Статья
Недобросовестных поставщиков госзакупок включили в реестр

С целью предотвращения всевозможных нарушений и срыва государственных и муниципальных закупок, Правительство РФ своим постановлением от 25 ноября 2013 года № 1062 утвердило правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Документ принят во исполнение Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ), который предусматривает, что правительство устанавливает порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения его ведения.

Помимо правил ведения реестра постановлением определен порядок включения в него сведений и их исключения, а также хранения информации. Определено, что реестр ведется в электронном виде, причем содержащаяся в нем информация будет находиться в общедоступном бесплатном доступе. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок реестр будет находиться на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru).

В материалах правительства подчеркивается, что включение информации в реестр осуществляется с учетом требований законодательства РФ о защите государственной тайны. Установлено, что сведения о недобросовестном поставщике, включенные в реестр, исключаются из него по истечении двух лет с даты включения.

Ведение реестра недобросовестных поставщиков поручено Федеральной антимонопольной службе России (уполномоченный орган).

В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные или муниципальные контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими государственных или муниципальных контрактов.

В случае уклонения победителя торгов от заключения государственного контракта, заказчик обязан передать документы в Федеральную антимонопольную службу не позднее трех дней с момента подписания государственного контракта с участником, занявшим второе место.

Сегодня практически все заказчики, осуществляющие закупки по федеральной контрактной системе, включают требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков к участникам размещения заказа как обязательное.

Внесение сведений в реестр недобросовестных поставщиков практически означает для компании запрет на участие в государственных и муниципальных закупках на 2 года.

Пользователи Информационно-аналитической Системы Глобас-i® Агентства Credinform могут ознакомиться с компаниями, попавшими в реестр недобросовестных поставщиков, используя раздел Системы - Рекомендуемые списки. Реестр оперативно обновляется и содержит актуальные данные, которые также учитываются в оценке компании.

Статья
Азиатские арбитражные центры набирают все большую популярность

Отечественные компании столкнулись с рядом проблем в работе с европейскими арбитражами. Арбитражные учреждения являются частными, хоть и некоммерческими организациями и попадают под действие местного законодательства. Таким образом, зарегистрированные в ЕС арбитражные учреждения подпадают под действия санкций. Санкции затронули сферы интересов ключевых для российской экономики корпораций, ряд сделок с которыми был объявлен запрещенным для граждан стран, принявших санкции. Сложившаяся ситуация заставила российский бизнес обратить свое внимание на азиатские арбитражные центры.

Председатель правления Российской Арбитражной ассоциации Владимир Хвалей отметил, что в последнее время некоторые решения европейского арбитража по делам, в которых одной из сторон была российская компания, были значительно затянуты или отложены. В ряде случаев иностранные арбитры отказались рассматривать дела компаний, включенных в санкционный список.

Последняя статистика по обращениям компаний в арбитражные суды показывает, что в условиях санкций госкомпании стали чаще обращаться в азиатские арбитражные центры, готовые сотрудничать с Россией. Так, Дубайский международный арбитражный центр, созданный недавно, уже рассматривает большое количество дел преимущественно по урегулированию споров с российскими компаниями.

Также рост обращений со стороны российских компаний отмечают представители Гонконгского арбитражного центра. С арбитражным центром Гонконга работают крупные государственные компании, занимающиеся торгами на гонконгской бирже. Гонконг гордится отличием своего законодательства от английского, но эти различия минимальны.

Рост обращений отмечают и другие азиатские арбитражные центры. А Президент Ассоциации арбитров Японии Акира Кавамура предложил создать новый региональный арбитражный центр, который работал бы целевым образом с российскими и японскими компаниями.

К преимуществам азиатских центров относят возможность экстренного рассмотрения дела, разрешение споров за 6 месяцев, большой объем опыта и квалификацию судей, а также аполитичность в принятии решений. При этом все арбитражные азиатские центры в отдельности имеют определенные преимущества и активно конкурируют между собой.

Напомним, что в России уже два года проходит реформа законодательства в области арбитража. Отдельная часть нового закона о коммерческом арбитраже посвящена роли арбитражных организаций и регулированию их деятельности. В частности новый закон ограничивает возможность создания арбитражных учреждений. Необходимость изменений связана с тем, что предыдущее законодательство позволяло практически любому юридическому лицу создать собственное учреждение по разрешению споров, что привело к появлению избыточного числа арбитражных организаций и, как следствие, к ряду злоупотреблений арбитражными механизмами.