Статья
О новом инструменте по взысканию долгов Банками

Проблема с возвратом долгов юридических и физических лиц имеет перспективы уже в ближайшем будущем решаться быстрее. Для борьбы с должниками банки некоторое время назад активно прибегали к услугам коллекторских агентств, за что подвергались критике со стороны своих клиентов и привлекали внимание правоохранительных органов. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником своих обязанностей заинтересованные лица обращались в суд.

Возможность использовать кредиторами (банками) внесудебный порядок взыскания денежных сумм или истребования имущества от должника предусмотрен «Основами законодательства Российской Федерации о нотариате», утв. ВС РФ 11 февраля 1993г. N 4462-1 (ред. от 30.03.2015) и Федеральным законом от 2 октября 2007г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ред. от 29.06.2015).

В частности, ст. 89 «Основ законодательства о нотариате» указывает, что в случае неисполнения залогодателем соглашения об обращении взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке нотариус совершает исполнительную надпись на договоре о залоге или, если права залогодержателя удостоверены закладной, исполнительная надпись совершается на закладной. В свою очередь, ст. 78 Закона об исполнительном производстве гласит, что судебный пристав-исполнитель на основании исполнительной надписи нотариуса может изъять и реализовать имущество или передать его взыскателю.

С вступлением в силу Федерального закона от 3 июля 2016 г. №360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» появилась возможность более широко использовать внесудебный порядок взыскания задолженности по денежным обязательствам и на заложенное имущество по договорам ипотеки, заключенным до 7 марта 2012 года, в основе которого используется исполнительная надпись нотариуса. Суть заключается в том, что исполнительная надпись нотариуса является способом принудительного взыскания бесспорной задолженности во внесудебном порядке без обращения в суд.

Кроме того, действующим законодательством не предусмотрено каких-либо приоритетов исполнительных документов по суду или по исполнительной надписи нотариуса. Исполнительное производство по исполнительным надписям нотариусов возбуждается и осуществляется в общем порядке.

Больше всего применение нового инструмента повлияет на деятельность коллекторов, так как если раньше банки передавали долги им, то сейчас для возврата долгов банки получили простой удобный для них действенный инструмент. На случай возврата долгов банкам достаточно указать соответствующий пункт в договоре. При наступлении двухмесячной просрочки необходимо получить исполнительную надпись у нотариуса и, минуя суд, прямо идти к судебным приставам, которые наделены соответствующими функциями для взыскания по исполнительным надписям.

О том, что судебный пристав принудительно исполняет задачу по возврату долга, можно будет узнать в Информационно-аналитической системе Глобас-i. Эти сведения поступают в Систему из базы данных ФССП, куда судебный пристав обязан вносить сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц (ст. 6.1 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Также такие сведения должны поступать из Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц, так как должник обязан уведомить кредиторов об обращении взыскания на принадлежащее ему имущество путем внесения сведений об обращении взыскания на такое имущество в указанный реестр.

Статья
Порядок признания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет

В июне 2016 года в нашей публикации мы обращались к теме ответственности за ошибки в бухгалтерском учете, что напрямую связано с правильностью уплаты обязательных платежей в бюджет и возможным возникновением задолженностей по платежам

В этой связи целесообразно напомнить, что, признание платежей в бюджет безнадежными к взысканию регулируется статьей 47.2. Бюджетного кодекса РФ. Не уплаченные в установленный срок платежи в бюджет могут быть признаны безнадежными в случаях:

  • смерти или объявления умершим плательщика - физического лица;
  • признания банкротом плательщика - индивидуального предпринимателя - в части, задолженности из-за недостаточности имущества должника;
  • ликвидации организации - в части задолженности из-за недостаточности имущества организации или отсутствия возможности ее погасить учредителями или участниками организации;
  • судебного решения об истечении установленного срока взыскания задолженности, в том числе об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности;
  • вынесения постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа. Такое правило действует, если от даты образования задолженности прошло более 5 лет, а так же в случаях, не превышения размера задолженности над требованиями к должнику. Это же относится и к случаям возвращения судом заявлений о признании плательщика банкротом, прекращения производства по делу о банкротстве из-за отсутствия достаточных средств для возмещения судебных расходов на проведение этой процедуры.

Задолженности по административным штрафам признаются безнадежными к взысканию по истечении установленного законодательством срока давности исполнения наказания в административном порядке (данное положение вступит в силу с 1 января 2017 года).

Решение о признании безнадежной к взысканию задолженности принимается администратором доходов бюджета на основании документов, подтверждающих перечисленные выше обстоятельства.

Приказом Федеральной Налоговой Службы России от 15.08.2016 №СА-7-8/438@ утвержден порядок принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджетные системы РФ. Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции России 19.10.2016 №44088.

Документом определен перечень документов, являющихся основанием для принятия решения о признании задолженности безнадежной к взысканию, установлена процедура их рассмотрения и порядок подготовки решения Комиссии по поступлению и выбытию активов, создаваемой в территориальном налоговом органе. Соответствующий акт о признании задолженности безнадежной к взысканию утверждается руководителем налогового органа и направляется в структурное подразделение налогового органа - администратора доходов бюджета.

Справочно

Согласно сведениям Федеральной Налоговой Службы России задолженность по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему РФ в номинальном выражении растет с 2009 года (Рисунок 1).

Задолженность по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему РФ (млрд руб.)
Рисунок 1. Задолженность по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему РФ (млрд руб.)

*-) данные за 2011 г. не представлены в первоисточнике

При этом, в последние годы наблюдается тенденция к снижению темпов роста задолженности (Рисунок 2).

Задолженность по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему РФ (+/- % от года к году)
Рисунок 2. Задолженность по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему РФ (+/- % от года к году)

*-) данные за 2011 г. не представлены в первоисточнике

Наибольшую долю в общей сумме занимает задолженность на уровне федерального бюджета (Рисунок 3).

Распределение задолженностей по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям по уровням бюджетной системы РФ в 2015 г. (%)
Рисунок 3. Распределение задолженностей по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям по уровням бюджетной системы РФ в 2015 г. (%)

В отраслевом разрезе наибольшую долю в общей сумме занимает задолженность предприятий обрабатывающей промышленности (Рисунок 4).

Распределение задолженностей по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему РФ по основным видам экономической деятельности в 2014 г. (%)
Рисунок 4. Распределение задолженностей по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему РФ по основным видам экономической деятельности в 2014 г. (%)