В основе формирования бюджета государства всегда используется прогнозная составляющая. Так, Минэкономразвития предлагает два прогнозных сценария экономического развития России: базовый и оптимистичный. Кроме того, в сложившихся условиях министерство подготовило обновленный прогноз социально-экономического развития России, в котором представлен и консервативный вариант. Поскольку он наиболее вероятен, раскроем данный вариант. Минэкономразвития, опираясь на рыночные ожидания в отношении рынка энергоносителей предполагает в 2015 году среднегодовую цену на нефть на уровне 50 долларов за баррель, в 2016 году - 40 долларов за баррель (таблица 1).
При средней цене на нефть ниже 50 долларов за баррель, курс рубля варьируется в пределах 65-70 рублей за доллар США. При росте среднегодовой цены на нефть, по ранним оценкам Минэкономразвития, возможно укрепление рубля до 53 рублей за доллар США, но только к 2018 году. Однако в настоящее время Минэкономразвития предполагает при консервативном сценарии развития экономики стоимость доллара выше 75 рублей. Хотя в 2016 году курс рубля немного укрепится и будет ниже 61 руб. за доллар США.
Инфляция в 2015 году составит при базовом сценарии развития экономики 11,4%, при консервативном – 11,7%. В 2016 году ситуация с инфляцией должна улучшиться. Тем не менее при базовом сценарии развития экономики достигнет 6,7%, при консервативном – 8,8%.
Под воздействием негативных тенденций будет продолжаться либо снижение ВВП к концу 2015 года, либо, при некоторых улучшениях, небольшой рост. В обновленном прогнозе социально-экономического развития России при консервативном сценарии Минэкономразвития определяет в 2015 году падение ВВП до 3,7%. Вместе с тем в 2016 году министерство ожидает рост до 1%-2%, но при консервативном сценарии развития экономики должно произойти снижение на 0,9%.
2015 | 2016 | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
Минэкономразвития (базовый вариант / консервативный сценарий) | ЦБ РФ (наихудший вариант (IIIb) / стрессовый сценарий) | Минфин (оценка) | Минэкономразвития (базовый вариант / консервативный сценарий) | ЦБ РФ (наихудший вариант (IIIb) / стрессовый сценарий) | Минфин (оценка) | |
Среднегодовая цена на нефть Urals (мировые), долл./бар. | 52 / 50 | 84 / 60 | 50 | 55 / 40 | 70 / 60 | 60 |
ВВП, темп прироста (снижения) % | (-3,3) / (-3,7) | (-0,7) / (-3,2) | (-2,8) | 1,8 / (-0,9) | 0,7 /(-1,2) | 2,3 |
Инфляция | 11,4 / 11,7 | 6,7-6,9 / 10,8 | 11,9 | 6,7% / 8,8 | 5,1-5,5 / 7,0 | 7,0 |
ЦБ РФ пока более оптимистичен в своих прогнозах даже при разработанном стрессовом сценарии развития экономики России. Среднегодовая цена на нефть в 2015 году ожидается на уровне 60 долларов США за баррель, в 2016 году должна восстановиться до 80. ВВП снизится по итогам 2015 года на 3,2%, в 2016 году при 70 долларах США за баррель рост составит 0,7%, при 60 – ожидается снижение на 1,2%. Инфляция в 2015 году, возможно, достигнет 10,8%, в 2016 году должна удержаться на уровне 7%.
Поскольку Минфин России консервативен в своих прогнозах, то всегда проводит оценку и планирование доходов в наиболее жестких условиях развития. Прогнозные расчеты Минфина были использованы в недавно представленном в Правительство РФ проекте «Основные направления бюджетной политики и новации бюджетного законодательства на 2016-2018 годы».
По оценкам Минфина, по итогам 2015 года среднегодовая цена на нефть должна составить 50 долларов США за баррель, в 2016 году - должна подрасти до 60. ВВП в 2015 году снизится на 2,8%, в 2016 году - произойдет рост на 2,3%. Инфляция в 2015 году достигнет 11,9%, в 2016 году - не должна превысить 7,0%.
Анализ экспертных оценок российских экономистов показывает, что среднегодовая цена на нефть будет колебаться в границах 45-65 долларов США за баррель. При данных ценах на нефть курс рубля будет варьироваться в пределах 75 – 55 рублей за доллар США. При складывающихся паритетах низкой цены на нефть следует ожидать скачка инфляции до 12%, при более высокой цене возможно снижение до 6%. Также при низкой цене на нефть будет происходить падение ВВП по итогам 2015 года до 4%. Тем не менее, ожидается, что в сложившихся условиях экономическое развитие стабилизируется, и на конец 2016 года, возможно, будет отмечен небольшой рост.
