Тенденции в сфере деятельности крупнейших компаний реального сектора экономики г. Москвы
Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций в сфере деятельности крупнейших компаний реального сектора экономики г. Москвы.
Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 и 2016 годы) компании реального сектора экономики г. Москвы (ТОП-10 и ТОП-1000). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Чистые активы
Показатель реальной стоимости имущества предприятия, который рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов считается отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.
| № п/п в ТОП-1000 | Наименование | Стоимость чистых активов, млн руб.* | Индекс платежеспособности Глобас | ||
| 2014 | 2015 | 2016 | |||
| 1. | ПАО ГАЗПРОМ | 9 089 213 | 9 322 339 | 10 414 000 | 141 Наивысший |
| 2. | ПАО РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ | 3 553 400 | 3 578 080 | 4 237 344 | 179 Наивысший |
| 3. | НАО РОСНЕФТЕГАЗ | 2 248 951 | 2 827 708 | 3 196 019 | 286 Высокий |
| 4. | ПАО НЕФТЯНАЯ КОМПАНИЯ РОСНЕФТЬ | 1 355 532 | 1 436 002 | 1 534 962 | 188 Наивысший |
| 5. | НАО РОССИЙСКИЙ КОНЦЕРН ПО ПРОИЗВОДСТВУ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ И ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ НА АТОМНЫХ СТАНЦИЯХ | 1 181 245 | 1 298 091 | 1 389 225 | 166 Наивысший |
| 996. | НАО СПЕЦЭНЕРГОТРАНС | -4 671 | -10 077 | -11 616 | 313 Удовлетворительный |
| 997. | ПАО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ТЕХНОПРОМЭКСПОРТ | 1 169 | -10 290 | -14 934 | 600 Неудовлетворительный |
| 998. | НАО ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ ГЛАВМОССТРОЙ | 264 | -4 527 | -21 435 | 550 Неудовлетворительный |
| 999. | ПАО ЯМАЛ СПГ | -66 437 | -183 259 | -25 754 | 236 Высокий |
| 1000. | НАО ОБЪЕДИНЕННАЯ ХИМИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ УРАЛХИМ | -76 947 | -82 991 | -40 923 | 228 Высокий |
*) – в столбцах 4 и 5 зеленой и красной заливкой выделены соответственно показатели роста или снижения к предыдущему периоду.
Рисунок 1. Изменение средних показателей размера чистых активов крупнейших компаний реального сектора экономики г. Москвы в 2014 – 2016 годахВыручка от реализации
Объем выручки 10 крупнейших компаний реального сектора экономики г. Москвы в 2016 году составил 33% от суммарной выручки компаний ТОП-1000 (Рисунок 2).
Рисунок 2. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2016 года ТОП-1000Наблюдается тенденция к увеличению объемов выручки (Рисунок 3).
Рисунок 3. Изменение средних показателей выручки крупнейших компаний реального сектора экономики г. Москвы в 2014 – 2016 годахПрибыль и убытки
Объем прибыли 10 крупнейших компаний реального сектора экономики г. Москвы в 2016 году составил 51% от суммарной прибыли компаний ТОП-1000 (Рисунок 4).
Рисунок 4. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарном объеме прибыли 2016 года ТОП-1000Средние значения показателей прибыли компаний ТОП-1000 за три года имеют тенденцию к увеличению, а средний размер чистого убытка снижается (Рисунок 5).
Рисунок 5. Изменение средних значений показателей прибыли и убытка крупнейших компаний реального сектора экономики г. Москвы в 2014 – 2016 годахОсновные финансовые коэффициенты
В период 2014 – 2016 годов средние показатели коэффициента общей ликвидности компаний ТОП-1000 находились выше или в интервале рекомендуемых значений – от 1,0 до 2,0 (Рисунок 6).
Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.
Рисунок 6. Изменение средних значений коэффициента общей ликвидности крупнейших компаний реального сектора экономики г. Москвы в 2014 – 2016 годахВ течение трех лет наблюдается нестабильность показателей коэффициента рентабельности инвестиций, с тенденцией к увеличению (Рисунок 7). Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.
Рисунок 7. Изменение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций крупнейших компаний реального сектора экономики г. Москвы в 2014 – 2016 годахКоэффициент оборачиваемости активов рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.
За трехлетний период данный коэффициент деловой активности в целом демонстрировал тенденцию к росту (Рисунок 8).
Рисунок 8. Изменение средних значений коэффициента оборачиваемости активов крупнейших компаний реального сектора экономики г. Москвы в 2014 – 2016 годахСтруктура производства и услуг
Наибольшую долю в суммарной выручке ТОП-1000 имеют компании, специализирующиеся на оптовой торговле и добыче нефти (Рисунок 9).
Рисунок 9. Распределение видов деятельности в суммарной выручке компаний ТОП-1000, %Скоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения компаний ТОП-1000 показывает, что более половины из них находится в финансовом положении выше среднего (Рисунок 10).
