Рэнкинг
Крупнейшие российские предприятия морского грузового транспорта по стоимости чистых активов

Информационное агентство Credinform предлагает рэнкинг крупнейших российских предприятий морского грузового транспорта. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 г. и 2014 г.) компании отрасли (ТОП-10). Далее они были ранжированы по стоимости чистых активов (Таблица 1).

Стоимость чистых активов (млн руб.) рассчитывается как разница между балансовой стоимостью всех активов и суммой долговых обязательств с добавлением доходов будущих периодов.

Рекомендуемых значений для данного показателя не установлено. Показатель отражает реальную стоимость имущества предприятия. Наблюдение за динамикой чистых активов позволяет оценить финансовое состояние предприятия, платежеспособность и уровень риска банкротства.

Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание не только на соответствие нормативным значениям, но и на всю совокупность финансовых показателей и коэффициентов компании.

Таблица 1. Чистая прибыль, выручка, стоимость чистых активов, индекс платежеспособности Глобас-i® крупнейших российских предприятий морского грузового транспорта (ТОП-10)
Наименование, ИНН, регионЧистая прибыль (убыток) 2015 г., млн руб.Выручка 2015 г., млн руб.Стоимость чистых активов 2014 г., млн руб.Стоимость чистых активов 2015 г., млн руб.Индекс платёжеспособности Глобас-i®
ПАО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ МОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО
ИНН 2540047110 г. Москва
-457,0 3 973,8 31 164,0 30 707,0 550
Неудовлетворительный
ПАО СЕВЕРНОЕ МОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО
ИНН 2901008432 Архангельская область
80,6 2 729,2 1 702,5 1 783,2 198
Наивысший
НАО РОСНЕФТЕФЛОТ
ИНН 6501096047 г. Москва
1 258,2 5 319,2 463,4 1 721,6 157
Наивысший
ПАО САХАЛИНСКОЕ МОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО
ИНН 6509000854 Сахалинская область
50,3 5 289,2 1 834,5 1 717,1 233
Высокий
НАО ХАТАНГСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ
ИНН 2460073530 Красноярский край
237,3 3 610,1 494,6 770,7 159
Наивысший
ООО СКФ ШЕЛЬФ
ИНН 7841472237 Санкт-Петербург
262,6 2 026,1 237,8 320,4 220
Высокий
ПАО МУРМАНСКОЕ МОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО
ИНН 5190400250 Мурманская область
-413,8 5 094,8 -489,4 198,4 291
Высокий
ООО СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ МОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО
ИНН 2536118544 Приморский край
59,2 5 518,1 85,5 144,7 550
Неудовлетворительный
ООО НИКО
ИНН 2538001527 Приморский край
10,7 7 845,6 94,1 84,7 253
Высокий
ООО ПАЛМАЛИ
ИНН 6164087026 Ростовская область
-5 023,0 5 255,5 1 985,8 -3 038,2 301
Удовлетворительный
Итого по группе компаний ТОП-10
(* - среднее значение по группе)
-3 935,0 46 661,4 *3 757,3 *3 441,0  
Итого по группе компаний ТОП-100
(* - среднее значение по группе)
-3 124,0 69 762,1 *377,4 *360,9  
Среднее значение по отрасли -8,9 232,9 23,6 115,5  

Средняя величина стоимости чистых активов в группе компаний ТОП-10 в 2015 г. значительно выше, чем в группе ТОП-100 и среднеотраслевое значение. При этом, единственной компанией из ТОП-10 имеющей отрицательное значение показателя является ООО ПАЛМАЛИ.

Стоимость чистых активов и выручка крупнейших российских предприятий морского грузового транспорта (ТОП-10)
Рисунок 1. Стоимость чистых активов и выручка крупнейших российских предприятий морского грузового транспорта (ТОП-10)

Объем выручки 10 крупнейших компаний составляет 67% от суммарной выручки 100 крупнейших компаний. Это свидетельствует об относительно высоком уровне монополизации в данной отрасли. Доля крупнейшей компании по объему выручки в 2015 г. - ООО НИКО в суммарной выручке группы компаний ТОП-100 составила 11% (Рисунок 2).

Доли компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2015 г. группы компаний ТОП-100, %
Рисунок 2. Доли компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2015 г. группы компаний ТОП-100, %

Семи компаниям из ТОП-10 присвоен наивысший или высокий индекс платежеспособности Глобас-i®, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства.

ООО ПАЛМАЛИ присвоен удовлетворительный индекс платежеспособности Глобас-i®, в связи с наличием информации об участии в качестве ответчика в арбитражных судебных делах по взысканию задолженности, о незакрытых исполнительных листах и убытка в структуре балансовых показателей. Прогноз развития индекса - стабильный.

ПАО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ МОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО и ООО СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ МОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО присвоены неудовлетворительные индексы платежеспособности Глобас-i®, так как в отношении компаний в феврале и марте 2017 года поданы исковые заявление о признании их банкротами. Прогноз развития индексов - негативный.

