Статья
Тенденции в производстве удобрений

С декабря 2021 г. по май 2022 г. Постановлением Правительства РФ от 03.11.2021 №1910 установлена квота на вывоз азотных удобрений, что связано с ростом цен на газ на мировом рынке и, соответственно, цен на удобрения, в которых доля газа составляет до 80%. Эта мера позволит предотвратить дефицит удобрений на российском рынке, особенно с учетом имеющихся в последние годы негативных тенденций в деятельности крупнейших отечественных производителей.

Наиболее значимые из них: высокий уровень монополизации, увеличение убыточности и тенденция к снижению индекса промышленного производства в отрасли за последние 12 месяцев. Среди положительных тенденций отмечается снижение доли предприятий с недостаточностью имущества, рост выручки и рентабельности инвестиций.

Для анализа тенденций деятельности в данной сфере производства Информационным агентством Credinform в Системе Глобас были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики и Федеральной налоговой службы отчетные периоды (2015 – 2020 гг.) компании производители удобрений и азотных соединений (ТОП-100).

Чистые активы - показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов является отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.

Крупнейшей компанией ТОП-100 по размеру чистых активов является ООО ЕВРОХИМ - УСОЛЬСКИЙ КАЛИЙНЫЙ КОМБИНАТ, ИНН 5911066005, Пермский край. В 2020 г. чистые активы составляли почти 157 млрд руб.

Наименьшим размером чистых активов в ТОП-100 обладало НАО ОБЪЕДИНЕННАЯ ХИМИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ УРАЛХИМ, ИНН 7703647595, г. Москва. Недостаточность имущества в 2020 г. выражалась отрицательной величиной -109 млрд руб.

За пятилетний период средние размеры чистых активов ТОП-100 имеют тенденцию к увеличению со снижением темпов их прироста (Рисунок 1).

Рисунок 1. Изменение средних показателей размера чистых активов ТОП-100 в 2016 - 2020 гг. Рисунок 1. Изменение средних показателей размера чистых активов ТОП-100 в 2016 - 2020 гг.

Доли компаний с недостаточностью имущества в ТОП-100 в течение пяти лет имели позитивную тенденцию к снижению. (Рисунок 2).

Рисунок 2. Доли компаний с отрицательными значениями чистых активов в ТОП-100 в 2016 - 2020 гг. Рисунок 2. Доли компаний с отрицательными значениями чистых активов в ТОП-100 в 2016 - 2020 гг.

Выручка от реализации
Объем выручки десяти ведущих компаний в 2020 г. составил почти 87% от суммарной выручки компаний ТОП-100. (Рисунок 3). Это свидетельствует о высоком уровне монополизации в отрасли.

Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2020 г. ТОП-100 Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2020 г. ТОП-100

В течение пяти лет средние показатели объемов выручки ТОП-100 и темпов их прироста год к году увеличиваются. (Рисунок 4).

Рисунок 4. Изменение средних показателей объемов выручки ТОП-100 в 2016 – 2020 гг. Рисунок 4. Изменение средних показателей объемов выручки ТОП-100 в 2016 – 2020 гг.

Прибыль и убытки
Крупнейшей компанией ТОП-100 по размеру чистой прибыли в 2020 г. является также ООО ЕВРОХИМ - УСОЛЬСКИЙ КАЛИЙНЫЙ КОМБИНАТ. Прибыль составила более 13 млрд руб.

За пятилетний период показатели средних размеров прибыли ТОП-100 имеют тенденцию к снижению. (Рисунок 5).

Рисунок 5. Изменение средних показателей прибыли (убытка) ТОП-100 в 2016 - 2020 гг. Рисунок 5. Изменение средних показателей прибыли (убытка) ТОП-100 в 2016 - 2020 гг.

За пятилетний период средние значения показателей чистой прибыли компаний ТОП-100 снижаются, а чистого убытка - увеличиваются (Рисунок 6).

Рисунок 6. Изменение средних значений показателей чистой прибыли и чистого убытка компаний ТОП-100 в 2016 – 2020 гг. Рисунок 6. Изменение средних значений показателей чистой прибыли и чистого убытка компаний ТОП-100 в 2016 – 2020 гг.

