Федеральным законом от 3 августа 2018 года №289-ФЗ, в целом направленным на усовершенствование администрирования и облегчение оформления таможенных операций, регулируются:
– порядок ввоза (вывоза) товаров в Российскую Федерацию и их перевозки по территории страны под таможенным контролем;
– порядок временного хранения и таможенного декларирования товаров, их использования согласно таможенным процедурам;
– порядок проведения таможенного контроля, взимания и уплаты таможенных платежей и специальных пошлин;
– права и обязанности лиц, взаимодействующих в сфере таможенного дела;
– правовое положение и организационные основы деятельности таможенных органов РФ;
– вопросы, связанные с запретами оборота отдельных категорий товаров на территории России.
Закон дает возможность:
– использовать «реестровое обеспечение» таможенных представителей в процессе таможенного декларирования товаров;
– вынесения предварительных решений о применении методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров;
– освобождения добросовестных компаний от предоставления обеспечения по обязательной уплате таможенных платежей;
– представлять предварительную информацию на английском языке.
Помимо этого, сокращаются сроки выдачи предварительных решений о стране происхождения и классификации товара, расширяется перечень случаев освобождения от предоставления обеспечения по обязательной уплате таможенных платежей, вводится таможенная процедура свободного склада, упрощается процедура идентификации товаров в продуктах их переработки.
Также законом введены нормы, предусматривающие уплату таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования (в том числе пересылаемых в международных почтовых отправлениях) с использованием программных или технических средств платежных систем, используемых операторами таможенных платежей, либо наличными деньгами в кассу таможенных органов (кассу организации федеральной почтовой связи) или уполномоченным должностным лицам (при наличии договоров с ними о полной индивидуальной материальной ответственности в соответствии с законодательством).
Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиками (транспортными компаниями или курьерскими службами) в адрес получателей физических лиц, уплачиваются в безналичном порядке.
Законом предусмотрена обязанность операторов таможенных платежей по обеспечению возможности уплаты авансовых платежей, таможенных пошлин, налогов и других платежей с использованием национальных платежных инструментов в сроки, установленные Центральным банком РФ.
Кроме этого в законе уточнен порядок исполнения банками поручений таможенных органов на бесспорное взыскание. В частности, обязательно должны быть исполнены поручения таможенных органов на бесспорное взыскание в очередности, установленной гражданским законодательством РФ:
– при взыскании денежных средств с рублевых счетов - не позднее 1-го операционного дня, следующего за днем получения поручения;
– при взыскании с валютных счетов или со счетов в драгоценных металлах - не позднее 2-х операционных дней, следующих за днем получения поручения;
– при взыскании за счет остатков электронных денежных средств в рублях - не позднее 1-го операционного дня, а в иностранной валюте - 2-х операционных дней, следующих за днем получения поручения.
Данный Федеральный закон вступил в силу с 4 сентября 2018 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу позже.
Так, нормы закона об организации электронного взаимодействия таможенных органов и плательщиков, будут применяться с 01.01.2019, положения об электронной форме консультирования - с 01.01.2020, о подаче жалоб в электронной форме на решения, действия или бездействие таможенных органов - с 01.01.2022.
В целом этот новый Федеральный закон содержит 398 статей. С учетом большой значимости закона, определяющего на годы вперед основы таможенного регулирования, рекомендуем нашим читателям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность подробно ознакомиться с ним в первоисточнике.
Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций деятельности крупнейших российских предприятий химической промышленности. Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2014 - 2017 годы) предприятия химической промышленности (ТОП-10 и ТОП-1000). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Чистые активы - показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов считается отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.
