Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций деятельности крупнейших российских компаний водного транспорта.
Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 - 2017 годы) компании морского и речного транспорта (ТОП-10 и ТОП-1000). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Чистые активы - показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов считается отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.
№ | Наименование, ИНН, регион, вид деятельности | Стоимость чистых активов, млрд руб. | Индекс платежеспособности Глобас | ||
2015 | 2016 | 2017 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | ПАО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ МОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО ИНН 2540047110 г. Москва Деятельность морского грузового транспорта |
30,71 | 26,50 | 17,88 | 309 Удовлетворительный |
2 | ООО ОБОРОНЛОГИСТИКА ИНН 7718857267 г. Москва Деятельность морского грузового транспорта |
1,19 | 1,26 | 8,39 | 249 Высокий |
3 | НАО СУДОХОДНАЯ КОМПАНИЯ ВОЛЖСКОЕ ПАРОХОДСТВО ИНН 5260902190 Нижегородская область Деятельность внутреннего водного грузового транспорта |
5,96 | 7,23 | 7,55 | 153 Наивысший |
4 | ПАО СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ПАРОХОДСТВО ИНН 7812023195 Санкт-Петербург Деятельность морского грузового транспорта |
4,84 | 5,23 | 5,97 | 164 Наивысший |
5 | ООО КОНТЕЙНЕРНЫЙ ТЕРМИНАЛ НУТЭП ИНН 2315024369 Краснодарский край Деятельность морского грузового транспорта |
1,43 | 3,60 | 4,81 | 173 Наивысший |
996 | ООО НАХОДКА-ПОРТБУНКЕР ИНН 2508060331 Приморский край Деятельность морского грузового транспорта В отношении компании рассматривается дело о признании ее банкротом |
-0,13 | -1,03 | -1,24 | 550 Неудовлетворительный |
997 | ООО АКВАМАРИН ИНН 7702655931 г. Москва Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта |
-1,78 | -1,87 | -2,13 | 348 Удовлетворительный |
998 | ООО ПАЛМАЛИ ИНН 6164087026 Ростовская область Деятельность морского грузового транспорта Находится в стадии ликвидации с 21.11.2018 |
-3,04 | -2,85 | -4,72 | 600 Неудовлетворительный |
999 | ООО МАГАДАН-ТРАНЗИТ ИНН 4909910131 Магаданская область Деятельность морского пассажирского транспорта В отношении компании рассматривается дело о признании ее банкротом |
0,02 | 0,03 | -5,42 | 600 Неудовлетворительный |
1000 | ПАО ВОЛЖСКОЕ НЕФТЕНАЛИВНОЕ ПАРОХОДСТВО ВОЛГОТАНКЕР ИНН 6317019185 Самарская область Деятельность морского грузового транспорта Находится в стадии ликвидации с 17.03.2008 |
4,29 | -7,80 | -7,82 | 600 Неудовлетворительный |
— рост показателя к предыдущему периоду, — снижение показателя к предыдущему периоду.
За десятилетний период средние размеры чистых активов компаний ТОП-1000 имеют тенденцию к снижению (Рисунок 1).
Доли компаний с недостаточностью имущества в ТОП-1000 в последние три года увеличиваются (Рисунок 2).
Выручка от реализации
Объем выручки 10 ведущих компаний отрасли в 2017 году составил 23% от суммарной выручки компаний ТОП-1000. (Рисунок 3). Это свидетельствует об относительно высоком уровне конкуренции в отрасли.
В целом за десятилетний период наблюдается снижение показателей средних отраслевых объемов выручки (Рисунок 4).
Прибыль и убытки
Объем прибыли 10 лидеров отрасли в 2017 году составил 40% от суммарной прибыли ТОП-1000 (Рисунок 5).
В течение последних десяти лет средние отраслевые значения показателей чистой прибыли имеют тенденцию к снижению (Рисунок 6).
