Статья
Проблемы на финансовом рынке оказались серьезнее

Важной составляющей экономики страны является финансовый рынок, основу которого представляет банковский сектор. Вместе с тем в последнее время заметно растет значимость небанковского финансового сектора - в первую очередь на глобальных рынках, и, соответственно, в России. Учитывая, что ЦБ РФ как мегарегулятор стремится уделять внимание всем секторам финансового рынка, проводимый в период с 29 июня по 01 июля XXV юбилейный банковский конгресс получил название финансовый.

На конгрессе глава ЦБ РФ признала, что существующие в банковской сфере проблемы в сравнении с началом кампании по оздоровлению банковской системы сегодня гораздо масштабнее. Среди таковых - факты простого кредитования бизнеса собственников вместо инвестирования денежных средств в качественные проекты и вовлеченность банков в сомнительные операции через транзитные схемы, в результате чего деньги возвращаются к собственникам банков, либо на фиктивное увеличение капитала кредитных организаций.

Нарушения банками установленных требований в конечном итоге приводит к тому, что ЦБ РФ лишает их лицензий. С 2013 года количество кредитных организаций, лишенных лицензий, насчитывается более двухсот сотен, по ряду оценок, приближается к 300. В текущем году темп отстранения нежизнеспособных банков составляет 7-8 организаций в месяц, причем мегарегулятор считает, что работа по выявлению и ликвидации недобросовестных кредитных организаций не завершена.

Дальнейшее развитие финансового рынка также будет происходить на фоне внешних вызовов: долгосрочное снижение средней цены на нефть, низкие темпы роста мировой экономики, замедление её в Китае, влияние брекзит на российскую финансовую систему и экономику в целом, проведение в странах мира структурных реформ и монетарной политики, стоящей перед центральными банками.

Конечно, ситуация на финансовом рынке не устраивает всех: государство - так как ведет к торможению экономического развития; ЦБ РФ - поскольку растёт недоверие к кредитным организациям и финансовому рынку в целом; и бизнес - вследствие риска потери средств в запрещенных к деятельности банках. В сложившихся условиях мегарегулятор планирует провести ряд мероприятий, направленных на оздоровление секторов финансового рынка, среди которых:

  • ограничить долю кредитов специальным нормативом Н25 на связанных с банком лиц, чтобы препятствовать кредитованию бизнеса собственников;
  • повысить минимальный размер собственного капитала банка до 1 млрд руб. (в настоящее время 300 млн руб.), поэтапное повышение требований начнется с начала 2018 года;
  • увеличить норматив обязательных резервов на 0,75 процентных пункта;
  • определить критерии кредитных организаций, попадающих в категорию региональных банков - их не затронет повышение собственного капитала, они будут работать по упрощенному регулированию, ограничены по уровню кредитных проектов и не смогут проводить трансграничные операции;
  • изменить коренным образом процедуру санации: практика показала, что дешевле спасти банк, чем выплачивать вкладчикам;
  • создать государственный фонд, который будет напрямую входить в капитал проблемных банков, передавать для санации их специальной государственной управляющей компании, а после курса реабилитации продавать их на аукционе, что позволит полноценному возвращению на рынок.

Тем не менее, банковские риски сохраняются и вынуждают при проверке контрагента также проверять банк, в котором у него имеются счета. Информационно-аналитическая система Глобас-i предоставляет необходимую информацию по исследуемому банку, проанализировав сведения, формирует индекс финансовой устойчивости банка, позволяет увидеть риски сотрудничества с ним и соответственно понять степень их влияния на деятельность контрагента.

Статья
Проверка достоверности сведений содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц регламентирована приказом ФНС РФ

Федеральным законом от 30.03.2015 г. №67-ФЗ повышена ответственность за создание «фирм-однодневок» и внесение недостоверных сведений в государственные реестры. Этой теме Информационное агентство Credinform посвятило две публикации: «В процедуре государственной регистрации юридических лиц произошли существенные изменения» и «Новое в условиях ведения бизнеса: законодательство и реалии».

