Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций деятельности крупнейших компаний реального сектора экономики Оренбургской области.
Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2012 - 2017 годы) компании Оренбургской области (ТОП-1000). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Чистые активы - показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов считается отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.
№ п/п в ТОП-1000, Наименование, ИНН, вид деятельности | Стоимость чистых активов, млрд руб. | Индекс платежеспособности Глобас | ||||
2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 НАО ОРЕНБУРГНЕФТЬ ИНН 5612002469 Добыча сырой нефти Находится в процессе реорганизации в форме присоединения к нему других юридических лиц с 26.03.2019 |
248,35 | 350,30 | 447,41 | 506,24 | 593,48 | 226 Высокий |
2 ООО ГАЗПРОМ ДОБЫЧА ОРЕНБУРГ ИНН 5610058025 Добыча природного газа и газового конденсата |
39,70 | 38,62 | 42,27 | 41,23 | 31,74 | 236 Высокий |
3 НАО УРАЛЬСКАЯ СТАЛЬ ИНН 5607019523 Производство чугуна, стали и ферросплавов |
22,04 | 26,35 | 29,29 | 29,61 | 28,84 | 225 Высокий |
4 ПАО ГАЙСКИЙ ГОРНО-ОБОГАТИТЕЛЬНЫЙ КОМБИНАТ ИНН 5604000700 Добыча и обогащение медной руды |
16,50 | 15,18 | 17,37 | 18,88 | 16,66 | 252 Высокий |
5 ООО ГАЗПРОМНЕФТЬ-ОРЕНБУРГ ИНН 5610218014 Добыча сырой нефти |
6,67 | 6,69 | 8,32 | 10,13 | 9,86 | 311 Удовлетворительный |
996 ООО ИМ. 11 КАВДИВИЗИИ ИНН 5638027411 Смешанное сельское хозяйство В отношении компании подан иск о банкротстве |
-0,02 | -1,00 | -1,07 | -1,00 | -1,07 | 400 Удовлетворительный |
997 ООО ОРСКИЙ ВАГОННЫЙ ЗАВОД ИНН 5614023224 Производство железнодорожных локомотивов и подвижного состава Находится в стадии ликвидации с 26.06.2017 |
-0,12 | -1,90 | -3,06 | -0,95 | -1,08 | 600 Неудовлетворительный |
998 ООО АГРОФИРМА КРАСНОХОЛМСКАЯ ИНН 5609044589 Выращивание зерновых культур В отношении компании подан иск о банкротстве |
0,04 | -0,32 | -1,07 | -1,14 | -1,19 | 450 Низкий |
999 ООО ЮЖНО-УРАЛЬСКАЯ ГОРНО-ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ КОМПАНИЯ ИНН 5607015014 Производство цемента |
-0,11 | -0,80 | -1,47 | -1,71 | -1,97 | 297 Высокий |
1000 ПАО ОРЕНБУРГСКИЕ АВИАЛИНИИ ИНН 5638057840 Перевозка воздушным пассажирским транспортом, не подчиняющимся расписанию Находится в стадии ликвидации с 23.06.2017 |
1,35 | -0,32 | -7,55 | -15,75 | -17,54 | 600 Неудовлетворительный |
— рост показателя к предыдущему периоду, — снижение показателя к предыдущему периоду.
За пятилетний период средние размеры чистых активов компаний ТОП-1000 имеют тенденцию к увеличению (Рисунок 1).
Доли компаний в ТОП-1000 с недостаточностью имущества в последние пять лет имеют тенденцию к увеличению (Рисунок 2).
Выручка от реализации
Объем выручки 10 ведущих компаний региона в 2017 году составил 62% от суммарной выручки компаний ТОП-1000. (Рисунок 3). Это свидетельствует о высоком уровне производственной концентрации в Оренбургской области.
В целом наблюдается тенденция к увеличению объемов выручки (Рисунок 4).
Прибыль и убытки
Объем чистой прибыли 10 лидеров экономики региона в 2017 году составил 83% от суммарной чистой прибыли ТОП-1000. (Рисунок 5).
В целом за пятилетний период наблюдается тенденция к снижению средних размеров прибыли в ТОП-1000 (Рисунок 6).
За пятилетний период средние значения показателей чистой прибыли компаний ТОП-1000 снижаются, при этом средний размер чистого убытка увеличивается. (Рисунок 7).
Основные финансовые коэффициенты
За пятилетний период средние показатели коэффициента общей ликвидности ТОП-1000 находились выше интервала рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0, с тенденцией к росту (Рисунок 8).
Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) - показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.
В течение пяти лет, наблюдается относительно высокий уровень средних значений показателей коэффициента рентабельности инвестиций с тенденцией к снижению. (Рисунок 9).
Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.
Коэффициент оборачиваемости активов - рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.
За пятилетний период данный коэффициент деловой активности демонстрировал тенденцию к снижению (Рисунок 10).
Структура производства и услуг
Наибольшие доли в суммарной выручке ТОП-1000 имеют предприятия, специализирующиеся на добыче сырой нефти и природного газа, а также на металлургическом производстве (Рисунок 11).
78% компаний ТОП-1000 зарегистрированы в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ. При этом доля их выручки в суммарном объеме ТОП-1000 составляет 16%, что ниже среднего показателя по стране (Рисунок 12).
