Статья
Центральный банк требует снизить кредитные риски путем более тщательной проверки заемщика

Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ) требует от кредитных организаций идентифицировать лиц (клиентов), находящихся у них на обслуживании, и выгодоприобретателей. Данные требования определены ЦБ РФ в «Положении об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 19 августа 2004 года №262П (далее Положение). Данное Положение реализуется Регулятором в соответствии с требованиями федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 №115-ФЗ.

Согласно Положению в кредитной организации должна быть разработана соответствующая программа. Она должна включать порядок идентификации клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей, в том числе порядок оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма и основания оценки такого риска.

В целях выполнения данной программы кредитная организация должна осуществлять сбор сведений, предусмотренных приложениями к указанному Положению, документов, являющихся основанием совершения банковских операций и иных сделок. Кредитная организация вправе использовать также иные сведения (документы), самостоятельно определяемые в своих внутренних документах. Кроме того, она должны использовать информацию из открытых баз данных федеральных органов исполнительной власти, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и иные источники информации, доступные кредитной организации на законных основаниях.

Регулятором практики реализации федерального закона и Положения установлено, что крупнейшие кредитные организации не полностью выполняют требования правовых документов. Так, например, банки формально относятся к проверке юридического лица. В частности, не проверяют факт нахождения компании по заявленному фактическому адресу путем непосредственного визита. В результате у многих банков отмечено более ста юридических лиц, чье фактическое местонахождение не совпадает с адресом производства. 

Игнорирование мероприятий по проверке юридических лиц приводит впоследствии к высоким кредитным рискам: просрочке платежей; незначительному дефолту по кредиту или банальному невозврату денежных средств. Согласно статистике ЦБ РФ общая сумма просроченной задолженности по кредитам юридических лиц-резидентов и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01 августа 2015 года составила более 1,6 трлн руб. По сравнению с ситуацией на 01 января 2015 года данный показатель вырос в 1,42 раза. Динамика роста просроченной задолженности по кредитам в течение 2015 года представлена на рисунке 1.

задолженность по кредитам

Рисунок 1. Общая сумма просроченной задолженности по кредитам юридических лиц-резидентов и индивидуальных предпринимателей в России с 01 января по 01 августа 2015 г.
 
Такое положение не может не беспокоить Регулятора. В этой связи готовится Положение ЦБ 262П («Об идентификации клиентов…») в новой редакции, ввод в действие которого ожидается в IV квартале 2015 года. Согласно Положению банкам потребуется проверять подлинность полученных данных, в том числе и путем непосредственного визита представителей банков к потенциальному заемщику, чтобы удостовериться в точности нахождения юридического лица по указанному адресу, ведении им операционной деятельности, обладании заявленным залогом. ЦБ считает, что данное мероприятие позволит идентифицировать корпоративных клиентов наряду с другими мероприятиями, а также определять уровень их кредитного риска и сумму необходимых резервов по выдаваемым ссудам.
 
Кроме того, специалисты рынка утверждают, что на сайтах ЦБ и ФНС, сервисы проверки компаний на «однодневность», которыми могут пользоваться банки, не являются большим подспорьем, так как редко обновляются.
 
В настоящее время существенную помощь в решении подобных проблем может оказать Информационно-аналитическая система Глобас-i. Данный ресурс позволяет в кратчайшие сроки идентифицировать бенефициаров как российского, так и зарубежного юридического лица; определить наличие у российской компании признаков фирмы-однодневки; проанализировать способность отвечать по своим обязательствам и целесообразность предоставления кредита, максимальный его размер на краткосрочный и долгосрочный периоды.
Рэнкинг
Коэффициент текущей ликвидности крупнейших производителей игрушек

Информационное агентство Credinform подготовило рэнкинг крупнейших отечественных производителей игрушек

Для рэнкинга были отобраны компании (топ-10), ранжированные по убыванию объема выручки за последний имеющийся в Статистическом реестре отчетный период (2014 г.); для каждой фирмы (при наличии соответствующих данных) был рассчитан коэффициент ликвидности. 

Коэффициент текущей ликвидности (х) - отношение суммы оборотных средств компании к краткосрочным обязательствам. Показывает достаточность средств предприятия для погашения обязательств, срок исполнения которых наступает ранее чем через 12 месяцев.

Рекомендуемое значение: от 1,5 до 2,5. Следует понимать, что фактические данные могут существенно отличаться от представленного нормативного диапазона, как для предприятий разных отраслей, так и для организаций одной отрасли.  

Обычно различают высоколиквидные, низколиквидные и неликвидные ценности (активы). Чем легче и быстрее можно обменять актив с учётом его полной стоимости, тем более ликвидным он является. Для товара ликвидность будет соответствовать скорости его реализации по номинальной цене, без дополнительных скидок.

