫЙ ТЕРМИНАЛ
ИНН 2537073208 Приморский край
Деятельность морского грузового транспорта
up3,53 up4,50 up0,44 down0,31 up34,80 up37,91 200 Высокий
НАО РОСНЕФТЕФЛОТ
ИНН 6501096047 г. Москва
Деятельность морского грузового транспорта
up6,20 down4,99 up1,64 down1,12 down26,88 down13,96 166 Наивысший
НАО СУДОХОДНАЯ КОМПАНИЯ ВОЛЖСКОЕ ПАРОХОДСТВО
ИНН 5260902190 Нижегородская область
Деятельность внутреннего водного грузового транспорта
Находится в процессе реорганизации в форме присоединения к нему других юридических лиц с 28.06.2018
down4,54 up5,27 up1,36 down0,94 up14,03 down10,97 153 Наивысший
ООО СКФ ШЕЛЬФ
ИНН 7841472237 Санкт-Петербург
Деятельность морского грузового транспорта
up2,89 up6,92 up0,35 up0,36 down18,56 down10,47 200 Высокий
ПАО СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ПАРОХОДСТВО
ИНН 7812023195 Санкт-Петербург
Деятельность морского грузового транспорта
down6,99 up7,01 down0,40 up0,74 down5,12 up10,04 164 Наивысший
ООО ПРАЙМ ШИППИНГ
ИНН 6317060306 Самарская область
Деятельность внутреннего водного грузового транспорта
up5,99 up6,05 up0,79 down0,87 up4,67 up4,96 195 Наивысший
ООО ГАЗПРОМНЕФТЬ ШИППИНГ
ИНН 7805480017 Санкт-Петербург
Деятельность морского грузового транспорта
up1,11 up5,83 down-0,99 up0,74 down-0,39 up2,87 239 Высокий
ООО НАЯДА
ИНН 2508042212 Приморский край
Деятельность морского грузового транспорта
down1,38 up5,44 down-0,03 up0,03 down-2,45 up2,11 243 Высокий
ООО НИКО
ИНН 2538001527 Приморский край
Деятельность морского грузового транспорта
down5,58 up5,64 up0,04 down0,01 up4,44 down0,66 247 Высокий
ПАО ЛЕНСКОЕ ОБЪЕДИНЕННОЕ РЕЧНОЕ ПАРОХОДСТВО
ИНН 1435029085 Республика Саха (Якутия)
Деятельность внутреннего водного грузового транспорта
up4,82 up5,34 up0,03 up0,04 down0,35 up0,42 192 Наивысший
Итого по компаниям ТОП-10 up43,03 up56,98 down4,94 up5,16    
Среднее значение по компаниям ТОП-10 up4,30 up5,70 down0,49 up0,52 down10,60 down9,44
Среднее отраслевое значение down0,061 up0,098 down0,003 down0,000 down2,41 down-0,03

Up — улучшение показателя к предыдущему периоду, Up — ухудшение показателя к предыдущему периоду.

Среднее значение коэффициента рентабельности активов ТОП-10 выше рекомендуемого, среднего отраслевого и практического значений показателя. В 2017 году шесть компаний из ТОП-10 улучшили показатели по сравнению с предыдущим периодом.

Рисунок 1. Коэффициент рентабельности активов и выручка крупнейших российских компаний водного транспорта (ТОП-10) Рисунок 1. Коэффициент рентабельности активов и выручка крупнейших российских компаний водного транспорта (ТОП-10)

В течение 10 лет средние отраслевые значения коэффициента рентабельности активов имеют тенденцию к снижению. (Рисунок 2).

Рисунок 2. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности активов российских компаний водного транспорта в 2008 – 2017 годах Рисунок 2. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности активов российских компаний водного транспорта в 2008 – 2017 годах