Рисунок 10. Распределение компаний ТОП-1000 по скоринговой оценке бухгалтерской отчетностиИндекс платежеспособности Глобас
Наибольшей части компаний из ТОП-1000 присвоен наивысший или высокий Индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства (Рисунок 11).
Рисунок 11. Распределение компаний ТОП-1000 по Индексу платежеспособности ГлобасТаким образом, комплексная оценка крупнейших компаний реального сектора экономики г. Москвы, учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует преобладании благоприятных тенденций.
Российские авиаперевозки на взлёте
В 2017 году достигнут исторический максимум числа авиапассажиров – 105 млн человек.
Интенсивность перемещений граждан и объём пассажиропотока позволяют судить о состоянии экономики страны и благосостоянии населения. Как только ухудшается экономическая ситуация, падает и спрос на авиабилеты – в первую очередь на туристические поездки, так как это продукт отложенного спроса, а затем и на деловые перелёты.
В 2017 г. российские аэропорты отправили 105 млн путешественников – на 15,4% больше, чем в 2016 г. В советские времена пик пришелся на 1990 г., когда число авиапассажиров составило 91 млн человек, затем происходило падение до 1999 г., в этот год авиакомпании смогли обслужить лишь 22 млн человек. По мере роста ВВП восстановилась и положительная динамка авиаперевозок, прерываемая кризисами 2008 г. и 2015-2016 гг. (см. Рисунок 1).
По итогам января 2018 г. авиакомпании перевезли на 13,5% больше туристов, чем в январе 2017 г.: 7,5 млн человек и 6,6 млн человек соответственно. Если в текущем году тенденция роста сохранится, можно ожидать увеличение годового показателя до 119 млн человек.
Рисунок 1. Число перевезённых пассажиров воздушным транспортом в России, млн чел.Возросший пассажиропоток благотворно влияет на рейтинги ключевых аэропортов РФ. Топ-10 крупнейших воздушных гаваней фиксируют значительный рост числа обслуженных пассажиров (принятых и отправленных). Исключение составил Симферополь, где отмечен небольшой спад к значению 2016 г., что объясняется вновь открытым после годового запрета турецким направлением (см. Таблицу 1).
Аэропорт Внуково показал наибольший прирост количества туристов: 30,1%, число обслуженных пассажиров достигло 18,1 млн человек, что позволило ему занять 3-е место в России. Екатеринбургский Кольцово также продемонстрировал внушительную динамику – плюс 26% и 5,4 млн. Аэропорт северной столицы Пулково увеличил перевозки на 21,6% до 16,1 млн человек.
Ведущие воздушные ворота России – Шереметьево, первый среди всех отечественных аэропортов, преодолевший отметку в 40 млн принятых и отправленных пассажиров, что позволило ему занять 11-е место в Европе и войти в Топ-50 главных мировых узловых аэропортов. Для примера: самый крупный аэропорт старого света – лондонский Хитроу в 2017 г. обслужил 78 млн человек, а международный аэропорт Хартсфилд-Джексон Атланта (США), единственный в мире с показателем свыше 100 млн пассажиров в год – 104 млн человек.
Все участники, входящие в Топ-10, зафиксировали исторические рекорды по сумме обслуженных пассажиров, исключая Домодедово с рекордными 33 млн в 2014 г. и Симферополь, обслуживший 5,2 млн в 2016 г. и 1991 г.
Вслед за ростом спроса на путешествия, закономерно возрастает сеть авиалиний и направлений. В таблице 1 размещена информация об открытии рейсов весной этого года. Из Шереметьево с 1 марта 2018 г. авиакомпания Air Arabia начинает летать в Шарджу (ОАЭ). Из Домодедово с 26 марта с компанией Royal Air Maroc можно будет отправиться в Касабланку. Заметно расширяется карта полётов из Пулково: Лондон, Пиза, Пула, Тегеран, Аликанте, Измир, Чунцин – неполный перечень перелётов, стартующих весной. Региональные аэропорты также могут похвастаться новыми пунктами назначения, как и столичные авиаузлы.
