Статья
Тенденции в сфере деятельности крупнейших компаний реального сектора экономики г. Москвы

Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций в сфере деятельности крупнейших компаний реального сектора экономики г. Москвы.

Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 и 2016 годы) компании реального сектора экономики г. Москвы (ТОП-10 и ТОП-1000). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.

Чистые активы

Показатель реальной стоимости имущества предприятия, который рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов считается отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.

Таблица 1. Компании г. Москвы с наибольшим и наименьшим размерами чистых активов в 2016 г.
№ п/п в ТОП-1000 Наименование Стоимость чистых активов, млн руб.* Индекс платежеспособности Глобас
2014 2015 2016
1. ПАО ГАЗПРОМ 9 089 213 9 322 339 10 414 000 141 Наивысший
2. ПАО РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ 3 553 400 3 578 080 4 237 344 179 Наивысший
3. НАО РОСНЕФТЕГАЗ 2 248 951 2 827 708 3 196 019 286 Высокий
4. ПАО НЕФТЯНАЯ КОМПАНИЯ РОСНЕФТЬ 1 355 532 1 436 002 1 534 962 188 Наивысший
5. НАО РОССИЙСКИЙ КОНЦЕРН ПО ПРОИЗВОДСТВУ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ И ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ НА АТОМНЫХ СТАНЦИЯХ 1 181 245 1 298 091 1 389 225 166 Наивысший
996. НАО СПЕЦЭНЕРГОТРАНС -4 671 -10 077 -11 616 313 Удовлетворительный
997. ПАО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ТЕХНОПРОМЭКСПОРТ 1 169 -10 290 -14 934 600 Неудовлетворительный
998. НАО ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ ГЛАВМОССТРОЙ 264 -4 527 -21 435 550 Неудовлетворительный
999. ПАО ЯМАЛ СПГ -66 437 -183 259 -25 754 236 Высокий
1000. НАО ОБЪЕДИНЕННАЯ ХИМИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ УРАЛХИМ -76 947 -82 991 -40 923 228 Высокий

*) – в столбцах 4 и 5 зеленой и красной заливкой выделены соответственно показатели роста или снижения к предыдущему периоду.

Рисунок 1. Изменение средних показателей размера чистых активов крупнейших компаний реального сектора экономики г. Москвы в 2014 – 2016 годах Рисунок 1. Изменение средних показателей размера чистых активов крупнейших компаний реального сектора экономики г. Москвы в 2014 – 2016 годах

Выручка от реализации

Объем выручки 10 крупнейших компаний реального сектора экономики г. Москвы в 2016 году составил 33% от суммарной выручки компаний ТОП-1000 (Рисунок 2).

Рисунок 2. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2016 года ТОП-1000 Рисунок 2. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2016 года ТОП-1000

Наблюдается тенденция к увеличению объемов выручки (Рисунок 3).

Рисунок 3. Изменение средних показателей выручки крупнейших компаний реального сектора экономики г. Москвы в 2014 – 2016 годах Рисунок 3. Изменение средних показателей выручки крупнейших компаний реального сектора экономики г. Москвы в 2014 – 2016 годах

Прибыль и убытки

Объем прибыли 10 крупнейших компаний реального сектора экономики г. Москвы в 2016 году составил 51% от суммарной прибыли компаний ТОП-1000 (Рисунок 4).

Рисунок 4. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарном объеме прибыли 2016 года ТОП-1000 Рисунок 4. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарном объеме прибыли 2016 года ТОП-1000

Средние значения показателей прибыли компаний ТОП-1000 за три года имеют тенденцию к увеличению, а средний размер чистого убытка снижается (Рисунок 5).

Рисунок 5. Изменение средних значений показателей прибыли и убытка крупнейших компаний реального сектора экономики г. Москвы в 2014 – 2016 годах Рисунок 5. Изменение средних значений показателей прибыли и убытка крупнейших компаний реального сектора экономики г. Москвы в 2014 – 2016 годах

Основные финансовые коэффициенты

В период 2014 – 2016 годов средние показатели коэффициента общей ликвидности компаний ТОП-1000 находились выше или в интервале рекомендуемых значений – от 1,0 до 2,0 (Рисунок 6).

Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.

Рисунок 6. Изменение средних значений коэффициента общей ликвидности крупнейших компаний реального сектора экономики г. Москвы в 2014 – 2016 годах Рисунок 6. Изменение средних значений коэффициента общей ликвидности крупнейших компаний реального сектора экономики г. Москвы в 2014 – 2016 годах

В течение трех лет наблюдается нестабильность показателей коэффициента рентабельности инвестиций, с тенденцией к увеличению (Рисунок 7). Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.

Рисунок 7. Изменение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций крупнейших компаний реального сектора экономики г. Москвы в 2014 – 2016 годах Рисунок 7. Изменение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций крупнейших компаний реального сектора экономики г. Москвы в 2014 – 2016 годах

Коэффициент оборачиваемости активов рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.