Пять компаний ТОП-10 снизили показатели прибыли и выручки, либо имеют убыток в 2015 году по сравнению с предыдущим периодом. Кроме этого, четыре компании из этой же группы имеют отрицательную динамику стоимости чистых активов (все эти компании помечены красной заливкой в Таблице 1).

В группе компаний ТОП-100 наблюдалось снижение числа убыточных предприятий с 39 - в 2014 году, до 30 - в 2015 году.

В целом показатели деятельности морского грузового транспорта в денежном выражении в период с 2009 года по 2015 год характеризовались практически постоянным ростом. Однако, в 2016 году в целом произошло снижение показателей выручки. Об этом говорят сведения Федеральной службы государственной статистики (Росстат) (Таблица 2).

Таблица 2. Выручка (нетто) от услуг по перевозке грузов морским транспортом (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей), тыс. руб.
 2009 г.2010 г.2011 г.2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.2016 г.2016 г. к 2015 г., %
Перевозка сухих грузов 14 231 075 18 936 563 21 660 435 20 573 638 21 246 726 28 557 381 34 179 599 27 297 117 -20,1
Перевозка прочих грузов 469 872 427 486 967 479 2 021 801 1 828 901 4 733 289 20 163 969 19 005 847 -5,7
Перевозка наливных грузов 1 081 953 3 153 337 5 108 787 5 475 379 6 104 612 7 722 547 8 940 214 7 431 721 -16,9
Итого 15 782 900 22 517 386 27 736 701 28 070 818 29 180 239 41 013 217 63 283 782 53 734 685 -15,1

*) В Таблице 2 красной заливкой отмечен спад перевозок, зеленой заливкой – рост.

По тем же сведениям Росстата объемы переработки грузов в морских портах в натуральном выражении (тонн) растут различными темпами от года к году (Рисунок 3).

Темпы роста объемов переработки грузов в морских портах России от года к году, +/- %
Рисунок 3. Темпы роста объемов переработки грузов в морских портах России от года к году, +/- %

Данные за январь-февраль 2017 года приведены к соответствующему периоду 2016 года.

Предприятия по перевозке грузов морским транспортом распределены по территории страны неравномерно и концентрируются в основном прибережных регионах с традиционно сложившейся структурой производства. Исключение составляет г. Москва, где зарегистрированы головные офисы наиболее крупных компаний-перевозчиков. Это подтверждается сведениями Информационно-аналитической системы Глобас-i, согласно которым 100 крупнейших компании отрасли по объему выручки за 2015 год зарегистрированы в 20 регионах России (Рисунок 4).

Распределение 100 крупнейших российских предприятий по перевозке грузов морским транспортом по регионам России
Рисунок 4. Распределение 100 крупнейших российских предприятий по перевозке грузов морским транспортом по регионам России
Статья
Нотариальные палаты - новая организационно-правовая форма хозяйствующего субъекта

Федеральным законом от 07.02.2017 №12-ФЗ внесены изменения в часть первую Гражданского кодекса РФ в части введения особенной организационно-правовой формы для Федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат субъектов РФ. Поправки вступили в законную силу с 7 февраля 2017 года.

До принятия этих поправок нотариальные палаты по организационно-правовой форме были отнесены к некоммерческим организациям, в т.ч. к ассоциациям или союзам.

Функционирование нотариальных палат как юридических лиц регулируется Основами законодательства РФ о нотариате, предполагающими ряд особенностей и отличий по правовому статусу. Так, нотариусы и нотариальные палаты не несут субсидиарной ответственности по своим обязательствам. Принципы работы нотариата основаны на самоуправлении и коллегиальности, т.е. органами управления нотариальной палаты являются общее собрание ее членов, президент и правление палаты, а не единоличный орган управления как в ассоциациях или союзах.

В тоже время, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» члены ассоциации или союза несут субсидиарную ответственность по своим обязательствам, размер которых должен быть предусмотрен в учредительных документах.

Для устранения этих противоречий, принятым Федеральным законом нотариальные палаты, в том числе Федеральная нотариальная палата исключаются из разряда ассоциаций и союзов.

Согласно принятым изменениям нотариальные палаты теперь являются некоммерческими корпоративными организациями. Правовое положение, порядок создания и деятельности нотариальных палат регулируются законодательством о нотариате.

Кроме этого, тем же Федеральным законом уточнен ряд понятий. Так установлено, что нотариальная палата является некоммерческой организацией - профессиональным объединением с обязательным членством. Определено также, что нотариальная палата субъекта Российской Федерации - это профессиональное объединение с обязательным членством практикующих нотариусов. При этом Федеральная нотариальная палата является их профессиональным объединением и основана также на обязательном членстве.

В настоящее время проводится активная работа по приведению документов нотариальных палат в соответствие с принятыми поправками.

Федеральная нотариальная палата объединяет 84 нотариальные палаты субъектов Российской Федерации.

По данным Информационно-аналитической системы Глобас-i® в России официально зарегистрировано 65 нотариальных палат и более 5800 нотариусов, занимающихся частной практикой.