| Место в России (в Европе) | Аэропорт | Число обслуженных пассажиров в 2017 г., млн чел. | Темп прироста числа обслуженных пассажиров к 2016 г., % | Авиакомпании и новые направления полётов весны 2018 г. | ||
| Авиакомпания | Направление | Дата начала перелётов | ||||
| 1 (11) | Шереметьево (Москва) | 40,1 | 17,8 | Аэрофлот | Саранск | 01.05 |
| Air Arabia | Шарджа (ОАЭ) | 01.03 | ||||
| Cobalt Air | Ларнака (Кипр) | 26.03 | ||||
| Ellinair | Ханья (Греция) | 29.04 | ||||
| Кавала (Греция) | 28.05 | |||||
| Родос (Греция) | 30.05 | |||||
| Уральские авиалинии | Симферополь | 25.03 | ||||
| Сочи | ||||||
| Екатеринбург | ||||||
| 2 (13) | Домодедово (Москва) | 30,7 | 7,6 | Aegean Airlines | Керкира (Греция) | 28.04 |
| Royal Air Maroc | Касабланка (Марокко) | 26.03 | ||||
| S7 Airlines | Тенерифе (Испания) | 26.04 | ||||
| Саратовские авиалинии | Красноярск | 27.04 | ||||
| 3 (31) | Внуково (Москва) | 18,1 | 30,1 | Победа | Калининград | 26.03 |
| Инсбрук (Австрия) | 02.03 | |||||
| Ютэйр | Калуга | 07.03 | ||||
| Азимут | Грозный | 01.05 | ||||
| Краснодар | ||||||
| 4 (34) | Пулково (Санкт-Петербург) | 16,1 | 21,6 | Россия | Лондон (Великобритания) | 25.03 |
| Air Malta | Мальта (Мальта) | 30.03 | ||||
| Germania | Дрезден (Германия) | 26.04 | ||||
| I-Fly | Анталья (Турция) | 27.05 | ||||
| Iran Air | Тегеран (Иран) | 25.03 | ||||
| Победа | Гюмри (Армения) | 18.04 | ||||
| Калининград | ||||||
| Набережные Челны | 27.03 | |||||
| Тбилиси (Грузия) | 28.03 | |||||
| S7 Airlines | Аликанте (Испания) | 28.04 | ||||
| Барселона (Испания) | 27.04 | |||||
| Пермь | 30.04 | |||||
| Пиза (Италия) | 27.03 | |||||
| Пула (Хорватия) | 27.05 | |||||
| SunExpress | Измир (Турция) | 18.05 | ||||
| Tianjin Airlines | Чунцин (Китай) | 01.04 | ||||
| Уральские авиалинии | Франкфурт (Германия) | 26.03 | ||||
| Ютэйр | Калуга | 02.04 | ||||
| 5 | Сочи | 5,7 | 8,0 | airBaltic | Рига (Латвия) | 14.05 |
| Уральские авиалинии | Москва | 25.03 | ||||
| Ютэйр | Калуга | 03.04 | ||||
| 6 | Кольцово (Екатеринбург) | 5,4 | 26,0 | Air Moldova | Кишинев (Молдова) | 28.04 |
| Corendon Airlines | Анталья (Турция) | 01.05 | ||||
| Победа | Краснодар | 25.03 | ||||
| Уральские авиалинии | Москва | 25.03 | ||||
| Болонья (Италия) | 21.04 | |||||
| 7 | Симферополь | 5,1 | -1,4 | Уральские авиалинии | Москва | 25.03 |
| Ростов-на-Дону | 26.05 | |||||
| 8 | Толмачево (Новосибирск) | 5,0 | 22,2 | I-Fly | Анталья (Турция) | 28.05 |
| S7 Airlines | Белоярский | 03.05 | ||||
| Казань | 29.04 | |||||
| Когалым | 02.05 | |||||
| Минск (Беларусь) | ||||||
| Надым | 01.05 | |||||
| Павлодар (Казахстан) | 30.05 | |||||
| Самара | 27.04 | |||||
| Тбилиси (Грузия) | 28.04 | |||||
| Уфа | ||||||
| Globus Airlines | Ларнака (Кипр) | 01.05 | ||||
| 9 | Пашковский (Краснодар) | 3,5 | 17,0 | Ellinair | Керкира (Греция) | 28.05 |
| Победа | Екатеринбург | 25.03 | ||||
| Turkish Airlines | Стамбул (Турция) | 08.05 | ||||
| Ютэйр | Калуга | 01.04 | ||||
| 10 | Уфа | 2,8 | 21,4 | S7 Airlines | Новосибирск | 26.04 |
Рынок авиационных услуг отражает положение дел в экономике. Погружение в рецессию сразу негативно сказывается и на авиаперевозках. В кризисных условиях при высокой себестоимости авиапредприятия сохраняются благодаря поддержке правительства или «богатых» акционеров. Частные авиакомпании показывают успехи только на волне растущего спроса, используя эффект масштаба и развивая международные маршруты, что подтверждается случаем компании Трансаэро, некогда вторым национальным перевозчиком, потерпевшем крах в момент девальвации рубля и резкого сокращения заграничных поездок.
При расширении географии полётов наши воздушные гавани смогут занять часть глобального рынка, став со временем транснациональными транзитными хабами, а не узлами, нацеленными преимущественно на локальный туризм. Развитие внутренних направлений, которые подчас убыточны, является обязательным условием роста экономики, так как без их развития невозможно связать воедино такое огромное государство, как Россия.