Основные районы деятельности
Предприятия ТОП-1000 зарегистрированы в 39 районах и населенных пунктах области и распределены по территории неравномерно. 68% крупнейших по объему выручки предприятий сосредоточены в областном центре – г. Оренбурге, в г. Бузулук и Бузулукском районе (Рисунок 13).
Скоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения компаний ТОП-1000 показывает, что половина из них находится в устойчивом финансовом положении и выше среднего. (Рисунок 14).
Индекс платежеспособности Глобас
Подавляющей части компаний ТОП-1000 присвоен наивысший или высокий Индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства (Рисунок 15).
Индекс промышленного производства
По сведениям Федеральной службы государственной статистики, в Оренбургской области в течение 12 месяцев 2018 года наблюдается тенденция к росту показателей индекса промышленного производства (Рисунок 16). При этом средний показатель индекса от месяца к месяцу составил 98,3%.
По тем же сведениями доля предприятий Оренбургской области в объеме выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг в целом по стране за 2018 год составила 0,66%.
Вывод
Комплексная оценка деятельности крупнейших компаний реального сектора экономики Оренбургской области, учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует о преобладании негативных тенденций (Таблица 2).
Тенденции и факторы оценки ТОП-1000 | Удельный вес фактора, % |
Темп прироста (снижения) среднего размера чистых активов | 10 |
Рост / снижение доли предприятий с отрицательными значениями чистых активов | -10 |
Уровень концентрации капитала | -10 |
Темп прироста (снижения) среднего размера выручки | 10 |
Темп прироста (снижения) среднего размера прибыли (убытка) | -10 |
Рост / снижение средних размеров чистой прибыли компаний | -10 |
Рост / снижение средних размеров чистого убытка компаний | -10 |
Рост / снижение средних значений коэффициента общей ликвидности | 5 |
Рост / снижение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций | -5 |
Рост / снижение средних значений коэффициента оборачиваемости активов, раз | -10 |
Доля малого и среднего бизнеса в регионе по объему выручки более 22% | -10 |
Региональная концентрация | -10 |
Финансовое положение (наибольшая доля) | 10 |
Индекс платежеспособности Глобас (наибольшая доля) | 10 |
Индекс промышленного производства | 5 |
Среднее значение удельного веса факторов | -2,3 |
— положительная тенденция (фактор) , — отрицательная тенденция (фактор).
Потребительский рынок формируется платежеспособным спросом. Чем выше покупательная способность и экономическое благополучие населения, тем больше оно тратит. Чем больше население тратит, тем привлекательнее для производителей страна как рынок сбыта. Масштаб потребительского рынка во многом определяет политический вес и значимость государства в глобальной торговле.
Одним из главных критериев оценки привлекательности и потенциала потребительского рынка для международных инвесторов является общая сумма личных расходов населения на товары, услуги, материальные блага, иными словами - на конечное потребление домашних хозяйств.
В рейтинге Топ-20 по сумме личных трат на приобретение товаров и услуг Россия находится на шестой позиции. В 2018 году отечественные домашние хозяйства купили товаров и услуг на 2 191 млрд долларов.
Потребление в России имеет особенности, которые влияют на итоговую сумму. В частности, значительная доля натурального самообеспечения. Сюда можно отнести самостоятельный ремонт и обслуживание жилых помещений, а также потребление товаров, полученных с собственного подсобного хозяйства. Подобные покупки «у самого себя» не учитываются статистикой.
Три первые позиции в Топ-20 занимают США, Китай и Индия.
По итогам 2018 года население США потратило на товары и услуги 14 141 млрд долларов, что составило 18,1% от трат жителей всего мира (см. таблицу 1).
Несмотря на то, что Китай в 4,3 раза опережает США по численности населения, потребительский рынок Поднебесной оценивается в меньшую сумму 9 603 млрд долларов.
Индия с показателем 6 198 млрд долларов замыкает тройку лидеров.
№ | Страна | Траты, млрд долл. | Доля в мировых тратах, % |
Все страны | 78 289 | 100,0 | |
Топ-20 | 56 759 | 72,5 | |
1 | США | 14 141 | 18,1 |
2 | Китай | 9 603 | 12,3 |
3 | Индия | 6 198 | 7,9 |
4 | Япония | 3 133 | 4,0 |
5 | Германия | 2 309 | 2,9 |
6 | Россия | 2 191 | 2,8 |
7 | Бразилия | 2 120 | 2,7 |
8 | Великобритания | 2 005 | 2,6 |
9 | Индонезия | 1 992 | 2,5 |
10 | Мексика | 1 696 | 2,2 |
11 | Франция | 1 600 | 2,0 |
12 | Италия | 1 462 | 1,9 |
13 | Турция | 1 353 | 1,7 |
14 | Египет | 1 141 | 1,5 |
15 | Испания | 1 081 | 1,4 |
16 | Канада | 1 065 | 1,4 |
17 | Южная Корея | 1 025 | 1,3 |
18 | Пакистан | 936 | 1,2 |
19 | Нигерия | 935 | 1,2 |
20 | Иран | 773 | 1,0 |
Топ-20 участников рэнкинга аккумулируют 56 759 млрд долларов или 72,5% всех трат населения на товары и услуги. На другие страны приходится лишь 19 530 млрд долларов или 27,5% мирового потребительского рынка (см. рисунок 1).