Универсальный показатель, по которому можно судить о масштабе бизнеса – объем выручки. Насколько компания эффективно работает на рынке указывает производный показатель от выручки – прибыль или убыток. Выручку демонстрирует любая действующая фирма, а прибыль – далеко не все организации. Именно по числу прибыльных компаний, а также их совокупной прибыли, можно судить о степени концентрации российского бизнеса в региональном разрезе, привлекательности той или иной территории для развития предпринимательства.
Москва – центр экономической жизни страны, город, где сосредоточены наиболее крупные, конкурентоспособные и успешные предприятия, подчас не ведущие производственную деятельность непосредственно в столице. С данным тезисом сложно спорить, именно в Москве по итогам 2018 г. формируется 29,9% всей совокупной прибыли компаний России. На втором месте с заметным отставанием находится Санкт-Петербург: в городе на Неве зарабатывается лишь 5,6% суммарной корпоративной прибыли. На третьем месте расположился сырьевой Ханты-Майский АО-Югра – 5,3%.
Всего на Топ-10 регионов приходится без малого 62% прибыли, на оставшиеся 75 регионов - чуть больше трети - 38%. Это свидетельствует о сохранении высокой степени концентрации предпринимательской активности в небольшой группе экономически значимых субъектов в ущерб остальным.
Однако если рассмотреть динамику распределения прибыли компаний по субъектам за последние 10 лет, то можно сделать интересный вывод: совокупная доля прибыльных организаций Москвы в общей прибыли компаний России снизалась на существенные 8,1% (см. рисунок 2). Это стало максимальным снижением среди всех субъектов РФ.
С другой стороны, на 2% увеличилась доля в совокупной прибыли компаний Сахалинской области, на 1,3% организаций Ямало-Ненецкого АО, на 1% предприятий Ленинградской области.
Иными словами, происходит медленное, постепенное перетекание бизнеса из столицы в регионы. Данный процесс можно рассматривать исключительно как благо для страны в целом.
Экономику страны создают регионы. От благополучия регионов зависят безопасность государства, инвестиционный климат, перспективы внедрения инновационных технологий. Определить вклад субъекта РФ в создание национального благосостояния, выявить потенциал и проблемы регионального развития возможно с помощью двух индикаторов: объема собираемых налогов и поступивших инвестиций.
Москва и Ханты-Мансийский АО-Югра – лидеры по сумме налоговых платежей в бюджет
В 2018 г. в государственный бюджет поступила рекордная для России сумма налоговых сборов: 21,3 трлн руб.
Регионы-лидеры перечислили в бюджет почти одинаковую сумму налогов: Москва – 3 488 млрд руб., Ханты-Мансийский АО-Югра – 3 421 млрд руб. В Москве большая часть поступлений генерируется налогом с прибыли и НДФЛ, в Ханты-Мансийском АО-Югре – за счет налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Два региона обеспечивают треть всех поступлений в бюджет страны (см. таблицу 1). Объем собранных налогов является показателем предпринимательской активности в регионе, свидетельствует о развитой промышленности, высокой оплате труда, наличии природных ресурсов.
Меньше всего налогов заплатили субъекты Северного Кавказа и Дальнего Востока. Самый низкий результат у Ингушетии – 4 млрд руб., а также Еврейской автономной области – 6 млрд руб.
Самый большой прирост собираемости налогов из Топ-10 регионов демонстрирует Ханты-Мансийский АО-Югра: восстановление цен на нефть позволило увеличить показатель на 54,5%.
Ранг | Субъект | Поступления, млрд руб. | Доля субъекта, % | Изменение по отношению к 2017 г., % |
1 | Москва | 3 488 | 16,4 | 13,7 |
2 | Ханты-Мансийский АО-Югра | 3 421 | 16,0 | 54,5 |
3 | Ямало-Ненецкий АО | 1 462 | 6,9 | 28,2 |
4 | Санкт-Петербург | 1 217 | 5,7 | 11,0 |
5 | Московская область | 920 | 4,3 | 10,5 |
6 | Республика Татарстан | 773 | 3,6 | 32,3 |
7 | Красноярский край | 622 | 2,9 | 31,7 |
8 | Самарская область | 514 | 2,4 | 23,7 |
9 | Иркутская область | 434 | 2,0 | 35,3 |
10 | Республика Башкортостан | 423 | 2,0 | 25,7 |
Топ-10 субъектов | 13 274 | 62,2 | 26,6 | |
Прочие 75 субъектов | 8 054 | 37,8 | 14,2 | |
Всего | 21 328 | 100 | 23,0 |
Столица и сырьевые регионы Западной Сибири наиболее привлекательны для инвесторов
Экономический кризис отразился на инвестиционной активности. На протяжении трех лет подряд с 2014-го по 2016 г. инвестиции снижались. В 2017 г. наметился рост, а в 2018 г. объем инвестиций вырос за год в целом по стране на 4,3%, достигнув 17,3 трлн руб.