За трехлетний период средние значения показателей чистой прибыли компаний ТОП-1000 имеют тенденцию к росту, при этом увеличивается и средний размер чистого убытка. (Рисунок 6).
Основные финансовые коэффициенты
За десятилетний период средние отраслевые показатели коэффициента общей ликвидности находились в основном ниже интервала рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0, начиная с 2011 года, с тенденций к снижению (Рисунок 8).
Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) - показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.
В течение десяти лет средние отраслевые значения коэффициента рентабельности инвестиций находились на относительно невысоком уровне, с тенденцией к снижению (Рисунок 9).
Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.
Коэффициент оборачиваемости активов - рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.
За десятилетний период показатели данного коэффициента деловой активности имеют тенденцию к росту (Рисунок 10).
Структура услуг
Наибольшую долю в суммарной выручке ТОП-1000 имеют компании, специализирующиеся на морских грузовых перевозках (Рисунок 11).
83% компаний ТОП-1000 зарегистрированы в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ. При этом, их доля в общем объеме выручки компаний ТОП-1000 в 2017 году составила почти 36% (Рисунок 12).
Основные регионы деятельности
Компании ТОП-1000 распределены по территории России относительно равномерно с учетом специфики деятельности и географического положения и зарегистрированы в 62 регионах. Наибольшие доли объема их выручки сосредоточены в Санкт-Петербурге и Приморском крае (Рисунок 13).
Скоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения компаний ТОП-1000 показывает, что наибольшая часть из них находится в среднем финансовом положении (Рисунок 14).
Индекс платежеспособности Глобас
Большей части компаний из ТОП-1000 присвоен наивысший или высокий Индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства (Рисунок 15).
Вывод
Комплексная оценка деятельности крупнейших российских компаний водного транспорта, учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует о некотором преобладании в отрасли отрицательных тенденций (Таблица 2).
Тенденции и факторы оценки | Удельный вес фактора, % |
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера чистых активов | -10 |
Рост / снижение доли предприятий с отрицательными значениями чистых активов | -10 |
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера выручки | -10 |
Уровень конкуренции / монополизации | 10 |
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера чистой прибыли (убытка) | -10 |
Рост / снижение средних размеров чистой прибыли компаний ТОП-1000 | 10 |
Рост / снижение средних размеров чистого убытка компаний ТОП-1000 | -10 |
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности | -10 |
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций | -10 |
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов | 10 |
Доля малого и среднего бизнеса в отрасли по объему выручки более 30% | 10 |
Региональная концентрация | 10 |
Финансовое положение (наибольшая доля) | 5 |
Индекс платежеспособности Глобас (наибольшая доля) | 10 |
Среднее значение факторов | -0,4 |
— положительная тенденция (фактор), — отрицательная тенденция (фактор).
Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг крупнейших российских компаний водного транспорта. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 - 2017 годы) компании морского и речного транспорта (ТОП-10). Далее они были ранжированы по коэффициенту рентабельности активов (Таблица 1). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Рентабельность активов (%) - отношение суммы чистой прибыли и процентов к уплате к величине совокупных активов компании. Показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица совокупных активов.
Коэффициент, характеризует эффективность использования компанией своих ресурсов и финансового менеджмента предприятия. Поэтому чем выше значение этого показателя, тем выше эффективность бизнеса, то есть выше отдача на каждую вложенную в активы денежную единицу.
Специалистами Информационного агентства Credinform, с учетом фактического положения дел как в целом в экономике, так и в отраслях, разработан и реализован в Информационно-аналитической системе Глобас расчет практических значений финансовых коэффициентов, которые могут быть признаны нормальными для конкретной отрасли. Для компаний водного транспорта средние отраслевые практические значения коэффициента рентабельности активов в 2017 году составили от -4,11%.
Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность показателей и финансовых коэффициентов.
