Информационное агентство Credinform предлагает рэнкинг крупнейших сетевых продуктовых ритейлеров России.
Для рэнкинга были отобраны крупнейшие предприятия розничной торговли продуктами питания по объему годовой выручки за последний имеющийся в органах государственной статистики отчетный период (2014 год). ТОП-10 крупнейших компаний был ранжирован по убыванию коэффициента рентабельности продаж. (Таблица 1).
Рентабельность продаж (%) - доля операционной прибыли в объеме продаж компании. Коэффициент рентабельности продаж отражает эффективность производственной и коммерческой деятельности предприятия и показывает, сколько средств остается у предприятия в результате реализации продукции после покрытия ее себестоимости, выплаты процентов по кредитам и уплаты налогов.
Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики и способности компании контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в компаниях. Поэтому следует учитывать, что при равных значениях выручки, операционных затрат и прибыли до налогообложения у двух разных организаций рентабельность продаж может сильно различаться под влиянием объемов процентных выплат на величину чистой прибыли.
Наименование, Торговая марка, ИНН, Регион | Чистая прибыль 2014 г., млн руб. | Чистая прибыль 2014 г., к 2013 г., % | Выручка, 2014 г., млн руб. | Выручка 2014 г., к 2013 г., % | Рентабельность продаж, % | Индекс платежеспособности Глобас-i |
---|---|---|---|---|---|---|
ООО АШАН (© АШАН) ИНН 7703270067 Московская область |
11 934 | 109 | 313 629 | 117 | 4,93 | 219 Высокий |
ООО АГРОТОРГ (© Пятёрочка, Перекресток, Карусель) ИНН 7825706086 Санкт-Петербург |
1 089 | 64 | 116 042 | 122 | 3,80 | 250 Высокий |
НАО ТАНДЕР (© Сеть "Магнит") ИНН 2310031475 Краснодарский край |
38 151 | 130 | 830 320 | 132 | 2,21 | 212 Высокий |
НАО ТОРГОВЫЙ ДОМ ПЕРЕКРЕСТОК (© Перекресток) ИНН 7728029110 г. Москва |
8 760 | 115 | 583 105 | 124 | 1,29 | 222 Высокий |
ООО ЭЛЕМЕНТ-ТРЕЙД (© ТС "Монетка") ИНН 6674121179 Свердловская область |
1 180 | 100 | 57 854 | 119 | 0,99 | 218 Высокий |
НАО ДИКСИ ЮГ (© Дикси) ИНН 5036045205 Московская область |
1 675 | 649 | 198 420 | 163 | 0,92 | 225 Высокий |
ООО ЛЕНТА (© ЛЕНТА) ИНН 7814148471 Санкт-Петербург |
6 157 | 92 | 220 338 | 136 | 0,91 | 238 Высокий |
ООО АТАК (© ATAK) ИНН 7743543232 г. Москва |
1 388 | 107 | 58 023 | 129 | 0,83 | 220 Высокий |
ООО ТД ИНТЕРТОРГ (© "Народная 7Я семьЯ", "идеЯ", "SPAR") ИНН 7842005813 Ленинградская область |
101 | 61 | 55 897 | 133 | 0,09 | 216 Высокий |
ООО О`КЕЙ (© О’КЕY Group) ИНН 7826087713 Санкт-Петербург |
5 993 | 172 | 158 905 | 109 | -0,71 | 219 Высокий |
Лидер отрасли по годовой выручке НАО ТАНДЕР показывает рентабельность продаж 2,21% и занимает третью строчку рэнкинга.
Средняя рентабельность продаж крупнейших предприятий розничной торговли продуктами питания (ТОП-10) по итогам 2014 года составила 1,52% при среднем отраслевом значении 2,36%. У занимающих первые две строчки рэнкинга ООО АШАН и ООО АГРОТОРГ значение показателя составило 4,93% и 3,80% соответственно.
ООО О`КЕЙ демонстрирует отрицательное значения рентабельности продаж. Это свидетельствует о том, что себестоимость продукции выше, чем прибыль от ее реализации, цена недостаточно высока для покрытия всех издержек, а собственные активы компании используются не эффективно.
Все компании, попавшие в ТОП-10 закончили 2014 год с положительной динамикой выручки и с прибылью. Однако у трех компаний наблюдается снижение чистой прибыли относительно предыдущего периода.
Высокий Индекс платежеспособности Глобас-i присвоен всем компаниям ТОП-10, что указывает на их способность своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства, риск невыполнения которых минимален.
Рисунок 1. Выручка и рентабельность продаж крупнейших предприятий розничной торговли продуктами питания (ТОП-10)
Годовая выручка компаний из списка ТОП-10 по итогам 2014 года составила 2,59 трлн руб., что выше суммарного показателя в 2013 году на 28%. Показатели чистой прибыли этих компаний также демонстрируют положительную динамику. Так, суммарная чистая прибыль компаний ТОП-10, составившая в 2014 году 76,4 млрд руб., выросла на 60% относительно предыдущего года.
Розничная торговля длительное время являлась одним из драйверов роста экономики. В нынешних сложных экономических условиях, несмотря на возросшую инфляцию и снижение платежеспособного спроса, отрасль в целом продолжает демонстрировать положительную динамику с плавным снижением темпов прироста. Это подтверждается данными Росстата об обороте розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия в целом по Российской Федерации (Рисунок 2, 3).