В 2018 г. на долю Москвы пришлось 14,1% финансовых поступлений, Ямало-Ненецкий АО получил 5,9%, а Ханты-Мансийский АО-Югра – 5,3%. (см. таблицу 2). Первая тройка привлекла 25,3% всех инвестиций.
В десятку лидеров также входят Московская область, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Краснодарский край, Ленинградская область, Красноярский край и Республика Саха (Якутия). На эти регионы в совокупности пришлось еще 23,3% инвестиций.
В числе отстающих регионов – малонаселенные области Сибири, Дальнего Востока, средней полосы. В качестве примера можно привести Республику Тыва: при населении, сопоставимом с Ямало-Ненецким АО, объем привлеченных средств составил лишь 10 млрд руб.
Ранг | Субъект | Инвестиции, млрд руб. | Доля субъекта, % | Изменение по отношению к 2017 г., % |
1 | Москва | 2 429 | 14,1 | 4,3 |
2 | Ямало-Ненецкий АО | 1 024 | 5,9 | 5,5 |
3 | Ханты-Мансийский АО-Югра | 922 | 5,3 | 1,9 |
4 | Московская область | 898 | 5,2 | 22,7 |
5 | Санкт-Петербург | 747 | 4,3 | 4,3 |
6 | Республика Татарстан | 630 | 3,6 | -3,5 |
7 | Краснодарский край | 481 | 2,8 | -8,4 |
8 | Ленинградская область | 467 | 2,7 | 26,8 |
9 | Красноярский край | 421 | 2,4 | -2,2 |
10 | Республика Саха (Якутия) | 403 | 2,3 | 1,9 |
Топ-10 субъектов | 8 422 | 48,6 | - | |
Прочие 75 субъектов | 8 864 | 51,4 | - | |
Всего | 17 286 | 100 | 4,3 |
Диспропорции регионального развития
62% совокупного объема налоговых поступлений и 49% инвестиций в инфраструктурные объекты обеспечивают почти одни и те же регионы (см. рисунок 1). На территории входящих в Топ-10 субъектов проживает 29% населения страны, при этом они привлекают около половины всех инвестиционных средств.
Федеральная политика по сглаживанию диспропорций путем перераспределения бюджетных средств от «богатых» к «бедным» не приносит ожидаемого результата. Примером неэффективности такого перераспределения является введение в 2018 г. впервые в современной истории России внешнего финансового управления в Республике Хакасия и Костромской области по причине их неспособности погасить долги.
Правительство, понимая сложившуюся ситуацию, 1 февраля 2019 г. утвердило Стратегию пространственного развития РФ до 2025 г. Цель – сокращение межрегиональных различий, ускорение темпов экономического роста в депрессивных регионах, ликвидация транспортных ограничений. За невыполнение Стратегии регионы могут лишиться федеральной помощи на поддержку неэффективных отраслей.
Итоги
Стратегия пространственного развития РФ не принесет желаемого результата без пересмотра существующих межбюджетных отношений федерального центра и субъектов. Сегодня доходы доноров уходят к реципиентам - и у тех и у других нет стимула развивать собственную экономику. Необходимо повышать самостоятельность регионов, предоставлять им налоговые, таможенные и другие льготы.
Требуется анализировать опыт создания особых экономических зон (ОЭЗ) и территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР). При наличии положительного эффекта распространить программу на большее число депрессивных регионов, создавать новые точки роста экономики.
Вопросы развития субъектов РФ, состояния инвестиционного климата, возможности «умной специализации» регионов включены в программу Санкт-Петербургского международного экономического форума, который начнется через месяц, 6 июня 2019 г.