№ | Наименование, ИНН, регион, вид деятельности |
Стоимость чистых активов, млрд руб |
Индекс платежеспособности Глобас | ||
2015 | 2016 | 2017 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | ПАО УРАЛКАЛИЙ ИНН 5911029807 Пермский край Производство удобрений и азотных соединений |
102.6 | 168.2 | 209.0 | 189 Наивысший |
2 | ПАО НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ ИНН 1651000010 Республика Татарстан Производство синтетического каучука в первичных формах |
92.0 | 108.7 | 132.4 | 134 Наивысший |
3 | ПАО ТОЛЬЯТТИАЗОТ ИНН 6320004728 Самарская область Производство удобрений и азотных соединений |
69.0 | 67.3 | 68.2 | 199 Наивысший |
4 | КАЗАНСКОЕ ПАО ОРГАНИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ ИНН 1658008723 Республика Татарстан Производство пластмасс и синтетических смол в первичных формах |
35.2 | 47.5 | 53.7 | 127 Наивысший |
5 | НАО МИНУДОБРЕНИЯ ИНН 3627000397 Воронежская область Производство удобрений и азотных соединений |
39.8 | 43.8 | 47.0 | 200 Высокий |
996 | НАО КЕМЕРОВСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО АЗОТ ИНН 4205000908 Кемеровская область Производство удобрений и азотных соединений |
-9.1 | -1.1 | 6.8 | 194 Наивысший |
997 | НАО ЭКОПЭТ ИНН 3904087321 Калининградская область Производство пластмасс и синтетических смол в первичных формах |
-10.6 | -2.1 | -2.2 | 313 Удовлетворительный |
998 | ПАО КРЫМСКИЙ СОДОВЫЙ ЗАВОД ИНН 9106001900 Республика Крым Производство прочих основных неорганических химических веществ |
-4.0 | -2.8 | 1.2 | 252 Высокий |
999 | НАО ГОРНО-ХИМИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ БОР ИНН 2505009506 г. Москва Производство прочих основных неорганических химических веществ Находится в стадии ликвидации с 17.02.2016 |
-6.6 | -4.6 | -5.0 | 600 Неудовлетворительный |
1000 | НАО ОБЪЕДИНЕННАЯ ХИМИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ УРАЛХИМ ИНН 7703647595 г. Москва Производство удобрений и азотных соединений Находится в процессе реорганизации в форме присоединения к нему других юридических лиц с 13.07.2018 |
-83.0 | -40.9 | -73.1 | 273 Высокий |
— рост показателя к предыдущему периоду, — снижение показателя к предыдущему периоду.
За десятилетний период средние размеры чистых активов предприятий ТОП-1000 имеют тенденцию к увеличению (Рисунок 1).
Доля предприятий с недостаточностью имущества в последние три года увеличивается (Рисунок 2).
Выручка от реализации
Объем выручки 10 ведущих предприятий в 2016 году составил 34% от суммарной выручки предприятий ТОП-1000. (Рисунок 3). Это свидетельствует об относительно высоком уровне конкуренции в отрасли.
В целом за десятилетний период наблюдается относительная стабильность объемов выручки (Рисунок 4).
Прибыль и убытки
Объем прибыли 10 лидеров отрасли в 2016 году составил 63% от суммарной прибыли ТОП-1000 (Рисунок 5).
За десятилетний период средние отраслевые значения показателей чистой прибыли имеют тенденцию к некоторому росту (Рисунок 6).
Основные финансовые коэффициенты
За десятилетний период средние отраслевые показатели коэффициента общей ликвидности стабильно находились в интервале рекомендуемых значений - от 1.0 до 2.0 (Рисунок 7).
Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) - показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.
В течение десяти лет наблюдается тенденция к снижению средних отраслевых значений показателя коэффициента рентабельности инвестиций (Рисунок 8).
Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.
Коэффициент оборачиваемости активов - рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.
За десятилетний период данный коэффициент деловой активности демонстрировал тенденцию к снижению (Рисунок 9).
Структура производства
Наибольшую долю в суммарной выручке ТОП-1000 имеют предприятия, специализирующиеся на производстве удобрений и азотных соединений (Рисунок 10).
67% предприятий ТОП-1000 зарегистрированы в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ (Рисунок 11).
Основные регионы деятельности
Предприятия ТОП-1000 распределены по территории России неравномерно и зарегистрированы в 63 регионах. Крупнейшие по объему выручки предприятия сосредоточены в г. Москве и Республике Татарстан (Рисунок 12).
Скоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения предприятий ТОП-1000 показывает, что почти половина из них находится в финансовом положении выше среднего (Рисунок 13).
Индекс платежеспособности Глобас
Наибольшей части предприятий из ТОП-1000 присвоен наивысший или высокий Индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства (Рисунок 14).
Вывод
Комплексная оценка деятельности крупнейших российских предприятий химической промышленности, учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует о преобладании благоприятных тенденций. Однако, негативными и настораживающими факторами являются: растущая доля предприятий с недостаточностью имущества, снижение средних траслевых значений коэффициентов рентабельности инвестиций и оборачиваемости активов.
По сведениям Федеральной службы государственной статистики (Росстат), в 2017 - 2018 годах в целом наблюдается тенденция к небольшому увеличению значений индексов промышленного производства в химической промышленности (Рисунок 15).