На графике наблюдается стабильный рост оборота розничной торговли пищевыми продуктами, на который не оказали существенного влияния кризисные явления в экономике 2008 – 2009 г.г. и 2014 – 2015 г.г.
Рисунок 3. Темпы прироста оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия (от года к году с 2007 г., %%)
Темпы прироста оборота розничной торговли пищевыми продуктами демонстрируют меняющиеся показатели от года к году, с плавным снижением начиная с 2013 года. Поквартальный анализ показывает аналогичную тенденцию. В 1-м квартале 2016 года темп прироста составил 4% относительно того же периода в 2015 году.
Для сетевой розничной торговли характерна высокая концентрация компаний в г. Москве и в крупных промышленных центрах страны с наиболее платежеспособным населением. Это подтверждается данными Информационно-аналитической системы Глобас-i о распределении зарегистрированных по регионам 100 крупнейших по объему выручки за 2014 год компаний отрасли (ТОП-12 Регионов):
Регион | Число компаний | |
---|---|---|
1. | г. Москва | 22 |
2. | Санкт-Петербург | 9 |
3. | Московская область | 8 |
4. | Красноярский край | 4 |
5. | Нижегородская область | 4 |
6. | Республика Башкортостан | 4 |
7. | Алтайский край | 3 |
8. | Волгоградская область | 3 |
9. | Ленинградская область | 3 |
10. | Республика Татарстан | 3 |
11. | Свердловская область | 3 |
12. | Челябинская область | 3 |
С 19 по 20 мая 2016 года в городе Сочи проходил саммит Россия-АСЕАН. Следует подчеркнуть, что текущий год стал 20-летним юбилеем установления диалога между Россией и АСЕАН. С этим фактом и значимостью выносимых на обсуждение проблем связан приезд на саммит лидеров всех стран АСЕАН, за исключением Филиппин. Во время данного мероприятия Президент РФ встретился с каждым из них, тем самым подчеркнув важность сотрудничества России и АСЕАН и проводимого саммита.
Российский товарооборот со странами АСЕАН в 2015 году составил 13,7 млрд долларов, объем взаимных капиталовложений - 11 млрд. Сотрудничество России с АСЕАН имеет положительные результаты. Например, компании Брунея и Сингапура инвестируют в инновационную сферу России, Вьетнама - в добычу нефти и газа, Таиланда - в агропромышленный комплекс. Российский бизнес вкладывается в мирную атомную промышленность во Вьетнаме, в планах – Лаос, в добычу полезных ископаемых - в Индонезии и Мьянме, высокие технологии – в Малайзии.
Повестка саммита была насыщенной и посвящалась широкому кругу вопросов. Среди них наиболее важными являлись:
- совершенствование архитектуры региональной безопасности;
- поиск новых путей противодействия растущим угрозам международного терроризма, экстремизма, преступности;
- раскрытие экономического потенциала отношений;
- наращивание объемов товарооборота и взаимных инвестиций;
- расширение кооперации в области энергетики, транспорта и инфраструктуры, сельского хозяйства, науки и технологий;
- установление многопрофильных контактов по линии ЕАЭС-АСЕАН-ШОС.
В ходе переговоров делегаций с российским руководством со стороны партнеров просматривалось намерение форсировать установление связей в торговле, туризме, культуре, военно-техническом сотрудничестве. Такой интерес к России связан с тем, что под воздействием санкций в стране с «нефтяной» экономикой стали развиваться иные отрасли, которые интересны членам АСЕАН. В результате выросли взаимные инвестиции, товарооборот.
Саммит определил новые области роста: к энергетике добавили хай-тек, инновации, в том числе и в военной сфере, сельское хозяйство, отраслевую науку, культуру и образование. К итогам мероприятия Россия предложила «дорожную карту», закрепляющую новый этап развития в отношениях России и АСЕАН и способствующую дальнейшему росту. Она рассчитана на 3-5 лет и представляет всеобъемлющую программу сотрудничества, охватывающую все стороны взаимоотношений: 57 проектов, направленных на формирование совместных технологических и инновационных альянсов. При этом азиатские партнеры продолжают вносить в нее коррективы.
Ключевым итогом саммита аналитики считают курс, который взяли участники на «сопряжение» интеграции АСЕАН с такими же процессами в ЕАЭС и ШОС. Конечно, это повлечет изучение существующих тарифов, стандартов, правил игры, но и перспектива видится весьма значимой – это свободная торговля между странами, входящими в эти организации.
На фоне результативности экономических аспектов следует упомянуть и политический фактор. Практически история не помнит таких примеров, когда на саммит к одному из своих партнеров приезжают почти все руководители стран участников. Проведение саммита в г. Сочи в очередной раз опровергает мнение США и запада об изоляции России. В Азии понимают, что политика США ведет к расколу АСЕАН. А страны юго-восточной Азии наоборот заинтересованы в сохранении «баланса», в результате которого ни одна из стран не должна доминировать в регионе. Поэтому они стараются сотрудничать и США, и с Китаем, и с Россией. Не исключается, что идея партнерства ЕАЭС, ШОС и АСЕАН вполне может стать привлекательнее трансатлантического тихоокеанского партнерства.
* АСЕАН - Ассоциация государств Юго-восточной Азии
ЕАЭС – Евразийский экономический союз
ШОС – Шанхайская организация сотрудничества