За трехлетний период данный коэффициент деловой активности в целом демонстрировал тенденцию к росту (Рисунок 8).

Рисунок 8. Изменение средних значений коэффициента оборачиваемости активов крупнейших компаний реального сектора экономики г. Москвы в 2014 – 2016 годах Рисунок 8. Изменение средних значений коэффициента оборачиваемости активов крупнейших компаний реального сектора экономики г. Москвы в 2014 – 2016 годах

Структура производства и услуг

Наибольшую долю в суммарной выручке ТОП-1000 имеют компании, специализирующиеся на оптовой торговле и добыче нефти (Рисунок 9).

Рисунок 9. Распределение видов деятельности в суммарной выручке компаний ТОП-1000, % Рисунок 9. Распределение видов деятельности в суммарной выручке компаний ТОП-1000, %

Скоринг бухгалтерской отчетности

Оценка финансового положения компаний ТОП-1000 показывает, что более половины из них находится в финансовом положении выше среднего (Рисунок 10).

Рисунок 10. Распределение компаний ТОП-1000 по скоринговой оценке бухгалтерской отчетности Рисунок 10. Распределение компаний ТОП-1000 по скоринговой оценке бухгалтерской отчетности

Индекс платежеспособности Глобас

Наибольшей части компаний из ТОП-1000 присвоен наивысший или высокий Индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства (Рисунок 11).

Рисунок 11. Распределение компаний ТОП-1000 по Индексу платежеспособности Глобас Рисунок 11. Распределение компаний ТОП-1000 по Индексу платежеспособности Глобас

Таким образом, комплексная оценка крупнейших компаний реального сектора экономики г. Москвы, учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует преобладании благоприятных тенденций.

Вестник
Российские авиаперевозки на взлёте

В 2017 году достигнут исторический максимум числа авиапассажиров – 105 млн человек.

Интенсивность перемещений граждан и объём пассажиропотока позволяют судить о состоянии экономики страны и благосостоянии населения. Как только ухудшается экономическая ситуация, падает и спрос на авиабилеты – в первую очередь на туристические поездки, так как это продукт отложенного спроса, а затем и на деловые перелёты.

В 2017 г. российские аэропорты отправили 105 млн путешественников – на 15,4% больше, чем в 2016 г. В советские времена пик пришелся на 1990 г., когда число авиапассажиров составило 91 млн человек, затем происходило падение до 1999 г., в этот год авиакомпании смогли обслужить лишь 22 млн человек. По мере роста ВВП восстановилась и положительная динамка авиаперевозок, прерываемая кризисами 2008 г. и 2015-2016 гг. (см. Рисунок 1).

По итогам января 2018 г. авиакомпании перевезли на 13,5% больше туристов, чем в январе 2017 г.: 7,5 млн человек и 6,6 млн человек соответственно. Если в текущем году тенденция роста сохранится, можно ожидать увеличение годового показателя до 119 млн человек.

Рисунок 1. Число перевезённых пассажиров воздушным транспортом в России, млн чел. Рисунок 1. Число перевезённых пассажиров воздушным транспортом в России, млн чел.

Возросший пассажиропоток благотворно влияет на рейтинги ключевых аэропортов РФ. Топ-10 крупнейших воздушных гаваней фиксируют значительный рост числа обслуженных пассажиров (принятых и отправленных). Исключение составил Симферополь, где отмечен небольшой спад к значению 2016 г., что объясняется вновь открытым после годового запрета турецким направлением (см. Таблицу 1).

Аэропорт Внуково показал наибольший прирост количества туристов: 30,1%, число обслуженных пассажиров достигло 18,1 млн человек, что позволило ему занять 3-е место в России. Екатеринбургский Кольцово также продемонстрировал внушительную динамику – плюс 26% и 5,4 млн. Аэропорт северной столицы Пулково увеличил перевозки на 21,6% до 16,1 млн человек.

Ведущие воздушные ворота России – Шереметьево, первый среди всех отечественных аэропортов, преодолевший отметку в 40 млн принятых и отправленных пассажиров, что позволило ему занять 11-е место в Европе и войти в Топ-50 главных мировых узловых аэропортов. Для примера: самый крупный аэропорт старого света – лондонский Хитроу в 2017 г. обслужил 78 млн человек, а международный аэропорт Хартсфилд-Джексон Атланта (США), единственный в мире с показателем свыше 100 млн пассажиров в год – 104 млн человек.

Все участники, входящие в Топ-10, зафиксировали исторические рекорды по сумме обслуженных пассажиров, исключая Домодедово с рекордными 33 млн в 2014 г. и Симферополь, обслуживший 5,2 млн в 2016 г. и 1991 г.