Среди других макроэкономических показателей прогноз Минэкономразвития при консервативном сценарии развития представлен следующим образом:
- промышленность: в 2015 году ожидается снижение на 3,1% по сравнению с предыдущим годом, в 2016 году – (-0,4)%;
- инвестиции в основной капитал: в 2015 году упадут на 11,3%, в 2016 году – (-6,3%);
- оборот розничной торговли: в 2015 году уменьшиться на 8,2%, в 2016 году – (-2,1)%;
- отток капитала: в 2015 году составит 93 млрд долларов США, в 2016 году – 75;
- реальная зарплата: в 2015 году сократится на 8%, в 2016 году – (-2,2)%;
- безработица: в 2015 году будет отмечена на уровне 5,8%, в 2016 году – 6,3%
Факторы, которые прямо или косвенно будут влиять на снижение среднегодовой цены на нефть, доходную часть бюджета и, соответственно, на экономическое развитие России:
- замедление темпов роста мировой экономики;
- снижение роста экономики в Китае;
- в рамках действующих санкций со стороны США и ЕС ограничение российским компаниям доступа к мировому рынку капитала;
- рост добычи нефти на фоне снижения ее потребления и при выходе на мировой нефтяной рынок новых игроков, например, Ирана;
- долгосрочная тенденция низкой цены на нефть;
- снижение издержек на добычу сланцевой нефти;
- укрепление доллара США на фоне других мировых валют;
- рост экспорта из России на фоне существенного снижения объемов импортных поставок;
- резкое снижение инвестиций, отсутствие источников роста, отток чистого капитала из частного сектора;
- сокращение доходов и расходов домашних хозяйств;
- падение потребительского спроса в условиях снижения уровня доходов.
Таким образом, на данном этапе в целом, по мнению экспертов Информационного агентства Credinform, складываются определенные модели развития экономики России. Если среднегодовая цена на нефть будет ближе к 60 долларам США за баррель, то следует ожидать нулевой рост российской экономики. Такая ситуация называется стагнацией. Снижение цены до 30 долларов США за баррель приведет к падению производства, доходов и в целом к рецессии экономики. При этом следует ожидать, что ВВП опуститься на 4-5%.
Как известно, качество государственного управления является одним из ключевых факторов успешного развития экономики. Приоритетными задачами законотворчества в этом направлении являются ограничение государственного влияния в экономической сфере, а также снижение административных барьеров для бизнеса.
Российское гражданское законодательство, находясь в постоянном развитии, продолжает совершенствоваться в направлении снижения избыточного государственного регулирования. Именно в этом направлении был принят и 29 июня 2015 г. подписан Президентом РФ Федеральный закон от 29.06.2015 №209-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов".
Законом изменяется целый ряд позиций части первой Гражданского кодекса РФ и Федеральных законов касающихся учредительных документов юридических лиц.
Резюмировать 25 поправок в вышеназванные законодательные документы можно таким образом:
- в типовом уставе не предусматриваются данные о наименованиях, дислокации и размерах уставного капитала юридических лиц. Отпадает обязанность утверждать его учредителями (участниками) обществ, а эта функция будет возложена на уполномоченный государственный орган;
- сообщения о факте действия на основании типового устава необходимо будет направлять в орган государственной регистрации юридических лиц (в настоящее время в Федеральную налоговую службу РФ и её подразделения на местах) с соответствующим отражением этого в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). То есть, не будет необходимости отправлять устав в регистрирующий орган, и в электронном, и в бумажном виде;
- за обществами с ограниченной ответственностью сохранится право продолжения работы по индивидуальным уставам, оформленным в бумажном виде. Таким образом, для юридических лиц предусматривается два вида уставов: типовой, принятый уполномоченным государственным органом и индивидуальный, утверждённый учредителями (участниками) общества.
Закон в целом вступает в силу с 29 декабря 2015 г., а по отдельным позициям - с 1 января 2016 г. До этого момента должна быть внесена ясность по уполномоченным утверждать типовые уставы государственным органам и формам типового устава.
По мнению экспертов, такие новации могут способствовать сокращению времени регистрации юридических лиц и затрат связанных с этим, как со стороны предпринимателей, так и со стороны государства; упрощению процедуры составления и юридического оформления устава; снижению усилий по проверке уставных документов со стороны контрагентов. В перспективе это, несомненно, положительно повлияет на развитие бизнеса в целом и малого предпринимательства, в частности.