Коэффициент отражает способность компании погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счёт только оборотных активов и характеризует платежеспособность предприятия не только на данный момент, но и в случае чрезвычайных обстоятельств. Чем показатель больше, тем лучше платежеспособность компании.

Неблагоприятно как низкое, так и высокое соотношение. Значение ниже 1 говорит о высоком финансовом риске, связанном с тем, что предприятие не в состоянии стабильно оплачивать текущие счета. Значение более 3 может свидетельствовать о нерациональной структуре капитала; чрезмерно осторожной финансовой стратегии, которая может привести к потери доли на рынке. Но при этом необходимо учитывать, что в зависимости от области деятельности, структуры и качества активов и т. д. значение коэффициента может сильно меняться.

Следует отметить, что данный коэффициент не всегда дает полную картину. Обычно предприятия, у которых материально-производственные запасы невелики, а деньги по векселям к оплате получить легко, могут спокойно действовать с более низким значением коэффициента, чем компании с большими запасами и продажами товаров в кредит.

Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание не только на средние значения показателей в отрасли, но и на всю представленную совокупность финансовых показателей и коэффициентов компании.

Таблица 1. Выручка, коэффициент текущей ликвидности и индекс платежеспособности ГЛОБАС-i® крупнейших производителей игрушек (топ-10)
НаименованиеРегионВыручка, млн руб.,  2014 г.Коэффициент текущей ликвидности, (х)Индекс платежеспособности ГЛОБАС-i®
1 ООО Стеллар
ИНН 6165021405
Ростовская область 642,8 1,9 190 наивысший
2 ЗАО Степ Пазл
ИНН 7720249869
Московская область 633,4 4,2 197 наивысший
3 ОАО Весна
ИНН 4346008642
Кировская область 520,7 17,7 168 наивысший
4 ООО Комета-плюс
ИНН 6714015660
Смоленская область 412,1 1,6 290 высокий
5 ООО Звезда
ИНН 5025025461
Московская область 386,7 - 337 удовлетворительный
6 ООО 7-Я
ИНН 7602033398
Ярославская область 374,8 2,8 219 высокий
7 ООО Мир Хобби
ИНН 7708812210
г. Москва 278,6 0,9 366 удовлетворительный
8 ООО Фантазёр
ИНН 7728557047
г. Москва 249,4 1,0 320 удовлетворительный
9 ЗАО Завод Огонек
ИНН 7724003577
г. Москва 223,9 3,0 229 высокий
10 ООО Десятое королевство
ИНН 7713321088
Московская область 195,2 5,8 187 наивысший

Коэффициент текущей ликвидности  крупнейших производителей игрушек (топ-10) варьируется от 0,9  (ООО Мир Хобби), до 17,7 (ОАО Весна). И только лишь две компании рэнкинга придерживаются нормативным значениям показателя: лидер отрасли ООО Сетллар (1,9) и ООО Комета-Плюс (1,6). У данных компаний оптимальная структура баланса в части соотношения оборотных средств и краткосрочных обязательств перед контрагентами.   

производители игрушек

Рисунок 1. Коэффициент текущей ликвидности и выручка крупнейших производителей игрушек (топ-10)

Лидер российского рынка игрушек, компания Стеллар (ООО) - начала свою историю в 1994 году в качестве небольшой частной фирмы, всё оборудование которой составляло два термопласт-автомата. Основной деятельностью было производство изделий из пластмассы; в частности пластиковой посуды и подставок для компакт-дисков и аудиокассет. 

Первые шаги по освоению отечественного рынка детской игрушки начались в 1997 году с выпуском блочного конструктора и кубиков «Азбука». Через год основным направлением производства стал выпуск детской игрушки из пластмассы.

Вся  продукция производится по собственным разработкам, включая саму идею, дизайн, оформление, технологическую подготовку. В настоящее время на предприятии изготавливается высокоточный и высокоскоростной инструмент для производства деталей пластмассовой игрушки. 

Сегодня ассортимент производимых компанией Стеллар игрушек составляет более двухсот позиций. Компания является одной из ведущих на российском рынке и широко известна в странах СНГ. 

С 2005 года началась разработка упаковки в виде игрушки для кондитерской промышленности, приобретен патент на производство двухкомпонентной тары в виде игрушек для упаковки мороженого. В ней можно расфасовывать два разных вида продукта отдельно друг от друга.

Годовая выручка Топ-10 лидеров рынка по данным последней опубликованной годовой финансовой отчетности (2014 г.) составила 3,92 млрд рублей, что выше совокупного оборота крупнейших производителей предыдущего отчетного периода на 3,2%. Прирост выручки не компенсировал более высокие показатели роста цен в целом по экономике, производители сталкиваются с увеличением себестоимости продукции при снижении рентабельности продаж.