Этим же законом с 2016 г. налоговые инспекции наделены полномочиями по проверке достоверности сведений содержащихся или включаемых вновь в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Основания и порядок проведения проверочных мероприятий, использования их результатов регламентированы приказом Федеральной налоговой службы России (ФНС РФ) от 11 февраля 2016 года №ММВ-7-14/72@.

Так, проверки могут проводиться на основании:

  • письменного возражения заинтересованного лица в отношении предполагаемой государственной регистрации;
  • заявления физического лица о недостоверности содержащихся в реестре сведений о нем;
  • выявленного несоответствия сведений в представленных документах уже имеющимся в налоговых органах сведениям;
  • представленных для включения в ЕГРЮЛ сведений об адресе ЮЛ, если данный адрес уже является адресом 5 и более ЮЛ, если объект недвижимости разрушен или не может быть свободно использован для связи с этим ЮЛ (например, является адресом нахождения органов государственной власти), если в отношении адреса имеется возражение от собственника объекта о предстоящем внесении сведений в ЕГРЮЛ;
  • включения в ЕГРЮЛ сведений об адресе, влекущих смену места нахождения ЮЛ, в отношении которого не завершена выездная налоговая проверка, не оформлены или не вступили в силу итоговые документы по ее результатам, либо у такого ЮЛ имеются недоимки или долги по пеням и штрафам;
  • представления сведений о руководителе или участнике общества с ограниченной ответственностью (ООО), о котором ранее уже вносились записи о недостоверности сведений, либо такое лицо привлечено к административной ответственности за представление недостоверных или заведомо ложных сведений о ЮЛ;
  • представления заявления от участника ООО о его выходе из общества (оформленного до 01.01.2016 г. за исключением заверенного нотариально) в качестве основания перехода доли в уставном капитале к самому обществу;
  • представления документов о реорганизации ЮЛ в случаях: если в таковой участвуют 2 и более ЮЛ; если в отношении ЮЛ, которое прекращает деятельность, не завершена выездная налоговая проверка, не оформлены или не вступили в силу итоговые документы по ее результатам, либо у такого ЮЛ имеются недоимки или долги по пеням и штрафам.

Перечисленные основания для проведения проверки должны быть выявлены регистрирующим органом до момента принятия решения о государственной регистрации.

Проверочные мероприятия могут проводиться не только самим регистрирующим органом, но и по его поручению другими территориальными органами ФНС РФ. При этом проверка должна осуществляться в пределах сроков, установленных для государственной регистрации ЮЛ.

Проверки сведений на достоверность могут осуществляться с помощью изучения уже имеющихся в налоговой инспекции сведений и документов; свидетельских объяснений от лиц, располагающих сведениями, значимыми для проведения проверки; справок по вопросам, связанным с проведением проверки; физического осмотра объекта недвижимости; привлечения специалистов и экспертов.

Если по результатам проверки будет установлена недостоверность представленных сведений, в зависимости от конкретных обстоятельств, регистрирующий орган обязан принять решение об отказе в государственной регистрации или внести в реестр запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о ЮЛ, либо уведомить лиц, представивших возражения и заявления, о подтверждении, не подтверждении или невозможности подтверждения представленных заявителем фактов.

Смогут ли нововведения сказаться на качестве работы регистрирующих органов и скорости прохождения документов, покажет время. Однако объем предстоящей работы по проверке достоверности представляемых документов можно косвенно оценить по статистике ФНС РФ о регистрации вновь создаваемых и прекративших деятельность компаний и индивидуальных предпринимателей. Так, в 2015 г. в целом по стране в ЕГРЮЛ было внесено 6 419 вновь созданных компаний, 40 созданных путем реорганизации, 5 425 прекративших деятельность компаний, в т.ч. 95 - в результате реорганизации, 2 230 - в связи с ликвидацией, 48 – в порядке банкротства, 2 891 - по решению регистрирующего органа и 209 – по иным основаниям. В Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) за этот же период внесено вновь созданных 237 индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств и 202 - исключено из реестра.

Тем не менее, применение данного приказа может оказать существенное влияние на повышение качества и достоверности информации, содержащейся в ЕГРЮЛ.

Это, в свою очередь, позволит специалистам Информационного агентства Credinform сделать еще более эффективным такой инструмент для комплексной работы с контрагентами, как Информационно-аналитическая система Глобас-i®.