Основные финансовые коэффициенты
За пятилетний период средние показатели коэффициента общей ликвидности ТОП-100 находились выше интервала рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0, с тенденцией к снижению. (Рисунок 7).

Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) - показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.

Рисунок 7. Изменение средних значений коэффициента общей ликвидности ТОП-100 в 2016 - 2020 гг. Рисунок 7. Изменение средних значений коэффициента общей ликвидности ТОП-100 в 2016 - 2020 гг.

В течение пяти лет, средние показатели коэффициента рентабельности инвестиций ТОП-100 находились на высоком уровне и демонстрировали тенденцию к росту. (Рисунок 8).

Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.

Рисунок 8. Изменение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций ТОП-100 в 2016 - 2020 гг. Рисунок 8. Изменение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций ТОП-100 в 2016 - 2020 гг.

Коэффициент оборачиваемости активов - рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.

За пятилетний период показатели данного коэффициента деловой активности имели тенденцию к снижению (Рисунок 9).

Рисунок 9. Изменение средних значений коэффициента оборачиваемости активов ТОП-100 в 2016 - 2020 гг. Рисунок 9. Изменение средних значений коэффициента оборачиваемости активов ТОП-100 в 2016 - 2020 гг.

Малый бизнес
80% компаний ТОП-100 зарегистрированы в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ. При этом доля их выручки в общем объеме ТОП-100 в 2020 г. составляет всего 1,7%, что значительно ниже средних показателей по стране в 2018 - 2019 гг. (Рисунок 10).

Рисунок 10. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-100 Рисунок 10. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-100

Основные регионы деятельности
Компании ТОП-100 зарегистрированы в 38 регионах (45% субъектов РФ) и распределены по территории страны неравномерно в силу географического расположения сырьевых источников. Более 49% от общего объема выручки 2020 г. компаний ТОП-100 сосредоточены в Пермском крае, г. Москве и Новгородской области (Рисунок 11).

Рисунок 11. Распределение выручки компаний ТОП-100 по регионам России Рисунок 11. Распределение выручки компаний ТОП-100 по регионам России

Скоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения компаний ТОП-100 показывает, что наибольшая часть из них находится в среднем финансовом положении. (Рисунок 12).

Рисунок 12. Распределение компаний ТОП-100 по скорингу бухгалтерской отчетности Рисунок 12. Распределение компаний ТОП-100 по скорингу бухгалтерской отчетности

Индекс платежеспособности Глобас
Подавляющей части компаний ТОП-100 присвоен наивысший и высокий Индекс платежеспособности Глобас. Это свидетельствует об их способности в полной мере отвечать по своим долговым обязательствам (Рисунок 13).

Рисунок 13. Распределение компаний ТОП-100 по Индексу платежеспособности Глобас Рисунок 13. Распределение компаний ТОП-100 по Индексу платежеспособности Глобас

Индекс промышленного производства
По сведениям Федеральной службы государственной статистики, в течение 12 месяцев 2020 - 2021 гг. наблюдается снижение показателей индекса промышленного производства пестицидов и агрохимических продуктов (Рисунок 14). При этом расчетный средний показатель индекса от месяца к месяцу составил 105,6%.

Рисунок 14. Индекс промышленного производства пестицидов и агрохимических продуктов в 2020 - 2021 гг., месяц к месяцу (%) Рисунок 14. Индекс промышленного производства пестицидов и агрохимических продуктов в 2020 - 2021 гг., месяц к месяцу (%)

Вывод
Комплексная оценка деятельности крупнейших производителей удобрений свидетельствует о преобладании отрицательных тенденций в их деятельности в период с 2016 по 2020 гг. (Таблица 1).