Наименование, ИНН, регион, вид деятельности | Выручка от продаж, млрд руб. | Чистая прибыль (убыток), млрд руб. | Рентабельность активов, (%) | Индекс платежеспособности Глобас | |||
2016 | 2017 | 2016 | 2017 | 2016 | 2017 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ООО ВЛАДИВОСТОКСКИЙ МОРСКОЙ КОНТЕЙНЕРНЫЙ ТЕРМИНАЛ ИНН 2537073208 Приморский край Деятельность морского грузового транспорта |
3,53 | 4,50 | 0,44 | 0,31 | 34,80 | 37,91 | 200 Высокий |
НАО РОСНЕФТЕФЛОТ ИНН 6501096047 г. Москва Деятельность морского грузового транспорта |
6,20 | 4,99 | 1,64 | 1,12 | 26,88 | 13,96 | 166 Наивысший |
НАО СУДОХОДНАЯ КОМПАНИЯ ВОЛЖСКОЕ ПАРОХОДСТВО ИНН 5260902190 Нижегородская область Деятельность внутреннего водного грузового транспорта Находится в процессе реорганизации в форме присоединения к нему других юридических лиц с 28.06.2018 |
4,54 | 5,27 | 1,36 | 0,94 | 14,03 | 10,97 | 153 Наивысший |
ООО СКФ ШЕЛЬФ ИНН 7841472237 Санкт-Петербург Деятельность морского грузового транспорта |
2,89 | 6,92 | 0,35 | 0,36 | 18,56 | 10,47 | 200 Высокий |
ПАО СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ПАРОХОДСТВО ИНН 7812023195 Санкт-Петербург Деятельность морского грузового транспорта |
6,99 | 7,01 | 0,40 | 0,74 | 5,12 | 10,04 | 164 Наивысший |
ООО ПРАЙМ ШИППИНГ ИНН 6317060306 Самарская область Деятельность внутреннего водного грузового транспорта |
5,99 | 6,05 | 0,79 | 0,87 | 4,67 | 4,96 | 195 Наивысший |
ООО ГАЗПРОМНЕФТЬ ШИППИНГ ИНН 7805480017 Санкт-Петербург Деятельность морского грузового транспорта |
1,11 | 5,83 | -0,99 | 0,74 | -0,39 | 2,87 | 239 Высокий |
ООО НАЯДА ИНН 2508042212 Приморский край Деятельность морского грузового транспорта |
1,38 | 5,44 | -0,03 | 0,03 | -2,45 | 2,11 | 243 Высокий |
ООО НИКО ИНН 2538001527 Приморский край Деятельность морского грузового транспорта |
5,58 | 5,64 | 0,04 | 0,01 | 4,44 | 0,66 | 247 Высокий |
ПАО ЛЕНСКОЕ ОБЪЕДИНЕННОЕ РЕЧНОЕ ПАРОХОДСТВО ИНН 1435029085 Республика Саха (Якутия) Деятельность внутреннего водного грузового транспорта |
4,82 | 5,34 | 0,03 | 0,04 | 0,35 | 0,42 | 192 Наивысший |
Итого по компаниям ТОП-10 | 43,03 | 56,98 | 4,94 | 5,16 | |||
Среднее значение по компаниям ТОП-10 | 4,30 | 5,70 | 0,49 | 0,52 | 10,60 | 9,44 | |
Среднее отраслевое значение | 0,061 | 0,098 | 0,003 | 0,000 | 2,41 | -0,03 |
— улучшение показателя к предыдущему периоду, — ухудшение показателя к предыдущему периоду.
Среднее значение коэффициента рентабельности активов ТОП-10 выше рекомендуемого, среднего отраслевого и практического значений показателя. В 2017 году шесть компаний из ТОП-10 улучшили показатели по сравнению с предыдущим периодом.
В течение 10 лет средние отраслевые значения коэффициента рентабельности активов имеют тенденцию к снижению. (Рисунок 2).