Вестник
Тенденции издательского бизнеса в России

По итогам первого полугодия 2013 г., согласно данным Российской книжной палаты, общий тираж выпущенных книг составил 240 млн. экземпляров, что на 7,3% меньше результатов за 6 месяцев предыдущего года. При этом по количеству выпущенных названий книг наблюдается положительная тенденция: за два квартала текущего года было выпущено 59 тыс. названий, что больше на 2,3% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Сегодня издательская деятельность во всем мире переживает спад по всем показателям. Однако, несмотря на негативные тенденции, в первом полугодии 2013 года в России можно отметить положительную динамику по количеству названий, хоть и сопровождающуюся снижением показателей тиража. Среднестатистический тираж книг в России, по сравнению с прошлым полугодием, сократился на 4,3% и составил 4 173 экземпляра против 4 361. При этом моду на книжных полках продолжают диктовать московские и петербургские издательства. Суммарная доля тиража двух столиц составила 83,4% от общего объема выпуска по стране, при этом на Москву приходится 78,5%. Среди регионов-лидеров следует отметить Ростовскую область, которая, несмотря на непрекращающийся спад объемов выпущенной продукции, продолжает входить в тройку лидеров. Далее следуют Волгоградская, Воронежская и Нижегородская области. Из регионов, не попавших в «десятку лучших», следует отметить Тамбовскую область, Республику Марий Эл, Хакасию и Карелию, которым удалось улучшить свои показатели по сравнению с прошлыми периодами.

В целом описанная выше ситуация сегодня является нормой для многих стран. Снижение спроса на печатную литературу многие эксперты объясняют демографическим кризисом, дифференциацией читательского спроса, а также популяризацией электронных носителей и интернет ресурсов – все это ведет к непрекращающемуся снижению выпускаемых тиражей. При этом в условиях кризиса большинство издательств сделало ставку на выпуск продукции с меньшей себестоимостью. Несмотря на негативные тенденции, заметно увеличение количества изданий в переплете (на 0,8% в сравнении с первым полугодием 2012 года). Также в условиях кризиса продолжается незначительный рост доли переизданий (с 35,9% от общего тиража в 2012 году до 37% от общего тиража в 2013 году), т.к. их выпуск менее затратный и более надежный. На сегодняшний день уверенную позицию занимает сериальное издание, на его долю приходится 2/3 всех тиражей.

Если говорить о наиболее популярных жанрах, то все так же лидируют издания, способствующие удовлетворению потребностей общества и государства в образовании. В истекшем полугодии «не развлекательная» литература (учебная, научная, справочная) составила более половины выпущенных книг. За первое полугодие 2013 года было выпущено более 16 млн. экземпляров политической и социально экономической литературы, более 13 млн. научной и около 19 млн. учебной.

Среди издательств лидерами по количеству названий выпущенных книг по прежнему остаются «Эксмо» и «АСТ», однако по тиражу их показатели значительно сократились, хотя «Эксмо» и продолжает занимать лидирующую позицию. На втором месте по количеству тиража - «Просвещение», также заметно присутствие в топе региональных вузовских изданий.

По данным Информационной системы ГЛОБАС-i® Агентства Credinform, на основании анализа бухгалтерской отчётности компаний, тройка крупнейших по обороту издательств России выглядит следующим образом: Издательский дом Комсомольская правда, Издательство Эксмо и АРИА-АиФ. При этом Эксмо, лидирующее по выпуску книг, был присвоен наивысший индекс платежеспособности, что характеризует компанию как финансово устойчивую. Издательскому дому Комсомольская правда и АРИА-АиФ был присвоен высокий индекс платежеспособности, что так же характеризует компании как привлекательные для инвестирования.

Говоря об издательской деятельности нельзя обойти своим вниманием периодическую печать: газеты и журналы. В этой сфере, в отличие от издания книг, наблюдаются положительные тенденции. Общий тираж выпущенных по стране газет за 2012 год увеличился практически на 13% в сравнении с 2011 годом, а тираж выпущенных за 2011 год журналов вырос на 5,7% в сравнении с 2010 годом. Следует отметить, что и в этом сегменте рынка лидирующие позиции занимают московские издательства. Доля тиража столичных изданий в общем объеме выпущенных газет в 2012 году составила 41% (в 2011 году – 39,6%), а журналов в 2011 году 84%. При этом наибольшей популярностью пользуются развлекательные издания, а вот общественно-политическая публицистика существенно сократила свои тиражи. Так, большая доля выпущенных газет в 2012 году приходится на популярные и рекламные издания по 28% и 23% соответственно. Далее следуют общественно политические издания (20%), переместившиеся с первой позиции занимаемой ими в 2010 году, сократив тиражи к 2012 на 54,6%. Среди журналов в 2011 году также первые позиции занимают иллюстрированные массовые издания (18% от общего тиража) и издания для досуга (15% от общего тиража).

В ходе проведенного статистического исследования, одной из десяти ведущих мировых компаний исследующей книжный рынок – NOP Word – россияне перестали быть самой читающей нацией, заняв в рейтинге лишь седьмую строчку. Первое же место заняли индийцы. При этом справедливости ради следует отметить, что подобный спад интереса к книгам наблюдается не только в России, но и в США, и Великобритании, которые не попали даже в первую десятку. Хочется верить, что культура чтения в нашей стране возродится, и мы вновь вернемся к книгам как к основным источникам информации и вековой мудрости, а читать хорошую литературу станет по-настоящему модно.

Информацию о текущем положении издательских предприятий можно получить из ежедневно обновляемой базы данных ГЛОБАС-i. Аналитические справки по различным отраслям российской промышленности Вы можете получить, обратившись к нашим специалистам Отдела по работе с клиентами: тел.: +7 (812) 406 8414 (Санкт-Петербург); +7 (495) 640 4116 (Москва).

Статья
Credinform теперь участник международного проекта AURIGA Credit Network

За рубежом бизнес-услуги в помощь кредитному менеджменту давно стали отдельным сектором индустрии B2B. В мировой практике понятие “Credit Management” означает не только процесс контроля своевременной оплаты счетов, но также подразумевает проверку потенциальных клиентов и мониторинг платежеспособности постоянных заказчиков (превентивная функция по оценке риска), а также возврат задолженности. Западные компании, особенно крупные, осуществляющие экспорт, имеют в своем штате кредитных менеджеров. Эти специалисты владеют необходимой информацией для решения задач по оценке рисков, как собственными силами, так и с помощью привлечения профессиональных агентств.

AURIGA Credit Network создана в целях оптимизации и упрощения работы кредитных менеджеров компаний-экспортеров. Где проверить зарубежного делового партнера, как быть всегда в курсе его финансового положения и, к кому обратиться, если иностранный покупатель не оплачивает счета – все эти вопросы можно решить через партнеров сети AURIGA.

В июле этого года компания Credinform стала партнером-участником AURIGA по предоставлению актуальной информации по контрагентам, российским и зарубежным, наряду с уже зарекомендовавшими себя мировыми лидерами в сфере бизнес-информации.

Мы всегда рады помочь российским и зарубежным компаниям-экспортерам вести бизнес с минимальными рисками.