Таблица 1. Положительные и отрицательные тенденции, факторы оценки
Тенденции и факторы оценки Удельный вес фактора, %
Динамика среднего размера чистых активов up10
Темп прироста (снижения) среднего размера чистых активов down-10
Рост / снижение доли предприятий с отрицательными значениями чистых активов up10
Уровень монополизации / конкуренции down-10
Динамика среднего размера выручки up10
Темп прироста (снижения) среднего размера выручки up10
Динамика среднего размера прибыли (убытка) down-10
Рост / снижение средних размеров чистой прибыли donw-10
Рост / снижение средних размеров чистого убытка down-10
Рост / снижение средних значений коэффициента общей ликвидности down-5
Рост / снижение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций up10
Рост / снижение средних значений коэффициента оборачиваемости активов, раз down-10
Доля малого и среднего бизнеса в объеме выручки более 20% down-10
Региональная концентрация down-5
Финансовое положение (наибольшая доля) up5
Индекс платежеспособности Глобас (наибольшая доля) up10
Средний индекс промышленного производства за 12 мес. (месяц к месяцу) более 100% up10
Динамика индекса промышленного производства за 12 мес. down-10
Среднее значение удельного веса факторов down-0,8

вверх положительная тенденция (фактор), вниз отрицательная тенденция (фактор)

Статья
Изменения в законодательстве

Государственная Дума Федерального Собрания РФ восьмого созыва работает с 12 октября 2021 г. За истекший период были приняты и подписаны Президентом РФ пять Федеральных законов, 3 закона направлены на утверждение в Совет Федерации, 73 законопроекта направлены для представления отзывов и 22 - для представления поправок. Предлагаем обзор законопроектов в сфере экономики, находящихся в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе.

Ко второму чтению проектом Федерального закона №1258306-7 смягчены ранее запланированные меры по деофшоризации. В целях ограничения возможности получения государственной поддержки в виде субсидий и бюджетных инвестиций компаниями, владельцы которых зарегистрированы в офшорных зонах, предлагается сократить возможность прямого или косвенного, т.е. через третьих лиц, офшорного владения в уставном капитале этих юридических лиц с 50% до 25%. Кроме этого, при определении доли, принадлежащей зарегистрированным в офшорах владельцам, предлагается не учитывать акции, обращающиеся на организованных торгах.

Находящимся на рассмотрении во втором чтении проектом Федерального закона №1159731-7 о внесении изменений в закон «О бухгалтерском учете» предлагается:

  • ограничить круг организаций, освобожденных от представления отчетности в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИРБО);
  • наделить Правительство РФ полномочиями по определению случаев, в которых доступ к информации из ГИРБО может быть ограничен временно или постоянно для отдельных категорий пользователей;
  • установить единый срок для представления исправленной отчетности в ГИРБО;
  • уточнить состав сведений, подлежащих размещению организациями в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности.

В первом чтении рассматриваются законопроекты, предусматривающие:

  • подготовку Правительством РФ предложений о формировании перечня стратегически значимых организаций оборонно-промышленного комплекса, которые представляются Президенту РФ для утверждения. Предполагается установить специальные требования к возможности отчуждения или передачи в доверительное управление акций или долей в уставном капитале организаций, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности страны;
  • устранение основных правовых коллизий и препятствий для нормальной работы акционерных обществ работников (народных предприятий);
  • смягчение ограничений на получение поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства, допустившими незначительные нарушения порядка и условий оказания поддержки;
  • устранение ряда административных барьеров в виде получения обязательных согласований при совершении сделок, направленных на восстановление ранее утраченного контроля бенефициарного владельца над иностранной компанией в случае ее регистрации в порядке редомициляции в качестве международной компании на территории специальных административных районов в России.

В стадии предварительного рассмотрения находится проект Федерального закона №1256483-7 «О финансовых группах и финансовых холдингах», которым предполагается ввести понятия финансовой группы, финансового холдинга и условия, при которых объединения юридических лиц признаются финансовыми группами или холдингами. Так, финансовой группой по общему правилу может быть признано объединение юридических лиц, находящихся под контролем или значительным влиянием финансовой организации, а финансовым холдингом – объединение юридических лиц, находящихся под контролем нефинансовой организации, одним из участников которого является финансовая организация, и доля финансовой деятельности в деятельности которого составляет не менее 40%.