Вслед за ростом спроса на путешествия, закономерно возрастает сеть авиалиний и направлений. В таблице 1 размещена информация об открытии рейсов весной этого года. Из Шереметьево с 1 марта 2018 г. авиакомпания Air Arabia начинает летать в Шарджу (ОАЭ). Из Домодедово с 26 марта с компанией Royal Air Maroc можно будет отправиться в Касабланку. Заметно расширяется карта полётов из Пулково: Лондон, Пиза, Пула, Тегеран, Аликанте, Измир, Чунцин – неполный перечень перелётов, стартующих весной. Региональные аэропорты также могут похвастаться новыми пунктами назначения, как и столичные авиаузлы.

Таблица 1. Крупнейшие аэропорты России по числу обслуженных пассажиров (принятых и отправленных) и новые направления авиаперелётов весны 2018 г.
Место в России (в Европе) Аэропорт Число обслуженных пассажиров в 2017 г., млн чел. Темп прироста числа обслуженных пассажиров к 2016 г., % Авиакомпании и новые направления полётов весны 2018 г.
Авиакомпания Направление Дата начала перелётов
1 (11) Шереметьево (Москва) 40,1 17,8 Аэрофлот Саранск 01.05
Air Arabia Шарджа (ОАЭ) 01.03
Cobalt Air Ларнака (Кипр) 26.03
Ellinair Ханья (Греция) 29.04
Кавала (Греция) 28.05
Родос (Греция) 30.05
Уральские авиалинии Симферополь 25.03
Сочи
Екатеринбург
2 (13) Домодедово (Москва) 30,7 7,6 Aegean Airlines Керкира (Греция) 28.04
Royal Air Maroc Касабланка (Марокко) 26.03
S7 Airlines Тенерифе (Испания) 26.04
Саратовские авиалинии Красноярск 27.04
3 (31) Внуково (Москва) 18,1 30,1 Победа Калининград 26.03
Инсбрук (Австрия) 02.03
Ютэйр Калуга 07.03
Азимут Грозный 01.05
Краснодар
4 (34) Пулково (Санкт-Петербург) 16,1 21,6 Россия Лондон (Великобритания) 25.03
Air Malta Мальта (Мальта) 30.03
Germania Дрезден (Германия) 26.04
I-Fly Анталья (Турция) 27.05
Iran Air Тегеран (Иран) 25.03
Победа Гюмри (Армения) 18.04
Калининград
Набережные Челны 27.03
Тбилиси (Грузия) 28.03
S7 Airlines Аликанте (Испания) 28.04
Барселона (Испания) 27.04
Пермь 30.04
Пиза (Италия) 27.03
Пула (Хорватия) 27.05
SunExpress Измир (Турция) 18.05
Tianjin Airlines Чунцин (Китай) 01.04
Уральские авиалинии Франкфурт (Германия) 26.03
Ютэйр Калуга 02.04
5 Сочи 5,7 8,0 airBaltic Рига (Латвия) 14.05
Уральские авиалинии Москва 25.03
Ютэйр Калуга 03.04
6 Кольцово (Екатеринбург) 5,4 26,0 Air Moldova Кишинев (Молдова) 28.04
Corendon Airlines Анталья (Турция) 01.05
Победа Краснодар 25.03
Уральские авиалинии Москва 25.03
Болонья (Италия) 21.04
7 Симферополь 5,1 -1,4 Уральские авиалинии Москва 25.03
Ростов-на-Дону 26.05
8 Толмачево (Новосибирск) 5,0 22,2 I-Fly Анталья (Турция) 28.05
S7 Airlines Белоярский 03.05
Казань 29.04
Когалым 02.05
Минск (Беларусь)
Надым 01.05
Павлодар (Казахстан) 30.05
Самара 27.04
Тбилиси (Грузия) 28.04
Уфа
Globus Airlines Ларнака (Кипр) 01.05
9 Пашковский (Краснодар) 3,5 17,0 Ellinair Керкира (Греция) 28.05
Победа Екатеринбург 25.03
Turkish Airlines Стамбул (Турция) 08.05
Ютэйр Калуга 01.04
10 Уфа 2,8 21,4 S7 Airlines Новосибирск 26.04

Рынок авиационных услуг отражает положение дел в экономике. Погружение в рецессию сразу негативно сказывается и на авиаперевозках. В кризисных условиях при высокой себестоимости авиапредприятия сохраняются благодаря поддержке правительства или «богатых» акционеров. Частные авиакомпании показывают успехи только на волне растущего спроса, используя эффект масштаба и развивая международные маршруты, что подтверждается случаем компании Трансаэро, некогда вторым национальным перевозчиком, потерпевшем крах в момент девальвации рубля и резкого сокращения заграничных поездок.

При расширении географии полётов наши воздушные гавани смогут занять часть глобального рынка, став со временем транснациональными транзитными хабами, а не узлами, нацеленными преимущественно на локальный туризм. Развитие внутренних направлений, которые подчас убыточны, является обязательным условием роста экономики, так как без их развития невозможно связать воедино такое огромное государство, как Россия.