Статья
Ответственность за непредставление первичных статистических данных усилена

В конце декабря прошлого года вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2015 №442-ФЗ «О внесении изменения в статью 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Внесенные поправки усиливают административную ответственность компаний за непредставление, несвоевременное представление или представление недостоверных первичных статистических данных органам государственной статистики. За такие правонарушения налагаются штрафы на должностных лиц в размере от 10 до 20 тысяч рублей, а на юридических лиц - от 20 до 70 тысяч рублей. Ранее за такие нарушения полагался штраф от 3 до 5 тысяч рублей. За повторные нарушения суммы штрафных санкций возрастают до 30 - 50 тысяч рублей для должностных лиц и, соответственно, до 100 - 150 тысяч рублей – для юридических лиц.

Для наилучшего понимания о каких данных идет речь, целесообразно отдельно остановиться на терминологии. Все понятия регламентируются Федеральным законом от 29.11.2007 №282-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

Первичные статистические данные - документированная информация в формах Федерального статистического наблюдения, получаемая от субъектов бизнеса, или информация, непосредственно документируемая в ходе Федерального статистического наблюдения.

Федеральное статистическое наблюдение - сбор первичных статистических и административных данных.

В свою очередь, сбор первичных статистических данных осуществляется по формам Федерального статистического наблюдения, которые представляют собой формуляры, т.е. образцы статистических документов, содержащие вопросы программы наблюдения, места для ответов на них, а также реквизиты подписи должностного лица. Формуляры позволяют унифицировать процессы сбора и автоматизированной обработки статистической информации.

К формам Федерального статистического наблюдения относится документация со сведениями об основных показателях деятельности организации, малого предприятия или индивидуального предпринимателя, их, основных фондах, о выполнении научных исследований и разработок, о производстве продукции и о прочих важных данных, необходимых Росстату для проведения наблюдений, составления исследований и прогнозов. Заполненные формы Федерального статистического наблюдения составляют коммерческую тайну, передача сведений из данных форм по отдельным предприятиям запрещена.

В связи с принятием поправок полезно также вспомнить об инициативе Росстата (в апреле 2015 г.) усиления административной ответственности за непредставление, несвоевременное представление или  представление в неполном объеме обязательного экземпляра годовой финансовой отчетности и аудиторского заключения о финансовой отчетности, подлежащей обязательному аудиту. Тогда предлагались штрафные санкции в размере от 100 до 500 тысяч рублей. Однако эта инициатива не была поддержана.

Сдача экземпляра бухгалтерской отчетности предусмотрена Статьей 18 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О бухгалтерском учете». Эта статья обязывает экономические субъекты, за исключением организаций государственного сектора и Центрального банка Российской Федерации, представлять по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации. Формы бухгалтерской отчетности, содержащиеся в органах Росстата, не являются конфиденциальными и могут быть предоставлены третьим лицам по запросу.

Если годовая бухгалтерская отчетность не представляется в установленный срок, на предприятие могут быть наложены штрафы в соответствии со Статьей 19.7. «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» на граждан - в размере от 100 до 300 рублей; на должностных лиц - от 300 до 500 рублей; на юридических лиц - от 3000 до 5000 рублей. 

Подписчики Информационно-аналитической системы Глобас-i® могут ознакомиться с официальной бухгалтерской отчетностью, сдаваемой в официальные контролирующие органы. В настоящее время Система содержит отчетность более 3 млн 660 тыс. организаций России и насчитывает в общей сложности более 13 млн 200 тыс. балансов с архивом более чем за 20 лет.

Статья
Рейтинг регионов России по уровню социально-экономического развития

Информационное агентство Credinform составило рейтинг российских регионов по уровню социально-экономического развития по данным 2015 года.  

Основой для рейтинга послужили 11 показателей, наиболее полно отражающих текущий уровень развития каждого из 85 субъектов РФ. Это данные по демографии, уровню заработных плат, доходам региональных бюджетов, размеру ВРП (Валовый региональный продукт), базовой инфляции, инвестициям, обороту торговли, кафе и ресторанов. 

Все регионы ранжировались по ухудшению значений показателей, с присвоением соответствующего балла. Полученные результаты складывались с выводом общего балла (индекса) для каждого субъекта РФ.

Первое место в региональном рейтинге занимает Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (854 балла), где добывается 60% российской нефти. Северный регион при относительно небольшом населении (1 625,5 тыс. чел.; 58 баллов из 85), занимает высокие позиции по всем остальным показателям. 

На втором месте, с небольшим отставанием, следует Москва (824 балла). В столице России инфляция выше (17,1% в январе-сентябре 2015 г., к уровню января-сентября 2014 г.), чем в большинстве российских регионах, что не позволило ей получить высокий балл по этому показателю (33 балла из 85) и в итоге занять первое место.

На третьем месте идет Республика Татарстан (777 балла), которая по уровню средней начисленной заработной платы (28 612 тыс. руб. в январе-октябре 2015 г.), уступает лидерам. В Ханты-Мансийском АО–Югре заработная плата в среднем составляет 58 679 тыс. руб., а в Москве – 62 185 тыс. руб.  Однако Татарстан демонстрирует высокие значения по другим индикаторам развития, например по численности населения, величине инфляции, обороту розничной торговли на душу населения.

Санкт-Петербург, набравший 740 баллов, находится на восьмом месте в сводном рейтинге регионального развития. Северную столицу подвел один из наихудших показателей базовой инфляции по стране (19,5% в январе-сентябре 2015 г., к уровню января-сентября 2014 г.; 4 балла из 85). Выше рост цен наблюдается только в новых субъектах Крымского федерального округа (г. Севастополь 38,7%, Республика Крым – 47,3%) и Республике Ингушетия (22,8%).

Замыкает рейтинг российских регионов с наименьшим сводным баллом Курганская область (192 балла) – регион набрал наименьшее количество баллов по всем ключевым показателям оценки.  

Представленный рейтинг во многом объясняет бюджетную, миграционную и инвестиционную привлекательность российских регионов, формирует их имидж, в результате чего образуется замкнутый круг – людские и финансовые потоки устремляются в небольшое число субъектов, в ущерб развитию остальных территорий.